Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. N 2227-р стр. 9

1. Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России;
2. Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России;
3. Обеспечение реализации государственной программы.
Выделение первых двух подпрограмм произведено непосредственно в соответствии с целями Государственной программы, включающими:
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (достижение обеспечивается подпрограммой "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России");
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (достижение обеспечивается подпрограммой "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России").
Третья подпрограмма объединяет мероприятия по обеспечению реализации государственной программы, в числе которых выделены следующие меры:
обеспечение деятельности центрального аппарата Госстроя;
мероприятия по обеспечению устойчивого развития жилищного сектора и инфраструктуры населенных пунктов в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Министерством регионального развития Российской Федерации и Программой ООН "ХАБИТАТ", направленные на развитие сотрудничества в таких областях, как устойчивое планирование и управление развитием городов, зашита прав граждан на жилье, содействие в подготовке кадров и поддержки эффективной децентрализации, устойчивое финансирование жилищного сектора и городского развития, партнерство между государственными и частными секторами в развитии городской инфраструктуры и управления, а также включающие организационные и управленческие мероприятия.

12. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы

Общий объем финансового обеспечения реализации Государственной программы в 2013-2020 годах составляет 2 415 238 978,1 тыс. рублей (в текущих ценах) за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета - 558 228 678,4 тыс. рублей. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 643 835 409,2 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 1 213 174 890,5 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета на 2013 и 2014 годы определен на основе проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Расчетной базой для определения объема финансового обеспечения Государственной программы за счет средств федерального бюджета является актуальная версия аналитического распределения расходов федерального бюджета в рамках Государственной программы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов (аналитическое распределение средств федерального бюджета по государственным программам).
Объем дополнительных (не включенных в проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") ресурсов федерального бюджета в период реализации Государственной программы составляет 210 864 825,86 тыс. руб.
Объем финансирования Государственной программы на 2016-2020 годы за счет средств федерального бюджета приведен в соответствии с предварительной оценкой расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2016-2020 годах, доведенной письмом Минфина России от 13 сентября 2012 г. N 02-16-03/3681 до ответственных исполнителей государственных программ Российской Федерации.
Оценки объемов финансового обеспечения мероприятий Государственной программы на 2013-2020 годы, не представленных в аналитическом распределении и предварительной оценке расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации, получены на основании информации о количественных и стоимостных оценках соответствующих мероприятий.
Объем финансирования Государственной программы подлежит ежегодному уточнению.
Предполагается, что при софинансировании отдельных мероприятий Государственной программы за счет внебюджетных источников будут использоваться, в том числе, различные инструменты государственно-частного партнерства.
Информация об объемах финансирования за счет средств федерального бюджета основных мероприятий Государственной программы (в ценах соответствующих лет) представлена в Приложении N 6. Также в указанном приложении в информационных целях приведены объемы финансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению постоянным жильем военнослужащих и имеющих специальные звания сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена служба, приравненная к военной, на 2013-2020 годы, которые не входят в мероприятия Государственной программы и включены в государственные программы других федеральных органов исполнительной власти и во внепрограммную часть расходов федерального бюджета.
Ресурсное обеспечение Государственной программы за счет всех источников и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц на реализацию Государственной программы на период до 2020 года  приведены в Приложении N 7.

13. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие.
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Государственной программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, коммерческий и некоммерческий наем жилья, жилищно-строительная кооперация и другие), что может привести к невыполнению программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но, как показывает предыдущий опыт, также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
2. Операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий программы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный, поскольку опыт реализации, например ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, показывает возможность успешного управления данным риском.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных.
Риск исполнителей/соисполнителей, который связан с возникновением проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации отдельных мероприятий Государственной программы, в том числе федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития.
Организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий Государственной программы. Большое число участников реализации программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой эффективности координация их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Государственной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации Государственной программы также угрожают следующие риски, которые связаны с изменения внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации программы.
1. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитываю достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на углеводородные ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации программы может быть качественно оценен как высокий.
2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных регионах или муниципалитетах, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для программы можно оценить как умеренный.
Меры управления рисками реализации Государственной программы основываются на следующих обстоятельствах:
1. Наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию Государственной программы может оказать реализация институционально-правового и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации Государственной программы. Поскольку в рамках реализации программы отсутствуют рычаги управления риском ухудшения состояния экономики, наибольшее внимание будет уделяться управлению институционально-правовым рискам.
2. Управление рисками реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, должно соответствовать задачам и полномочиям существующих органов государственной власти и организаций, задействованных в реализации Государственной программы.
Управление рисками реализации Государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в реализации Государственной программы: федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Ответственность за координацию деятельности для управления рисками и для достижения целей и конечных результатов Государственной программы в целом будет осуществляться в рамках Координационного совета по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" при Госстрое (далее - Координационный совет), который станет правопреемником Координационного совета Министерства регионального развития Российской Федерации.
Основными задачами Координационного совета являются:
выработка консолидированной позиции в сфере реализации жилищной политики на территории Российской Федерации;
определение критериев и приоритетов, необходимых для принятия решений по отдельным проектам, связанным с реализацией государственной жилищной политики на территории Российской Федерации;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций, участвующих в реализации Государственной программы;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего сферу государственной жилищной политики;
обобщение опыта работы, анализ предложений и инициатив в сфере реализации Государственной программы;
подготовка и рассмотрение аналитических, информационных, методических и справочных материалов в сфере реализации государственной жилищной политики.
Деятельность Координационного совета в рамках указанных задач обеспечивает своевременное выявление и предотвращение или снижение рисков, которые способны помешать полной и (или) своевременной реализации Государственной программы.

14. Методика оценки эффективности Государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы будет проводиться с использованием показателей (индикаторов) (далее - показатели) выполнения Государственной программы (далее - показатели), мониторинг и оценка степени, достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения программы и выработать правильное управленческое решение.
Методика оценки эффективности Государственной программы (далее - Методика) представляет собой алгоритм оценки в процессе (по годам Государственной программы) и по итогам реализации Государственной программы в целом как результативности программы, исходя из оценки соответствия текущих значений показателей их целевым значениям, так и экономической эффективности достижения таких результатов с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию программы.
Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) Государственной программы (оценка результативности);
2) степень соответствия фактических затрат федерального бюджета запланированному уровню (оценка полноты использования бюджетных средств);
3) эффективность использования средств федерального бюджета (оценка экономической эффективности достижения результатов).
В дополнение к количественной оценке эффективности будет производиться качественная оценка социальной эффективности Государственной программы на основе анализа достижения ожидаемых результатов программы. Оценка эффективности реализации Государственной программы будет включать в себя также качественную оценку реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказавших влияние на изменение ситуации в жилищной сфере.