Расчет результативности по каждому показателю Государственной программы проводится по формуле:
,
где:
Ei - степень достижения i - показателя Государственной программы (процентов);
Tfi - фактическое значение показателя;
TNi - установленное Государственной программой целевое значение показателя.
Расчет результативности реализации Государственной программы в целом проводится по формуле:
,
где:
E - результативность реализации Государственной программы (процентов);
n - количество показателей Программы.
В целях оценки степени достижения запланированных результатов Государственной программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя результативности E равно или больше 80%, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как высокая;
если значение показателя результативности E равно или больше 50%, но меньше 80%, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как удовлетворительная;
если значение показателя результативности E меньше 50%, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как неудовлетворительная.
Расчет степени соответствия фактических затрат федерального бюджета на реализацию Государственной программы запланированному уровню производится по следующей формуле:
,
где:
П - полнота использования бюджетных средств;
ЗФ - фактические расходы федерального бюджета на реализацию Государственной программы в соответствующем периоде;
ЗП - запланированные федеральным бюджетом расходы на реализацию Государственной программы в соответствующей периоде.
В целях оценки степени соответствия фактических затрат федерального бюджета на реализацию Государственной программы запланированному уровню, полученное значение показателя полноты использования бюджетных средств сравнивается со значением показателя результативности:
если значение показателя результативности E и значение показателя полноты использования бюджетных средств П равны или больше 80%, то степень соответствия фактических затрат федерального бюджета на реализацию Государственной программы запланированному уровню оценивается как удовлетворительная;
если значения показателя результативности E меньше 80%, а значение показателя полноты использования бюджетных средств П меньше 100%, то степень соответствия фактических затрат федерального бюджета на реализацию Государственной программы запланированному уровню оценивается как неудовлетворительная.
Расчет эффективности использования средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы производится по следующей формуле:
,
где:
Э - эффективность использования средств федерального бюджета;
П - показатель полноты использования бюджетных средств;
E - показатель результативности реализации Государственной программы.
В целях оценки эффективности использования средств федерального бюджета при реализации Государственной программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя эффективность использования средств федерального бюджета Э равно 1, то такая эффективность оценивается как соответствующая запланированной;
если значение показателя эффективность использования средств федерального бюджета Э меньше 1, то такая эффективность оценивается как высокая;
если значение показателя эффективность использования средств федерального бюджета Э больше 1, то такая эффективность оценивается как низкая.
При необходимости ответственный исполнитель Государственной программы будет привлекать независимых экспертов для проведения анализа хода реализации Государственной программы.
Подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации |
Соисполнитель подпрограммы | Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) | |
Участники подпрограммы | - | Министерство финансов Российской ФедерацииГосударственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйстваФедеральный фонд содействия развитию жилищного строительстваОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" |
Цели подпрограммы | - | повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; |
Задачи подпрограммы | - | вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса;создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований;расселение аварийного жилищного фонда;выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | обеспечение объема ввода жилья в 2015 году до 71 млн. кв. метров общей площади жилья в год, в 2017 году - 79 млн. кв. метров общей площади жилья в год, к 2020 году - до 92 млн. кв. метров общей площади жилья в год;площадь земельных участков, вовлеченных Фондом "РЖС" в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство, из находящихся в федеральной собственности земельных участков - не менее 7,5 тыс. га ежегодно в период 2013-2020 годов;общая площадь земельных участков Фонда РЖС, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства - 4 тыс. га в 2013 года, в период 2014-2020 годов - 5 тыс. га ежегодно;объем жилья, введенного в эксплуатацию на земельных участках, предоставленных Фондом РЖС в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", при реализации проектов жилищного строительства (нарастающим итогом) - не менее 5 млн. кв. метров до конца 2015 года, не менее 12 млн. кв. метров до конца 2017 года, не менее 30 млн. кв. метров до конца 2020 года;количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов - не менее 60 единиц до конца 2015 года, сохранение значения данного показателя к 2018 и 2020 годам;Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) - в 2015 году - 10,6 процентов, в 2018 году - 20 процентов, в 2020 году - 20 процентов;коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупногоденежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств до 50 процентов к 2018 году, поддержание значения данного показателя на уровне не менее 50 процентов в 2020 году;количество выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов - 714 тыс. штук в 2015 году, 815 тыс. штук в 2018 году, 868 тыс. штук в 2020 году;превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,6 процентных пунктов, к 2018 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов, к 2020 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов;доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах - 7,4 процентов до конца 2015 года, 8,8 процентов - до конца 2017 года, 10 процентов к 2020 году;доля семей, обеспеченных жильем, от количества семей в ЗАТО, состоявших на учете по улучшению жилищных условий по состоянию на 2011 год - по 1,23 процента ежегодно;переселение семей из аварийного жилищного фонда, - 714,0 тыс. человек в период 2013-2015 годов, 301,9 тыс. человек в период 2016-2020 годов;количество семей граждан, категории которых установлены федеральным законодательством (инвалиды, ветераны, участники ВОВ), улучшивших жилищные условия - 45,56 тыс. семей в период 2013-2015 годов, 10,38 тыс. семей в период 2016-2017 годов, 15,56 тыс. семей в период 2018-2020годов; |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | срок реализации: 2013 - 2020 годыЭтап 1: 2013-2015 годыЭтап 2: 2016-2017 годыЭтап 3: 2018-2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем финансирования подпрограммы Государственной программы в 2013 - 2020 годах составит:за счет всех источников финансирования - 424 137 038, 96 тыс. рублейв том числе:за счет средств федерального бюджета - 152 876 661,99 тыс. рублей;за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 271 260 376,97 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на 28 - 35 кв. м - к 2020 году;достижение такого уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;формирование рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов к 2018 году путем увеличения ввода в эксплуатацию жилья экономкласса.увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.). |
1. Характеристика жилищной сферы Российской Федерации и прогноз ее развития
Объем жилищного фонда в Российской Федерации по состоянию на 2011 год составляет 3,2 млрд. кв. метров Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) составляет 60,8 млн.
Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2011 году около 86 процентов жилищного фонда Российской Федерации. Жилищная обеспеченность составляет 425 единиц на 1000 человек, что близко к среднеевропейскому уровню. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 23,0 кв. метров на человека, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского Союза.
Степень износа жилищного фонда на 1 января 2011 года характеризовалась следующими показателями:
минимальный износ (от 0 до 30 процентов) имеет 62 процента жилищного фонда;
износ от 31 до 65 процентов, требующий ремонта либо реконструкции, имеет 34 процента жилищного фонда;
износ от 66 до 70 процентов, при котором обязательным является проведение капитального ремонта, либо реконструкции, либо сноса жилых зданий, имеет 2,8 процента жилищного фонда;
критическую степень износа (свыше 70 процентов) имеет 1,0 процента жилищного фонда (в 2005 году 1,0 процент).
Основные направления государственной жилищной политики отражены в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Проект), реализация которого началась в 2006 году. Были определены четыре приоритетных направления реализации Проекта: повышение доступности жилья; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Основным инструментом Проекта стала федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, на реализацию мероприятий которой были направлены дополнительные средства федерального, региональных и местных бюджетов. В настоящее время принята федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе ОАО "АИЖК", Фондом РЖС, Фондом ЖКХ.
Проектом было запланировано к 2010 году по сравнению с 2004 годом: в 2 раза увеличить ввод жилья; с 60 до 50 процентов снизить уровень износа коммунальной инфраструктуры; с 20 до 7 лет уменьшить среднее время ожидания в очереди на получение жилья по социальному найму; в 20 раз увеличить объем ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов; с 15 до 8 процентов снизить ставки по ипотечным кредитам, с 9 до 30 процентов повысить долю семей, которые могли бы, используя собственные и заемные средства, приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями.
По основным показателям (за исключением показателей "среднее время нахождения в очереди", который отражает скорость обеспечения очередников социальным жильем и так и сохраняется на уровне около 20 лет и показателя "уровень износа коммунальной инфраструктуры", который, по экспертным оценкам, имеет отрицательную динамику) в период до 2010 года была продемонстрирована положительная динамика, особенно успешно развивалось ипотечное жилищное кредитование.