г) объем подаваемого воздуха в кондиционируемое помещение определяется при помощи крыльчатого анемометра около приточного (решетка, анемостат, пункалувры и т.д.) или вытяжного отверстия** (дверная решетка) по формуле V = Sv x 3600, где V - объем подаваемого воздуха, м3/ч; v - скорость выхода воздуха из отверстия, м/с; S - площадь отверстия, м2;
д) процент использования рециркуляционного воздуха определяется положением рукояток и шиберов в центральном кондиционере. Кроме того, возможно определить эту величину путем определения объемов засасываемого воздуха через наружные решетки и решетки заборных отверстий внутри помещений для забора рециркуляционного воздуха в единицу времени. Общий объем принимается за 100%, процент объема рециркуляционного воздуха определяется расчетным путем.
Процент использования рециркуляционного воздуха равен
V x 100/(V + V),
1
где V - объем рециркуляционного воздуха;
V - объем засасываемого наружного воздуха.
1
Примечание. Замеры объема подаваемого воздуха и процента использования рециркуляции следует проводить не реже одного раза в месяц, а также при переходе из одного режима (охлаждение или нагревание) на другой.
2. Для своевременного изменения режима работы СКВ при изменении внешних метеорологических условий или возникновении адаптационных изменений в организме моряков, что скажется на их теплоощущениях, указанные замеры должны проводиться при соблюдении следующих условий:
а) при переходе из одного климатического района в другой - один раз в 3 суток;
б) при плавании в одних и тех же климатических районах - не реже 2 раз в месяц;
в) для замеров должны быть выбраны каюты, в которых температура ограждения отличается от температуры воздуха в них по левому и правому бортам, в целях учета влияния инсоляции, а также в каютах надстройки, смежных с перегревающимися помещениями, и в каютах, размещенных внутри корпуса судна, в которых температура ограждений и воздуха одинакова;
г) полученные результаты замеров следует регистрировать для удобства дальнейших расчетов по форме табл. 6.
Результирующую температуру, найденную при оценке, сравнивают с нормируемой величиной, представленной в табл. 1.
3. В случае несовпадения фактической результирующей температуры с нормируемой следует провести следующее:
а) определить необходимые для кают температуру и влажность воздуха из нормируемой результирующей температуры, произвести соответствующую установку датчиков, регулирующих температуру и относительную влажность в кондиционируемых помещениях;
б) при наличии дискомфортных температур воздуха в помещениях, которые могут создаваться при наружных температурах, превышающих расчетные величины, например в Заполярье ниже -25°С зимой или в тропиках выше +34°С, рекомендуется согласно пп. 4 и 5 раздела IV увеличить объем использования рециркуляционного воздуха и снизить объем подачи наружного воздуха; следует предложить морякам направлять потоки воздуха из поворотных (шаровых) воздухораспределителей на себя с целью душирования (при высоких температурах) или, наоборот, в сторону от себя для рассеивания воздушного потока при низких температурах воздуха. При невозможности создания обдувающих потоков с помощью воздухораспределительных устройств следует прибегнуть к настольным или потолочным вентиляторам (вентиляторы должны быть во всех жилых и общественных помещениях судов, в которых воздухораспределители не создают потоков воздуха).
Выбор скорости обдуваемого потока зависит от его температуры. Оптимальные сочетания температуры и скорости при создании душирующего потока представлены в табл. 3.
При подаче охлажденного воздуха в каюты разность температур между воздухом в помещении и приточным при направленных потоках в зоне дыхания не должна превышать 5°С; при этом температура душирующего потока должна быть не менее +22-23°С.
4. С целью предупреждения возможных простудных заболеваний при высоких наружных температурах воздуха следует поддерживать в кондиционируемых помещениях температуру воздуха в зависимости от наружных условий таким образом, чтобы перепад температур не превышал величины, указанной в табл. 4.
Таблица 3
Температура душирующего потока в зоне обитания, °С | Оптимальная скорость движения воздуха в зоне обитания, м/с |
23,0 | 0,1 |
24,0 | 0,2 |
25,0 | 0,3 |
26,0 | 0,4-0,5 |
27,0 | 0,5-0,6 |
Таблица 4
Температура наружного воздуха | Перепад температур |
34,0 | 7 |
36,0 | 9 |
38,0 | 11 |
40,0 | 13 |
VI. Составление расписания работы судовой системы кондиционирования воздуха
Для эффективности контроля и поддержания необходимых параметров воздушной среды судовой врач совместно с механиком составляют расписание работы СКВ.
Расписание должно отражать время и условия включения подогрева, охлаждения (или без термической обработки) воздуха в зависимости от периода года (холодный, теплый, переходный) с учетом районов плавания.
Примечание. Расписание может составляться предварительно на каждый (определенный) сезон года при плавании в одном климатическом районе и на конкретный рейс при плавании с переходом различных географических широт. При этом судовой врач должен руководствоваться нормами, представленными в табл. 1, с последующим проведением корректировки на основании опроса членов экипажа (см. раздел VII).
Расписание содержит:
1) суточное время включения и выключения СКВ или изменение режима его работы с учетом отсутствия в каютах людей, занятых на вахте и других работах (в многоместных каютах желательно разместить членов экипажа, время работы которых совпадает);
2) период выключения на время отсутствия членов экипажа в салонах, кают-компаниях;
3) указания об изменении положения заслонок и шиберов, регулирующих объем подачи наружного и рециркуляционного воздуха при наружных температурах, превышающих расчетные;
4) рекомендации по температуре и подвижности воздуха, поддерживаемым в помещениях в конкретные периоды плавания;
5) то же, для помещений в период прогрева ограждений солнцем.
VII. Уточнение зоны комфортного микроклимата для экипажей судов в рейсе
При резкой смене климатических районов у членов экипажей судов могут наблюдаться различные неблагоприятные изменения со стороны ряда функциональных систем организма (центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, терморегуляции и др.).
1. С целью корректировки на акклиматизацию к теплу (холоду) границ зоны комфорта необходимо провести опрос плавсостава о теплоощущениях и определить интенсивность потоотделения при фактических микроклиматических условиях (определяются одномоментно):
а) для опроса привлекаются лица, находящиеся в кондиционируемых помещениях 30-40 мин в соответствующей одежде для данных условий;
б) опрос следует производить при переходе из одного климатического района в другой не реже одного раза в 3 суток;
в) опрос производится по краткой программе с оценкой теплоощущений у членов экипажа по пятибалльной системе (1 балл - "холодно", 2 - "прохладно", 3 - "нормально", 4 - "тепло", 5 - "жарко").
Верхняя граница зоны комфорта соответствует 50% ответов "хорошо" и 50% "тепло". Нижняя граница зоны комфорта соответствует 50% ответов "хорошо" и 50% "прохладно".
2. Оценка интенсивности потоотделения на лбу и груди по пятибалльной шкале, где 1 балл - "кожа сухая" (потоотделение отсутствует); 2 балла - "кожа слегка влажная", 3 - "кожа влажная", 4 - "капли пота" и 5 баллов - "струйки пота". Наличие случаев интенсивности потоотделения 2-3 балла говорит о начавшемся напряжении терморегуляции, что свидетельствует о приближении к верхней границе зоны комфорта.
3. Полученные результаты опроса и наблюдений заносятся в табл. 7:
а) исходя из результатов опроса следует откорректировать микроклимат в жилых и общественных помещениях способами, указанными в п. 3;
б) при плавании в субтропиках и тропиках судовой врач должен стремиться к созданию в жилых общественных помещениях судна микроклимата, близкого к линии комфорта (табл. 5), при наружных температурах +34°С и более - соответственно к верхней границе зоны комфорта.
Таблица 5
Районы и широты плавания | Зоны комфорта, °РТ | |||
Период года | Нижняя граница | Линия комфорта | Верхняя граница | |
Тропические районы (0-30°) | Все | 22,6 | 24,1 | 25,7 |
Субтропические районы (30-45°) | Теплый | 20,8 | 21,9 | 23,2 |
Холодный | 17,7 | 19,2 | 20,7 | |
Умеренные районы (45-60°) | Теплый | 17,8 | 19,7 | 22,0 |
Холодный | 15,9 | 18,1 | 20,3 | |
Приполярные районы (более 60°) | Теплый | 18,3 | 20,5 | 21,6 |
Холодный | 17,6 | 19,0 | 20,4 |
в) судовой врач должен рекомендовать членам экипажа после работы в условиях высокой температуры (при плавании в тропиках - на палубе, в МКО) по возвращении их в каюту повышать на короткий период (15-30 мин) температуру воздуха, чтобы уменьшить неблагоприятный для организма тепловой контраст среды, исключить тем самым нежелательное быстрое охлаждение;
г) при увеличении физической нагрузки (физупражнения) рекомендовать снижение температуры воздуха в каюте на 2-3°С;