Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. N 2227-р стр. 8

Региональные программы развития жилищного строительства должны представлять собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности, что позволит обеспечить достижение установленных для каждого региона целевых значений ввода жилья.
Региональные программы должны содержать обоснование оптимального для данного региона и отдельных муниципальных образований баланса между развитием жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий и развития уже застроенных территорий; между развитием сектора жилья в частной собственности, в котором проживают граждане - собственники жилых помещений, арендным сектором и сектором жилищных кооперативов; между строительством многоквартирных домов и малоэтажным жилищным строительством. В качестве перспективных направлений должны быть проработаны вопросы развития арендного жилья и жилищной кооперации. Это не только позволит расширить возможности решения жилищной проблемы для различных групп населения, но и решить задачу обеспечения жильем привлекаемых специалистов, семей со средними доходами.
В частности, на территории основной полосы расселения в Российской Федерации актуальна поддержка, как проектов комплексного освоения новых территорий, так и развития уже застроенных территорий. На территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, необходимо создать жилищные условия, стимулирующие приток молодого трудоспособного населения на территорию и в то же время не сдерживающие переселение на юг старшего поколения. В этой связи меры по развитию уже застроенных территорий, а также формирование сектора арендного жилья на этих территориях будут иметь приоритетный характер. Особое значение поддержка арендного, а также специализированного жилья будет иметь на территориях миграционного притока населения (Центральный и Южный федеральные округа, Калининградская область). В Дальневосточном федеральном округе особую роль будут играть меры, способствующие закреплению населения, в первую очередь содействие приобретению жилья в собственность.
Особое значение имеет правильных выбор стратегии развития жилищного строительства в муниципалитетах, который должен определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития. В депрессивных муниципалитетах, где спрос на новое жилье низкий или вовсе отсутствует, в зависимости от перспектив социально-экономического развития, обеспечения занятости населения необходимо сосредоточить внимание либо на комплексной модернизации и капитальном ремонте уже существующего жилищного фонда, либо на предоставлении содействия в переселении граждан в другие муниципалитеты, где есть возможность трудоустройства.
Работа в данном направлении должна быть направлена на снижение себестоимости создания такой инженерной инфраструктуры. При этом создание и эксплуатация инженерной инфраструктуры для многоквартирных домов должны осуществляться как отдельный бизнес, и затраты на создание централизованной коммунальной инфраструктуры не должны включаться в стоимость квадратного метра жилья. Что касается строительства малоэтажного или индивидуального жилья, базирующегося на автономных системах коммунального обеспечения, то затраты на развитие инженерной инфраструктуры должны полностью или частично включаться в стоимость строительства такого жилья.
Основные направления реализации региональных программ включают следующие мероприятия:
разработка плана формирования и предоставления земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий и определение земельных участков под указанные цели, в том числе на основе совместной работы с Фондом "РЖС" по выявлению и вовлечению в гражданский оборот для целей жилищного строительства находящихся в федеральной собственности земельных участков;
разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
реализация и поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий, а также проектов по развитию застроенных территорий;
создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения или развития территории в целях жилищного строительства;
стимулирование малоэтажного жилищного строительства, в том числе формирование баз данных типовой проектной документации малоэтажного жилищного строительства, введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство для молодых семей, получающих государственную поддержку в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, для семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, для граждан, создающих жилищные некоммерческие объединения граждан, в том числе жилищно-строительные кооперативы, для иных категорий граждан по решению органов власти субъекта Российской Федерации;
стимулирование частной инициативы граждан, формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов;
стимулирование строительства жилья для целей коммерческого найма;
стимулирование строительства комфортного жилья, благоустройство территорий - мероприятия, направленные на создание комфортной среды проживания для всех категорий граждан, учитывающей потребности людей с ограниченными возможностями, инвалидов и пожилых граждан.
стимулирование спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
Региональные программы будут также предусматривать меры, направленные на:
снижение административных барьеров при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
предупреждение и устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями доминирующим положением на рынке, совершенствование тарифного регулирования и оптимизация правил подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и технологического присоединения к электрическим сетям;
содействие формированию и развитию саморегулируемых организаций в сферах проектирования, проведения инженерных изысканий, строительства;
развитие ипотечного жилищного кредитования и кредитования жилищного строительства;
реализацию специальных ипотечных программ для различных категорий граждан с целью повышения доступности для них ипотечных кредитов;
развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов;
создание системы начальной профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний в случае дефицита высококвалифицированных специалистов, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий.
Целевые показатели, отражающие результаты реализации региональных программ, представлены в Приложении N 1а в разрезе двух групп субъектов Российской Федерации:
субъекты Российской Федерации, на территории которых осуществляются наибольшие объемы жилищного строительства, более 1,8 млн. кв. метров в год: Республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский край, Московская, Свердловская, Ростовская области, Санкт-Петербург; в 2010 году на территориях указанных субъектов Российской Федерации ввод жилья составил 37 процентов от общего объема жилищного строительства;
остальные субъекты Российской Федерации.
В Приложении N 1а также представлен прогнозируемый объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по статье "Жилищно-коммунальное хозяйство" по субъектам Российской Федерации и федеральным округам. Прогноз основан на отчетности Казначейства России о расходах по итогам 2011 года с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по статье "Жилищно-коммунальное хозяйство" не учитываются в объеме финансирования Государственной программы, поскольку указанные средства расходуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований без строгого соответствия мероприятиям Государственной программы.
Координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов Государственной программы будет осуществлять Координационный совет по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" при Госстрое (далее - Координационный совет), который станет правопреемником Координационного совета Министерства регионального развития Российской Федерации.

10. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы

В реализации мероприятий Государственной программы принимают участие государственные институты развития Российской Федерации - Фонд ЖКХ, Фонд "РЖС" и ОАО "АИЖК".
Фонд ЖКХ участвует в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. В 2013-2015 годах Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет осуществлять предоставление средств бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство, приобретение и выкуп жилых помещений с целью переселения граждан из такого аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов и предоставление субсидий на уплату процентов по долгосрочным кредитам в целях реализации мероприятий, предусмотренных региональной программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Условия предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки стимулируют развитие в субъектах Российской Федерации региональных систем капитального ремонта, переход на современные формы управления объектами коммунальной инфраструктуры, совершенствование системы нормативно-технического регулирования.
Реализация мероприятий при участии Фонда ЖКХ позволит снизить объемы аварийного жилищного фонда, обеспечить плановый подход к организации капитального ремонта, создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в сфере управления системами коммунальной инфраструктуры.
ОАО "АИЖК" участвует в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" по формированию механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования:
формирование механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования путем выпуска ипотечных ценных бумаг;
реализацию специальных ипотечных программ и последующее рефинансирование кредитов, выданных в рамках данных программ.
Результатами реализации мероприятий ОАО "АИЖК" является развитие механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования.
В реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" также принимает участие Фонд "РЖС". Результатом реализации данных мероприятий является вовлечение в гражданский оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков для жилищного строительства.
Кроме того, при реализации крупных инвестиционных проектов по созданию магистральных объектов инфраструктуры в целях комплексного освоения территорий для жилищного и иного гражданского строительства возможно привлечение финансирования государственной корпорации Внешэкономбанк.
Внешэкономбанк также будет играть роль в рефинансировании ипотечных кредитов путем инвестирования в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации ограничениями части средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление государственной управляющей компании, и собственных средств Внешэкономбанка в проекты строительства доступного жилья и ипотеку с целью стимулирования ипотечного кредитования.

11. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ

Комплексный характер целей и задач Государственной программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по Государственной программе, так и по ее отдельным блокам.
С 2002 года основным инструментом достижения целей государственной жилищной политики в сфере развития жилищного строительства являлись федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, цели и задачи которой соответствуют указанным целям и задачам Государственной программы. В связи с тем, что достижение целей и реализация задач указанной федеральной целевой программы вносит существенный вклад в достижение указанных целей и реализацию задач Государственной программы, федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы включена в состав Государственной программы.
В настоящее время программно-целевым инструментом реализации государственной жилищной политики в жилищно-коммунальной сфере является федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы. В связи с тем, что достижение целей и реализация задач указанной федеральной целевой программы вносит существенный вклад в достижение указанных целей и реализацию задач Государственной программы, федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы включены в состав государственной программы.
Таким образом, в состав Государственной программы включены следующие федеральные целевые программы.
1. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. Паспорт федеральной целевой программы приведен в Приложении N 9.
2. Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы. Паспорт федеральной целевой программы приведен в Приложении N 10.
3. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2016-2020 годы. Проект паспорта федеральной целевой программы приведен в Приложении N 11.
Помимо программно-целевых инструментов, в состав Государственной программы включены следующие три подпрограммы: