Санитарные правила для морских судов СССР (утв. с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР 25 декабря 1982 г. N 2641-82, 13 ноября 1984 г. N 122-6/452-1) стр. 17

7.1. Мероприятия по предупреждению вредного воздействия шума и вибрации на экипаж и пассажиров

7.1.1. На всех судах в сроки, установленные учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и согласованные с судовладельцами, последние должны производить контроль уровней шума и вибрации и при необходимости выполнять мероприятия по снижению их неблагоприятного воздействия на экипаж и пассажиров. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют контроль за выполнением этих мероприятий.
7.1.2. Наряду с выполнением конструктивных мероприятий по снижению шума и вибрации при эксплуатации судов рекомендуется также проводить следующие профилактические мероприятия:
инструктировать экипажи судов о неблагоприятном воздействии шума и вибрации и правилах пользования средствами индивидуальной защиты;
применять индивидуальные средства защиты от шума и вибрации в виде противошумных наушников, шумозащитных шлемов, вибродемпфирующих ковриков, виброгасящей обуви, амортизирующих платформ и др.;
повышать устойчивость организма членов экипажей судов с целью предупреждения возникновения шумовибрационной патологии путем проведения водных процедур, гимнастических упражнений, витаминизации пищевого рациона и др.
7.1.3. У входа в помещения с уровнем шума, превышающим 85 дБА, должен быть помещен предупреждающий знак.
Для индивидуального контроля уровней шума рекомендуется использовать дозиметры шума.

7.2. Защита от инфракрасного излучения, электромагнитных полей радиочастот, ионизирующего излучения и статического электричества

7.2.1. Измерения напряженности и плотности потока энергии ЭМП следует проводить периодически, но не реже одного раза в год, в порядке текущего санитарно-гигиенического надзора, а также в следующих случаях:
при приеме в эксплуатацию новых установок;
при внесении изменений в конструкцию действующих установок;
при изменении конструкции средств защиты от воздействия ЭМП;
при внесении изменений в схему подключения излучающих элементов и режимы работы установок;
при организации новых рабочих мест;
после проведения ремонтных работ на установках.
7.2.2. При нахождении людей в зоне излучения радио- и радиолокационной станции должны соблюдаться защитные меры, указанные в п. 4.3.5 настоящих Правил.
7.2.3. Во время эксплуатации судов и после их ремонта необходимо проводить контрольные замеры интенсивности ионизирующих и инфракрасных излучений, статического электричества в сроки, установленные учреждениями санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовладельцами.
7.2.4. Для снижения напряжения поля статического электричества рекомендуется ежедневно проводить влажную уборку помещений, обработку мебели, поручней и трапов, применяя антиэлектростатический состав.

7.3. Предупреждение загрязнения атмосферного воздуха

7.3.1. При стоянках в портах, а также при движении судов в черте населенных пунктов должны быть исключены операции, приводящие к чрезмерному загрязнению атмосферного воздуха дымом и сажей из дымовых и выхлопных труб.

7.4. Защита от токсичных газов

7.4.1. Все закрытые помещения и емкости, в которых возможно скопление токсичных газов, а также недостаточность содержания кислорода, перед входом в них людей должны тщательно вентилироваться стационарными или переносными вентиляторами, после чего должен быть осуществлен контроль воздушной среды.
7.4.2. Содержание токсичных газов, паров и пыли в воздухе судовых помещений не должно превышать действующих норм предельно допустимых концентраций.

7.5. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация

7.5.1. Для проведения на судах дезинфекции и дезинсекции должны быть предусмотрены необходимые дезинфекционные и дезинсекционные средства.
7.5.2. При наличии эпидемических показаний на судне проводится дезинфекция в соответствии с методическими указаниями для судовых медицинских работников по ее проведению на морских судах во время рейса.
7.5.3. На всех судах должна проводиться дератизация. При обнаружении на судне хотя бы единичных экземпляров грызунов должна быть проведена генеральная дератизация. После проведения на судне дератизации или при освобождении от нее учреждения санитарно-эпидемиологической службы выдают капитану судна свидетельство о дератизации или свидетельство об освобождении от нее.
7.5.4. Для предупреждения миграции крыс с берега на судно и обратно должны проводиться следующие мероприятия:
все канаты, с помощью которых суда пришвартовываются к причальным и другим береговым устройствам, должны быть снабжены металлическими щетками или щитами;
сетки, предохраняющие груз от падения за борт, должны немедленно убираться по окончании погрузочных работ;
забортные трапы и рампы (аппарели) по окончании грузовых работ должны быть приподняты не менее чем на 40 см, особенно в ночное время;
при погрузочных работах в ночное время сетки и трапы должны быть ярко освещены.
7.5.5. Срок действия свидетельства о дератизации судна устанавливается:
для судов СССР заграничного плавания и при эксплуатации судов в большом каботаже - 6 мес;
для судов СССР при эксплуатации в малом каботаже - 12 мес.
7.5.6. Если судно не имеет свидетельства о дератизации или оно просрочено, то бассейновая или портовая санэпидстанция после тщательного санитарного обследования судна и его помещений может:
предписать проведение дератизации на судне;
предоставить судну, направляющемуся в порт приписки, отсрочку на проведение дератизации на 1 мес;
выдать удостоверение об освобождении судна от дератизации, если санитарно-карантинный отдел убедится, что судно содержится удовлетворительно и следов присутствия на нем грызунов нет.
7.5.7. Дератизация судовых помещений должна производиться только с помощью средств, разрешенных к применению. Дератизация по возможности должна производиться при пустых трюмах, а также в сжатые сроки.
7.5.8. В целях предупреждения появления на судах насекомых (тараканы, клопы и т.п.) администрация судна обязана систематически проводить силами команды соответствующие мероприятия по борьбе с насекомыми в соответствии с организационно-методическими указаниями по дезинфекции морских и речных судов.

7.6. Зачистные работы на нефтеналивных судах

7.6.1. Зачистные работы в грузовых танках должны осуществляться механизированным способом без пребывания в них людей. При зачистных работах предусматриваются меры по защите окружающей среды от загрязнения. Перед выполнением зачистных работ в грузовых танках судов, перевозящих токсичные грузы, должна проводиться дегазация.
7.6.2. Работы, выполнение которых требует пребывания людей внутри грузовых танков (ручная домывка, выборка твердых остатков и др.), должны производиться только после вентиляции и дегазации этих помещений, а также с использованием средств индивидуальной защиты от паров нефтепродуктов.
7.6.3. Вентиляция грузовых танков должна проводиться на протяжении всего периода нахождения в них людей. Вентиляция танков пароструйными эжекторами во время пребывания в них людей не допускается.
7.6.4. Руководитель зачистных работ в процессе зачистки танков должен через каждые 30 мин производить анализ воздуха на содержание токсичных веществ и определять параметры микроклимата в танках.
Определение содержания токсичных веществ и параметров микроклимата следует производить одновременно.
7.6.5. Входить в грузовые танки при содержании в воздухе вредных веществ, превышающем санитарные нормы, допускается только в аварийных случаях. Работающие при этом люди должны пользоваться средствами индивидуальной защиты.
7.6.6. К выполнению зачистных работ допускаются лица, признанные медицинской комиссией годными для проведения указанных работ (в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР N 400-69 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся").