в) при одинаковой температуре нагретой поверхности ее излучательная способность меняется в зависимости от гладкости*(2) поверхности. Разница в излучении от "гладкой" и "шероховатой" поверхности составляет 30-90%, а "гладкой" и "обычной" - 3-7%. Наименьшая излучательная способность у "гладкой" и "обычной" поверхности (рис. 2);
г) излучательная способность нагретой поверхности определяется также физическими свойствами вещества и структурой поверхностного слоя толщиной не более 35-40 мк (толщина алюминиевой фольги, керамического покрытия, двойного слоя масляной краски и т.п.).
§ 5. Излучательная способность разных видов покрытий, применяемых в судостроении для теплоизоляции (мастичные, керамические, алюминиевая фольга и др.), различна (рис. 1).
Наименьшая излучательная способность у мастичных покрытий и алюминиевой фольги.
§ 6. Теплоизоляционные материалы, имеющие одно и то же покрытие, при одинаковой температуре поверхности излучают инфракрасную радиацию одной и той же интенсивности.
Примечания. 1. Зависимость между излучательной способностью и температурой, цветом и гладкостью нагретой поверхности, окрашенной масляной краской, представлена на рис. 2. (Условные обозначения к рис. 2: - "обычная" поверхность; - - "шероховатая" поверхность; 1 - белый цвет, ро примерно = 70%; 2 - серый, или шаровый, цвет, ро примерно = 42%; 3 - цвет киновари, ро примерно = 17%; 4 - цвет железного сурика, ро примерно = 14%; 5 - зеленый цвет, ро примерно = 12%; 6 - черный цвет, ро примерно = 5,2%. Указанные значения ро характеризуют отражение в видимой области спектра. Образец цвета, соответствующий данным значениям ро, см. в Атласе цветов Е. Рабкина. М., 1956.)
2. График 2 пригоден для всех видов теплоизоляционных материалов и покрытий, окрашенных масляной краской в указанные цвета и имеющих различную гладкость поверхности.
IV. Методы измерения интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей и приборы
§ 7. Интенсивность инфракрасной радиации следует определять дифференциальными радиометрами*(3) различных типов и производственными актинометрами*(4).
Точность показаний радиометров должна быть не менее 0,01 кал/см2 х мин.
§ 8. При отсутствии актинометров или радиометров в производственных условиях графики 1 и 2 позволяют, исходя из температуры нагретой поверхности, ее цвета, гладкости и некоторых физических характеристик поверхностного слоя, определять интенсивность инфракрасного излучения от нагретых поверхностей для разных покрытий.
Температура нагретых поверхностей замеряется термопарами и термощупами разных конструкций.
Примечания. 1. Пользование графиком 1. Например, при керамическом покрытии температура поверхности 40°С. Находим эту точку на горизонтальной оси (ось абсцисс) и восстанавливаем из нее перпендикуляр до пересечения с соответствующей кривой (в данном случае - кривая керамического покрытия). Из точки пересечения проводим линию параллельно оси абсцисс до пересечения с вертикальной осью (ось ординат). Точка пересечения и будет соответствовать величине интенсивности инфракрасного излучения: при 40°С она будет равна 0,178 кал/см2 х мин.
2. Пользование графиком 2. Например, температура сырой "шероховатой" поверхности 40°С. Находим эту точку на оси абсцисс и восстанавливаем из нее перпендикуляр до пересечения с соответствующей кривой (в данном случае кривая 2 штриховая). Из точки пересечения проводим линию параллельно оси абсцисс до пересечения с осью ординат. Точка пересечения будет соответствовать интенсивности инфракрасного излучения, в указанном примере она составляет 0,196 кал/см2 х мин.
Ввиду отсутствия строго фиксированных рабочих мест в машинных и котельных отделениях судов измерение интенсивности инфракрасного излучения следует производить непосредственно у источников излучения (в 1 см от излучающей поверхности) на различных участках каждой из нагретой поверхности не менее чем в пяти точках.
V. Контроль за соблюдением норм
§ 9. Контроль за соблюдением настоящих норм возлагается на санитарно-эпидемиологические станции водного транспорта.
§ 10. При приемке судов следует особое внимание обращать на состояние тепловой изоляции нагретых поверхностей оборудования и ограждений во всех судовых производственных помещениях:
а) на поверхности изоляции не должно быть трещин, заметных на глаз шероховатостей (выпуклостей, углублений и т.д.) и других повреждений поверхностного слоя;
б) все излучающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона (желательно белый цвет с ро не менее 70% и серый цвет с р не менее 42%).
§ 11. Работники санэпидстанций должны систематически контролировать состояние тепловой изоляции и требовать у ответственных лиц данные об интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей в судовых производственных помещениях (во время работы двигателей).
§ 12. Ответственность за состояние тепловой изоляции нагретых поверхностей возлагается на капитана*(5) и старшего механика*(5) судна. В период ремонта судна ответственность возлагается на администрацию ремонтно-эксплуатационной базы.
§ 13. Срок введения в действие настоящих норм устанавливается для вновь проектируемых судов с момента их утверждения, для строящихся, переоборудуемых, капитально восстанавливаемых и находящихся в эксплуатации судов - по согласованию с местными органами санэпидслужбы.
_____________________________
*(1) Интенсивность инфракрасного излучения (излучательность) 0,20 кал/см2 х мин при переводе в систему единиц СИ составит 50 Вт/см2.
*(2) Имеются в виду следующие виды гладкости: а) "обычная" поверхность теплоизоляционных материалов, выпускаемых промышленностью без дополнительной обработки, и поверхность покрытий при монтаже теплоизоляции; б) "шероховатая" поверхность, имеющая неровности в виде выступов и углублений размерами 1-3 мм; в) "гладкая" поверхность, отшлифованная на корундовом камне.
*(3) Радиометры изготовляются мастерскими ряда научно-исследовательских институтов: Института гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (Москва) и др.
*(4) Актинометры изготовляются мастерскими Института охраны труда ВЦСПС (Ленинград).
*(5) На судах с совмещением профессий ответственность возлагается на капитана-механика, капитана - I пом. механика, капитана - II пом. механика, механика - I пом. капитана и механика - II пом. капитана.
Приложение 7
Перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания
Наименование моющего средства | Назначение | Способ применения | Утверждено |
1. Синтетическое моющее средство "Прогресс" | Для ручного мытья столовой посуды, тары и оборудования | 5 г препарата на 1 л воды | ГСЭУ Минздрава СССР 30.01.74, N 123-13/3 |
2. Синтетический моющий препарат "Дон" | Для ручной мойки столовойпосуды | 1 г препарата на 1 л воды | Минздрав РСФСР 17.01.74, N 08с/Б-7/1-152 |
3. Тринатрийфосфат | Для ручной мойки на предприятиях общественного питания | 10 г препарата на 1 лводы | ГСЭУ Минздрава СССР 30.01.74, N 123-13/3 |
4. Паста "Специальная-2", состав: алкилсульфонаты (или их смесь) - 12%; триполифосфат натрия - 14%; сода кальцинированная - 14%; силикат или метасиликат натрия - 3% | Для мытья посуды, оборудования, инвентаря на предприятиях общественного питания | По инструкции, указанной на этикетке | ГСЭУ Минздрава СССР 06.06.72, N 123-11/47-7 |
5. "Посудомой", состав: метилсиликат натрия девятиводный - 33%; натрий триполифосфат технический - 33%; калиевая соль дихлорциануровой кислоты технической - 1,5% | Для мытья столовой посуды в посудомоечной машине и вручную | 1 столовая ложка на 1 л теплой воды при ручной мойке; 1 чайная ложка на 1 л теплой воды в посудомоечной машине | ГСЭУ Минздрава СССР 08.10.73 |
6. Натрий углекислый, сода кальцинированная (техническая) | Для ручной мойки | До 20 г на 1 л воды | ГСЭУ Минздрава СССР 30.01.74, N 123-13/3 |
7. Чистящее средство для кухни "Светлый", состав: хлортринатрий-фосфат - 10%; сода кальцинированная - 3%; триполифосфат натрия - 3%; бикарбонат натрия - до 100% | Для чистки всех видов посуды (кроме полированного алюминия), газовых плит, раковин, наружной поверхности холодильников. | По инструкции, указанной на этикетке | Минздрав СССР 15.03.73, N 121-14/732-19 |
8. Порошок синтетический "Фарфорин" | Для механизированной мойки столовой посуды в посудомоечной машине | По инструкции, приложенной к посудомоечной машине | ГСЭУ Минздрава СССР 07.11.67, N 123-11/110-7 |
9. Диоктилфосфат | Для санитарной обработки оборудования на предприятиях пищевой и молочной промышленности. Для чистки посуды | - | ГСЭУ Минздрава СССР 22.08.77, N 123-14/1418-7 |
10. Средство, имеющее состав: синтамид - 5 или 7%, синтанол-ДС - 10 или полиэтиленгликоль - 115; моноэтаноламиды синтетических жирных кислот фракции С_10 - C_15 - 5%; кизельгур, или кварц молотый пылевидный, или трепол - 10%; вода - до 100% | Для чистки посуды | - | Минздрав РСФСР 27.08.81, N 0811-1103 |
11. Средство "Агат", состав: сульфонат - эмульгатор - 15%; триполифосфат натрия - 10%; карбамид - 2%; нашатырный спирт - 0,25%; ортофосфорная кислота - 1,6%; ПМС 139-104 или ПМС 131-85 - 0,1%; отдушка "Апельсиновая", или отдушка "Лавра" или отдушка "Фенхель" - 0,1%, вода - до 100% | Для чистки посуды | - | То же |
12. Средство, имеющее состав: полиэтиленгликоль-115 или синтамид-5 - 4%; триполифосфат натрия - 10%; оксиэтилидендифосфорная кислота - 1%; мрамор молотый - 10%; натрий двууглекислый - 30%; сульфат натрия кристаллизационный - до 100% | Для чистки посуды | - | " |
Приложение 8
Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах, N 1182-74 (утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 24 сентября 1974 г.)
Данные инструктивно-методические указания предназначены для судовых врачей, а также практических врачей санитарно-эпидемиологических станций на водном транспорте, которые в своей работе должны контролировать эффективность работы системы кондиционирования воздуха (СКВ), как одной из важнейших в комплексной системе жизнеобеспечения на судах.
I. Общие положения
В настоящее время на судах гражданского флота СССР все большее распространение находят системы кондиционирования воздуха.
Внедрение этих систем обусловлено санитарно-гигиеническими требованиями о необходимости создания в жилых и общественных помещениях судов комфортных условий обитания для моряков, поддержания их высокой работоспособности и сохранения здоровья при плавании в неблагоприятных климатических условиях.
Поскольку СКВ позволяет создавать на судах искусственный микроклимат, в известной мере независимый от внешних метеорологических условий, судовой врач обязан проводить постоянный контроль за поддержанием комфортных микроклиматических условий и качеством воздушной среды в жилых и общественных помещениях судов согласно требованиям Санитарных правил.
Для качественного выполнения этих обязанностей судовой медицинский персонал должен знать:
а) принципиальное устройство СКВ;
б) устройство СКВ на конкретном судне, расположение ее основных узлов, подлежащих санитарно-гигиеническому контролю, технические возможности, режимы эксплуатации по данным технической документации;
в) гигиенические требования в части судовой вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха и нормы микроклиматических параметров;
г) методы оценки микроклимата в судовых помещениях с методами проведения необходимых замеров;
д) способы создания комфортных микроклиматических условий с учетом акклиматизации экипажа к различным метеорологическим условиям плавания (в различных климатических районах и в различные периоды года);
е) форму ведения отчетности по гигиеническому контролю за эксплуатацией СКВ.
Все эти вопросы последовательно изложены в настоящей инструкции в объеме, достаточном для осуществления судовым медицинским персоналом возложенных на него указанных функций.