Санитарные правила для морских судов СССР (утв. с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР 25 декабря 1982 г. N 2641-82, 13 ноября 1984 г. N 122-6/452-1) стр. 16

На малых судах и на судах III и IV категорий они могут перевозиться в клетках или корзинах, а собаки, находящиеся при пассажирах, - обязательно на поводке и в наморднике.
5.7.10. Владельцы животных, перевозимых на пассажирских и грузовых судах I и II категорий, должны иметь при себе соответствующие ветеринарно-санитарные документы, свидетельствующие об отсутствии у животных инфекционных заболеваний и о вакцинации собак против бешенства.
5.7.11. При перевозке на судах опасных грузов должны выполняться Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ).
5.7.12. Транспортировка токсичных грузов на пассажирских судах запрещается.
5.7.13. Перевозка радиоактивных веществ может производиться только при условии выполнения действующих правил их перевозки.

6. Требования к эксплуатации судовых систем

6.1. Эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха

6.1.1. На судах, на которых предусмотрена система летнего кондиционирования воздуха, в помещениях с постоянным пребыванием людей она должна включаться при повышении температуры воздуха в них выше 25°С.
6.1.2. Контроль за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха должен производиться в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по гигиеническому контролю за эксплуатацией системы кондиционирования воздуха на судах (прил. 8).
6.1.3. На нефтеналивных судах и судах-газовозах должен быть обеспечен систематический контроль за содержанием вредных веществ в воздухе судовых помещений в пределах допустимых концентраций.
6.1.4. Запрещается эксплуатация судов, не оборудованных системой летнего кондиционирования воздуха, в тропических районах плавания.

6.2. Эксплуатация систем водоснабжения

6.2.1. Ответственность за техническое состояние систем водоснабжения и качество воды, используемой на судне, несет администрация судна.
Контроль за выполнением санитарных требований по водоснабжению судна в рейсе осуществляет судовой врач (фельдшер), а при отсутствии его в штате - старший помощник капитана.
6.2.2. Вода для питьевых и мытьевых целей должна приниматься на суда из береговых централизованных хозяйственно-питьевых водопроводов или со специализированных судов-водолеев. При приеме воды в иностранных портах ее доброкачественность и соответствие региональным, национальным или международным санитарным требованиям должны быть удостоверены сертификатом.
При приеме воды с водоналивного или другого судна в соответствующем товарном документе, заверенном администрацией судна, передающего воду, должны быть указаны место и дата получения воды (из берегового источника) и сделана отметка о проведении обеззараживания воды перед ее передачей на принимающее судно.
Прием пресной воды на суда из нецентрализованных береговых источников и непосредственно из водоемов запрещается.
6.2.3. Используемые для приема на суда питьевой и мытьевой воды гидранты и шланги должны иметь на концах устройства, обеспечивающие герметичность их соединений и предотвращающие подсос загрязненной воды в шланги в месте соединения с гидрантом.
6.2.4. В случае хранения питьевой воды в цистернах более 7-10 сут при температурах выше 10°С перед ее использованием необходимо проводить обеззараживание.
6.2.5. Для получения на судах пресной воды из морской (путем опреснения) с целью хозяйственно-питьевого использования забор морской воды должен осуществляться в районах моря, удаленных от берега на расстояние ее менее 25 миль.
6.2.6. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках при температуре испарения более 80°С, может использоваться для мытьевых и хозяйственных целей. При других способах опреснения должно быть предусмотрено обеззараживание опресненной воды перед ее использованием.
6.2.7. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках любого типа, может использоваться для питья только после коррекции ее солевого состава (минерализации) и обеззараживания. Минерализация опресненной воды на судах может осуществляться только методами, разрешенными для этой цели Минздравом СССР.
6.2.8. Минерализованная вода должна иметь солесодержание в пределах 250-500 мг/л. Минерализованная вода обеззараживается сразу после приготовления.
6.2.9. На каждом судне при наличии установки для кондиционирования воды (минерализации опресненной воды) должны быть запасы реагентов для ее обработки в соответствующей расфасовке и упаковке согласно рейсовому заданию.
Основной запас комплектов солей (реагентов) для минерализации должен храниться в сухой кладовой или шкафу.
6.2.10. Минерализатор должен периодически очищаться, промываться питьевой водой и подвергаться дезинфекции в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
6.2.11. Цистерны для питьевой и мытьевой воды не реже одного раза в год, а также по требованию органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы должны подвергаться осмотру, а при необходимости - очистке и восстановлению антикоррозионного покрытия с последующей дезинфекцией цистерн.
6.2.12. Дезинфекция систем питьевой и мытьевой воды производится после постройки или модернизации судна перед началом эксплуатации, после ремонтных работ в системе водоснабжения, а также в том случае, если после двукратного обеззараживания воды ее санитарно-бактериологические свойства не отвечают требованиям действующего ГОСТа на питьевую воду.
6.2.13. Дезинфекция систем питьевой и мытьевой воды должна производиться в заводских условиях или во время стоянок в порту с участием специально подготовленного заводского (портового) персонала под контролем представителя учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
6.2.14. Результаты промывки и дезинфекции судовых систем водоснабжения оформляются в виде акта, который представляется в учреждения санитарно-эпидемиологической службы. В акте указываются: продолжительность обеззараживания (контакт), доза обеззараживающего агента, дата и время окончательной промывки, данные химического и бактериологического анализа воды.
6.2.15. Проведение в рейсе силами экипажа каких бы то ни было ремонтных работ, связанных с необходимостью разгерметизации судовой системы водоснабжения, не допускается.
6.2.16. При эксплуатации систем питьевой и мытьевой воды следует руководствоваться методическими указаниями по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов (прил. 9).

6.3. Условия удаления сточных, нефтесодержащих вод и мусора*(11)

6.3.1. Сточные воды

6.3.1.1. Условия сброса сточных вод за борт в открытом море регламентируются Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73), исправленной и дополненной Протоколом Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения, состоявшейся в Лондоне в феврале 1978 г. (МАРПОЛ-73-78).
6.3.1.2. Условия сброса сточных вод с судов в морских внутренних и территориальных водах СССР определены в Перечне веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормах предельно допустимой концентрации этих веществ в сбрасываемых смесях. Эти условия действуют для судов с числом людей на борту более 10 человек.
6.3.1.3. В территориальных водах СССР сброс необработанных сточных вод разрешается только для судов с числом людей на борту не более 10 человек.
Для остальных судов сброс сточных необработанных вод запрещается.
6.3.1.4. В первом поясе зоны санитарной охраны разрешается сброс с судов сточных вод, предварительно измельченных и обработанных на установках для очистки и обеззараживания, при соблюдении следующих условий:
глубина очистки на установке обеспечивает обеззараживание до коли-индекса не более 1000;
сброс производится при движении судна относительно воды со скоростью не менее 4 уз и не приводит к появлению видимых плавающих частиц, а также не вызывает изменения цвета окружающей воды.
6.3.1.5. Во втором поясе санитарной охраны сброс сточных вод с судов разрешается на условиях, указанных в п. 6.3.1.4 настоящих Правил, за исключением того, что глубина очистки сточных вод обеспечивает их обеззараживание до коли-индекса не более 2500.
6.3.1.6. В территориальных и внутренних водах, находящихся под юрисдикцией других государств, сброс сточных вод с судов производится в соответствии с национальными правилами этих государств, если ими установлены более строгие требования, чем требования МАРПОЛ-73-78.
6.3.1.7. Сброс хозяйственно-бытовых вод, не смешанных со сточными водами, международными конвенциями и правилами СССР по предотвращению загрязнения моря не запрещается.
6.3.1.8. Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей и Перечнем веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормами предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях сброс с судов всех видов мусора (в том числе измельченного) в морских внутренних и территориальных водах СССР запрещен.
6.3.1.9. Условия сброса мусора в особых районах (море или морской бассейн), в которых в соответствии с МАРПОЛ-73-78 должны приниматься особые обязательные меры и методы предотвращения загрязнения с судов, и в Балтийском море должны выполняться в соответствии с положениями Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г. с поправками 1980 и 1981 гг.
6.3.1.10. Сброс мусора с судов в морских внутренних и территориальных водах любого государства должен осуществляться в соответствии с действующими национальными правилами этого государства.
6.3.1.11. Когда судно совершает плавание в районах, где сброс мусора в море запрещен, или находится на стоянке в порту, не располагающем возможностями приема мусора с судов, а судно не оборудовано устройством для уничтожения мусора, для удаления накопившегося на судне мусора необходимо выйти в тот район моря, где сброс мусора разрешен, и сбросить мусор в соответствии с действующими правилами.
Пищевые отходы допускается хранить в мусоросборниках-контейнерах на борту судна не более 2 сут.

7. Требования по предупреждению вредного воздействия физических и химических факторов судовой среды