Ежегодная потребность в земельных участках для выполнения установленных планов по вводу жилья (2015 год - 64-71 млн. кв. метров, 2018 год 75-83 млн. кв. метров) составляет порядка 20000 га в год. Вопрос активизации жилищного строительства тесно связан с вовлечением в оборот земельных участков. Предусматривается совершенствование законодательного регулирования в целях создания механизмов стимулирования органов государственной власти и органов местного самоуправления к вовлечению в хозяйственный оборот государственных и муниципальных земель в целях строительства, в том числе жилищного, а также распространение лучших практик в этой сфере, в том числе опыта, накопленного Фондом "РЖС".
Государственная политика в сфере предоставления земельных участков для жилищного строительства и обеспечения таких земельных участков инженерной и социальной инфраструктурами будет направлена на поддержку формирования государственно-частных партнерств, обеспечивающих строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков и развитии застроенных территорий, основанных на эффективном разграничении ответственности по обустройству территорий для жилищного строительства социальной и инженерной инфраструктурами между субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями и застройщиками.
С целью стимулирования увеличения объемов жилищного строительства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и повышения эффективности использования средств региональных и местных бюджетов, направляемых на развитие коммунальной инфраструктуры, будет осуществляться предоставление из федерального бюджета субъектам Российской Федерации субсидий на развитие коммунальной и социальной инфраструктуры при жилищном строительстве.
В целях создания условий для строительства жилья экономического класса будут обеспечены законодательные условия предоставления земельных участков для такого строительства, которые обеспечивают повышение доступности такого жилья для граждан со средними доходами.
Государственная политика в сфере развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций будет направлена на внедрение новых современных индустриальных технологий жилищного строительства, совершенствование законодательства в целях проведения институциональных преобразований для создания благоприятных условий развития и более эффективного управления комплексом и повышения его конкурентоспособности.
Для создания условий развития жилищно-строительной кооперации необходимо внести изменения в законодательство, предусматривающие новые возможности для развития жилищно-строительной кооперации при многоэтажной и малоэтажной застройке, в том числе создание кооперативов органами государственной власти или органами местного самоуправления для обеспечения жильем приоритетных категорий граждан, а также различные формы государственной поддержки таких кооперативов, включая предоставление земельных участков на льготных условиях.
В целях формирования информационной базы для планирования, мониторинга и оценки эффективности реализации государственной политики по увеличению объемов жилищного строительства предусматривается создание или модернизация системы сбора, хранения и анализа информации по ключевым характеристикам развития земельного и жилищного рынков регионов (цены на рынке жилья, включая цены на рынке купли-продажи и аренды жилья,, себестоимость жилищного строительства, стоимость земли для различных вариантов использования, наличие свободных мощностей коммунальной инфраструктуры, наличие свободных строительных мощностей, показатели развитости социальной инфраструктуры и т.д.).
Государственная политика в сфере градорегулирования и формирования комфортной среды проживания будет направлена на стимулирование развития градостроительной и строительной деятельности, отвечающей современным требованиям архитектурно-пространственной организации, задачам улучшения состояния окружающей среды, мировым экологическим стандартам, в том числе необходимости обеспечения полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, благоустройства мест пребывания детей с родителями, повышения безопасности граждан и снижения вандализма, формирования условий для реализации культурной и досуговой деятельности граждан.
Градостроительная политика будет направлена на создание нового облика российского города и села, архитектурной среды, комфортной для жизни людей, характеризующейся не только функциональными, утилитарными, но и эстетическими особенностями. Это предполагает, в частности, рациональное сочетание разнообразных типов строительства (многоэтажного и малоэтажного строительства), учет при застройке населенных пунктов принципов формирования их архитектурного облика, а также принципов сохранения исторического облика старых населенных пунктов. При этом особое внимание необходимо обратить на содействие реализации проектов комплексной реконструкции исторических центров городов, в том числе в целях улучшения качества среды проживания и создания благоприятных условий жизнедеятельности.
Документы территориального планирования и градостроительного зонирования на уровне поселений необходимо использовать, в том числе, и для предотвращения резкой дифференциации условий проживания внутри поселений, пространственной сегрегации отдельных социальных групп.
Будет обеспечена методическая поддержка внедрения в практику деятельности муниципалитетов разработки документации по планировке территории, увязанной с генеральными планами, программами модернизации систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционными программами организаций коммунального комплекса, а также методическая поддержка субъектам Российской Федерации и муниципалитетам в части разработки региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, обеспечивающих доступность социальных и культурных услуг в зонах массовой жилищной застройки;
Будет разработана система мер по стимулированию совместного территориального планирования органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На федеральном и региональном уровнях будет сформирована система государственного контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.
Будет обеспечена гармонизация положений законодательства в области градостроительной деятельности, лесного, водного законодательства, законодательство о недрах, усилена система законодательных, налоговых и административных стимулов для повышения эффективности использования земельных участков арендаторами и собственниками в целях жилищного строительства.
Государственная политика в сфере предоставления земельных участков для жилищного строительства и обеспечения таких земельных участков инженерной и социальной инфраструктурами будет направлена на поддержку формирования государственно-частных партнерств, обеспечивающих строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков и развитии застроенных территорий, основанных на эффективном разграничении ответственности по обустройству территорий для жилищного строительства социальной и инженерной инфраструктурами между субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями и застройщиками.
Государственная политика в сфере финансирования жилищного строительства будет направлена на поддержку банковского кредитования под залог земельного участка и вновь возводимого объекта, иных активов застройщиков (проектное финансирование) как основной формы кредитования застройщиков на реализацию проектов жилищного строительства. Также будет оказываться поддержка развитию банковского долгосрочного кредитования граждан на цели индивидуального жилищного строительства под залог земельного участка и строящегося индивидуального жилого дома. По мере развития кредитования застройщиков на цели строительства жилья будет существенно сокращена доля средств, привлекаемых на строительство жилья непосредственно от граждан в форме участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Будут сформированы дополнительные механизмы регулирования на федеральном уровне и контроля - на региональном за соблюдением застройщиками законодательства о привлечения средств граждан в строительство жилья, в том числе на условиях долевого участия.
Государственная политика в сфере развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций будет направлена на снятие ключевых ограничений, на развитие комплекса предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, в том числе совершенствование законодательства в целях проведения институциональных преобразований для создания благоприятных условий развития и более эффективного управления комплексом и повышения его конкурентоспособности; внедрение современных технологий жилищного строительства; расширение спроса на жилье с высокими характеристиками энергоэффективности и низкими эксплуатационными издержками.
Внешнеторговая политика в отношении развития рынка строительных материалов, изделий и конструкций будет строиться на основе мониторинга состояния и прогноза развития соответствующего рынка и в целом будет направлена на развитие отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций.
Стимулирование инновационной и инвестиционной активности, проведения научных исследований и мониторинга в данных сферах будет осуществляться в рамках государственной поддержки развития нанотехнологий, венчурных институтов по основным направлениям научно-технической политики в строительном комплексе с привлечением саморегулируемых организаций и предприятий строительного комплекса и промышленности строительных материалов. Будет обеспечена методическая и организационная поддержка распространению инновационных технологий и материалов в интересах повышения качества жилья, снижения материало- и энергоемкости строительства.
Будет усовершенствовано законодательство в целях снятия конфликта интересов недропользователей - предприятий по добыче сырья для производства строительных материалов и собственников, арендаторов соответствующих земельных участков, лиц, пользующихся и владеющих земельными участками на ином праве.
На основе документов территориального планирования будет обеспечена координация текущих и среднесрочных прогнозов развития производственных мощностей на предприятиях по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций с инвестиционными программами естественных монополий в энергетике, топливном комплексе и на транспорте, а также программами модернизации систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, инвестиционными программами организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры, среднесрочными прогнозами жилищного и иного строительства.
Планируется привлекать средства финансирования Внешэкономбанка для обеспечения производства и транспортировки строительных материалов необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой (портовое хозяйство, обеспечение специализированным подвижным составом и др.), а также для развития машиностроения для промышленности строительных материалов и производства отдельных видов строительных материалов, прежде всего, цемента.
Предполагается также снижать ставки ввозных таможенных пошлин в отношении определенных видов технологического оборудования, сырьевых компонентов и запасных частей, а также на строительные материалы, изделия и конструкции при их дефиците на внутреннем рынке, причем сроки снижения ставок ввозных таможенных пошлин на строительные материалы, изделия и конструкции должны устанавливаться исходя из необходимости сохранения инвестиционной привлекательности отрасли.
Государственная техническая политика в жилищной сфере как часть технической политики в сфере строительства и эксплуатации зданий, сооружений и будет направлена:
на обеспечение безопасности строительства и эксплуатации жилья;
создание комфортных условий проживания, в том числе обеспечение доступности жилых зданий и объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными физическими возможностями;
повышение энергоэффективности и сокращение теплопотерь жилых зданий.
Техническая политика в жилищной сфере будет осуществляться на основе разработки и внедрения следующих документов технического регулирования:
технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений и связанным с этими требованиями процессам проектирования (включая инженерные изыскания), территориального планирования и планировки территорий, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений, а также к безопасности строительных материалов, изделий, конструкций;
национальных стандартов и сводов правил в сфере градостроительной деятельности и национальных стандартов на строительные материалы, изделия и конструкции;
стандартов саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, стандартов организаций промышленности строительных материалов.
Нормативные документы в сфере технического регулирования будут разрабатываться на базе ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, правил пожарной безопасности, документов, устанавливающих экологические требования, и других действующих в настоящее время нормативных технических документов в сфере градостроительной деятельности и эксплуатации зданий, а также строительных материалов и изделий. При их разработке будут использоваться международные и региональные стандарты (Европейского Союза, ЕврАзЭС и Таможенного Союза), а также строительные нормы и правила иностранных государств.
Будет обеспечена непрерывная актуализация документов в сфере технического регулирования и разработка новых документов на апробированные инновационные материалы и технологии.
Государственная политика в сфере обеспечения безопасности строительства жилых зданий будет направлена на:
совершенствование деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, включая создание параллельной системы контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, как со стороны государства, так и национальных объединений саморегулируемых организаций; законодательное усиление полномочий национальных объединений в части наделения их функциями контроля за саморегулируемыми организациями;
законодательное регулирование страхования гражданской ответственности в саморегулировании в строительной сфере;
создание и ведение единого реестра специалистов, ответственных за безопасное выполнение строительных работ;
стимулирование развития систем добровольной сертификации систем менеджмента качества строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий и конструкций;
поэтапное сокращение сферы применения институтов государственного строительного надзора и государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с учетом целесообразности в долгосрочной перспективе их замены на, соответственно, надзор саморегулируемых организаций или негосударственный технический надзор, негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;
совершенствование и развитие системы строительного контроля;
развитие видов добровольного страхования, обеспечивающих страховой защитой риски, связанные со строительством жилых зданий;
введение гражданско-правовой ответственности застройщика за вред, причиненный вследствие недостатков работ по проведению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Институт экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий будет обеспечен документами технического регулирования как основы объективности экспертной деятельности, быстроты и доступности прохождения процедуры экспертизы.
В целях стимулирования строительства жилья экономического класса, снижения стоимости строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами, внедрения инновационных институциональных, финансовых, технологических и организационных механизмов такого строительства в 2013 - 2017 годах будет реализован приоритетный проект по повышению доступности жилья для экономически активного населения (домохозяйств) за счет увеличения объемов строительства жилья экономического класса.
Такой приоритетный проект будет направлен на формирование механизмов удовлетворения потенциального спроса на жилье домохозяйств, которым не доступно приобретение жилья по текущим рыночным ценам, но которые хотели бы и могли бы приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств. Такой потенциальный спрос на жилье выявлен по результатам проведенных Фондом "РЖС" маркетинговых исследований рынка жилья и опросов населения в крупных городах России.
В рамках указанного проекта предполагается строительство жилья экономического класса, которое будет приобретаться гражданами по фиксированным ценам, которые должны составлять не более 80 процентов от средней рыночной цены на аналогичные жилые помещения на соответствующей территории реализации проекта и при этом не превышать 30 тыс. рублей за кв. метров общей площади жилого помещения.
Приоритетный проект будет ориентирован на удовлетворение спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий домохозяйств, относящихся к экономически активному населению в возрасте от 20 до 45 лет, имеющих сбережения на первоначальный взнос в размере не менее 20 процентов, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам с помощью собственных и заемных средств, но позволяют приобрести жилье по указанным фиксированным ценам.
Снижение затрат и рисков строительства жилья экономического класса в рамках реализации приоритетного проекта планируется обеспечить за счет следующих источников:
организационное содействие в выявлении и координации спроса домохозяйств указанных категорий на приобретение жилья экономического класса по фиксированным ценам;