Санитарные правила для морских судов СССР (утв. с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР 25 декабря 1982 г. N 2641-82, 13 ноября 1984 г. N 122-6/452-1) стр. 29

1. Кондиционирование воздуха (СКВ) предусматривает создание и поддержание в судовых жилых и общественных помещениях определенной воздушной среды, обладающей заданными благоприятными для людей физическими свойствами и газовым составом. Система KB обеспечивает заданную температуру, влажность, подвижность воздуха, его очистку от пылевых загрязнений и некоторых газообразных примесей (при летнем кондиционировании).
2. Судовые системы кондиционирования воздуха состоят из следующих основных элементов:
а) установка для приготовления и раздачи хладо- и теплоносителя (воздухонагреватели и воздухоохладители);
б) увлажнители (применительно к зимнему режиму работы СКВ);
в) фильтры;
г) сеть воздуховодов;
д) концевые воздухораспределители;
е) система дистанционного и автоматического регулирования.
3. В зависимости от типа системы (одноканальная, двухканальная) процесс кондиционирования воздуха проходит по следующей схеме. При одноканальной схеме СКВ наружный воздух забирается вентилятором, проходит обеспыливающий фильтр, затем воздухоохладитель или воздухонагреватель, где происходит его охлаждение или нагревание в зависимости от климатических условий. После воздухонагревателя происходит увлажнение воздуха до заданной величины. Обработанный воздух попадает в камеру-глушитель, из которой по воздухопроводам - в каюты. Все узлы кондиционера, за исключением воздухопроводов и концевых воздухораспределителей, собраны в центральный агрегат. Поступающий воздух получает в центральном агрегате заданные кондиции благодаря автоматическим регуляторам температуры и влажности воздуха, чувствительные элементы которых размещены на пути обработанного воздуха.
При двухканальной схеме СКВ воздух, пройдя фильтр, воздухоохладитель или воздухонагреватель, увлажнитель, направляется по двум путям: первый приводит непосредственно к воздухораспределителям в помещениях, а второй - во вторую ступень более глубокой обработки воздуха и далее по другому воздухопроводу к тем же воздухораспределителям. Таким образом, в воздухораспределители воздух приходит по двум воздухопроводам с двумя различными параметрами. Необходимое соотношение расхода подаваемого в помещения воздуха после первой и второй ступеней его обработки регулируется посредством ручных регуляторов концевых распределителей. Следовательно, система позволяет получить в помещениях микроклимат, отвечающий индивидуальным наклонностям их обитателей, без изменения общего объема подаваемого воздуха.

III. Методика рассмотрения проектов СКВ и порядок санитарной оценки отдельных ее узлов на судне

1. При ознакомлении с судовой системой кондиционирования воздуха по технической документации судовой врач должен обратить внимание на следующие данные:
а) тип системы: одноканальная, двухканальная, с рециркуляцией и без рециркуляции воздуха. Система КВ с рециркуляцией предусматривает частичное повторное использование обработанного воздуха, поступающего из жилых помещений в центральный кондиционер, где он смешивается с поступающим свежим воздухом и подается после необходимой обработки обратно в жилые помещения судна;
б) технические возможности СКВ в части выдерживания определенных параметров температуры, относительной влажности воздуха в кондиционируемых помещениях в различные периоды года;
в) способ регулировки температуры и влажности воздуха в помещениях (наличие автоматических регуляторов, месторасположение датчиков);
г) вид воздухораспределителей и возможности индивидуальной доводки микроклиматических параметров в жилых и общественных помещениях судна;
д) количество подаваемого воздуха по проекту в каждое жилое и общественное помещение судна;
е) тип фильтров.
2. После ознакомления с технической документацией судовой врач должен под руководством механика ознакомиться с расположением основных узлов СКВ и вести периодический контроль за их гигиеническим состоянием. Для этого судовой врач должен участвовать совместно с механиком в периодических санитарно-технических осмотрах систем кондиционирования воздуха, которые заключаются в следующих мероприятиях:
а) не реже одного раза в месяц производить общий осмотр фильтров (проверяется состояние их поверхностей, визуально оценивается их загрязненность);
б) не реже одного раза в год контролировать чистоту воздуховодов;
в) проверяется герметизация фреоновых воздухоохладителей* (совместно с санитарно-химической лабораторией СЭС, периодически отбираются пробы воздуха в помещении кондиционеров на содержание хладагента);
г) периодически проводится проверка концевых воздухораспределителей на их загрязненность;
д) проверяется по потребности исправность и правильность настройки чувствительных элементов (датчиков) автоматических регуляторов температуры и влажности.
Данные осмотра судовой врач заносит в санитарный журнал и требует от судовой администрации проведения соответствующих мероприятий по исправлению обнаруженных недостатков.

IV. Гигиенические требования к микроклимату и воздухообеспечению жилых и общественных помещений судов, оборудованных СКВ

1. В настоящее время установлено, что тепловая радиация от сферы ограждений ввиду большой теплопроводности металлического корпуса судна и наличия источников тепловыделений в значительной мере определяет специфику формирования микроклимата жилых и общественных помещений судов.
Фактор тепловой радиации оказывает существенное влияние на формирование теплового состояния организма моряков, что в конечном итоге вызывает ощущение дискомфорта даже в условиях микроклимата, когда температура, относительная влажность и подвижность воздуха находятся в пределах нормируемых величин.
Примененный при разработке санитарных норм метод характеристики условий комфортного микроклимата жилых и общественных помещений судов в градусах результирующей температуры (°РТ) позволяет учесть физиологическое действие на организм моряков тепловой радиации в совокупности с другими параметрами микроклимата.
Приведенные ниже нормы микроклимата, разработанные с учетом акклиматизационных изменений в организме моряков, позволяют создавать оптимальные условия в жилых и общественных помещениях судов во всех климатических районах в теплый и холодный периоды года. Кроме того, данный метод нормирования позволяет при эксплуатации судовых систем кондиционирования воздуха, соблюдая точность комплексной гигиенической нормы, выбрать наиболее целесообразный вариант компонентов микроклимата с учетом тепловой радиации от ограждений в зависимости от эффективности теплоизоляции судовых помещений и предполагаемых климатических условий плавания судна.
2. При оборудовании судов системами кондиционирования воздуха в жилых и общественных помещениях (в зоне преимущественного нахождения членов экипажа и пассажиров) должны обеспечиваться в зависимости от климатических районов плавания и периодов года при расчетных параметрах наружного воздуха условия микроклимата, комплексно оцениваемые в °РТ в соответствии с приведенными нормами (табл. 1).
Таблица 1*
Районы плавания
Комплексные величины микроклимата, °РТ
Период года
теплый
холодный
1. До 30° сев. и южн. широты
24,1
-
2. От 30 до 45° сев, и южн. широты
23,2
19,2
3. От 45 до 60° сев. и южн. широты
19,7
18,1
4. Более 60° сев. или южн. широты
20,5
19,0
_____________________________
* Представленные в таблице нормативные величины в °РТ являются комплексными показателями условий микроклимата, включающими температуру, влажность, подвижность воздуха, а также среднюю радиационную температуру от ограждений с учетом акклиматизации членов экипажа к различным климатическим условиям.
Отдельные компоненты микроклимата, составляющие результирующую температуру, принимаются в следующих пределах:
относительная влажность воздуха 50+-10%;
скорость движения воздуха 0,15 м/с; при эксплуатации допускается подвижность воздуха до 0,5 м/с;
радиационная температура (средняя температура ограждений и конвекционная температура не должны разниться более чем на +-2-4°).
Примечания: 1. Методика оценки микроклимата представлена в приложении.
2. К периоду, требующему включения системы зимнего кондиционирования (холодный период), относится время года, когда температура наружного воздуха составляет менее +10°С. К периоду, требующему включения системы охлаждения воздуха (теплый период), относится время года, когда температура наружного воздуха превышает +23-24°С. В интервале температур наружного воздуха более +10°С, менее +23°С необходимые микроклиматические условия поддерживаются системой вентиляции.
3. В жилые и общественные помещения должен подаваться свежий (наружный) воздух в количестве не менее 20 м3/ч на 1 человека при летнем кондиционировании в теплый период и не менее 25 м3/ч при зимнем кондиционировании в холодный период года.
Примечание. В переходный период при работе СКВ в режиме вентиляции (без термической обработки воздуха) следует обеспечивать подачу свежего воздуха в количестве более 25 м3/ч на 1 человека для достижения максимального эффекта удаления теплоизбытков.
4. Для систем кондиционирования воздуха, работающих с рециркуляцией, использование рециркуляционного воздуха при работе СКВ в летнем режиме допускается не более 80%, в зимнем - не более 50% от потребного количества воздуха при обязательной подаче наружного воздуха в соответствии с п. 3.
Примечание. При работе СКВ в режиме вентиляции использование рециркуляции не допускается.

V. Мероприятия по контролю и поддержанию оптимальных показателей воздушной среды в жилых и общественных помещениях судов, оборудованных системой КВ

1. Для оценки условий микроклимата и воздухообеспечения в жилых и общественных помещениях судов судовой врач должен проводить следующие необходимые замеры:
а) температура и влажность воздуха определяются по показаниям сухого и влажного термометров аспирационного психрометра Ассмана. Внутри кондиционируемых помещений замеры производятся в местах преимущественного обитания людей (стол, диван, кровать на уровне 1,2 м от палубы), а также на постоянном или временном рабочем месте. При необходимости определения этих показателей наружного воздуха замеры производятся на палубе с подветренного борта;
б) радиационная температура определяется по температуре шарового термометра, температуре и подвижности воздуха путем расчета по табл. 1 и 2 приложения; определение температуры шарового термометра производится на высоте 1,2 м от палубы;
в) скорость движения воздуха определяется крыльчатым анемометром в непосредственном месте преимущественного обитания людей в течение минуты с последующим перерасчетом скорости в м/с;