- начальный коэффициент пористости грунта;
- размер деформируемой зоны грунта вокруг прессованной обделки, см;
Величина определяется в зависимости от длины заходки В и давления бетонной смеси на грунт из соотношений:
при ;
при ;
при .
Толщина обделки определяется из зависимости:
(см. рис. 1 текста),
где t - величина зазора между опалубкой и оболочкой щита, см;
- толщина оболочки щита, см;
S - проектная толщина обделки, см.
Приложение 8
Примеры комплексов оборудования, использованных при сооружении тоннелей с монолитно-прессованными бетонными обделками*
Пример 1
Схемы сооружения опытного тоннеля в ЦНИИСе и канализационного тоннеля Люберецкой станции аэрации в Бирюлево комплексом оборудования запроектированы Мосинжпроектом и освоены трестом горнопроходческих работ г. Москвы. Они приведены на рис. 1 и 2.
А. Комплекс оборудования
1. Проходческий коллекторный щит:
Наружный диаметр | 2024 мм |
Общая длина | 2646 " |
Количество домкратов | 16 |
Общее усилие домкратов | 304 т |
Давление жидкости в гидросистеме | 200 |
Максимальный ход домкратов | 415 мм |
2. Раздельное прессующее устройство. Оно состоит из отдельных плотно подогнанных друг к другу секторов (башмаков) по количеству щитовых домкратов и имеет:
Наружный диаметр | 1990 мм |
Внутренний диаметр | 1610 " |
Количество секторов | 16 |
3. Передвижная скользящая опалубка. Она состоит из трех соединенных в одну целую конструкцию частей: опорной, формующей и поддерживающей. Для удобства монтажа и демонтажа каждая секция опалубки состоит из отдельных сборно-разборных элементов, жестко скрепленных болтами. Наружная форма опалубки соответствует внутреннему очертанию готового тоннеля. На опорной части имеется патрубок, к которому присоединяется бетоновод. Патрубок снабжен шиберным затвором для перекрытия бетоновода в период прессования.
Техническая характеристика опалубки
Наружный диаметр | 1600 мм |
Длина опорной части | 650 " |
Длина формующей части | 1000 " |
Длина поддерживающей части | 1500 " |
Общая длина опалубки | 3150 " |
4. Бетоноукладочная машина. При сооружении опытного тоннеля применялись стационарные бетоноукладочные машины: бетононасос С-296 и пневмобетононагнетатель емкостью 300 л. При сооружении тоннеля в Бирюлево применялся передвижной пневмобетононагнетатель С-862 емкостью 150 л.
5. Бетоновод. Смесь подавалась от пневмобетононагнетателя в заопалубочное пространство. При сооружении тоннеля в ЦНИИСе бетоновод состоял из прямолинейных и криволинейных металлических звеньев, а также телескопического звена. Внутренний диаметр его - 150 мм.
При сооружении тоннеля в Бирюлево применялся гибкий шланг с внутренним диаметром также 150 мм.
Б. Технологическая схема возведения обделки
Основные элементы цикла при сооружении тоннеля в Бирюлево и ЦНИИСе:
а) башмаки прессующего устройства отводятся в крайнее положение в сторону щита;
б) открывается шиберная заслонка бетоновода;
в) пневмобетононагнетатель, загруженный бетонной смесью в шахте, транспортируется в тоннель и присоединяется к шлангу.
Примечание. При сооружении в ЦНИИСе использовался стационарный пневмобетононагнетатель;
г) производится укладка бетонной смеси в заопалубочное пространство;
д) после заполнения смесью заопалубочного пространства бетоновод перекрывается шиберной заслонкой;
е) перед прессованием бетонной смеси производится проверка забойного пространства;
ж) перемещение щита и прессование смеси производятся только при условии частичной выборки забоя, определяемой как по условию ведения щита, так и необходимым реактивным сопротивлением для прессования бетонной смеси;
з) после перемещения щита домкраты совместно с башмаками убираются в крайнее положение в сторону щита, открывается шиберная заслонка, очищается шланг;
и) после выборки забоя цикл повторяется.
При длительных перерывах в бетонировании осуществлялась периодическая сдвижка щита и опалубки с помощью автоматического устройства.
Автоматическое устройство выполняет комплекс операций:
включение электронного самопишущего манометра (МIМ-18:27) за одну-полторы минуты до включения гидронасоса щитовых домкратов с целью разогрева электронных ламп манометра;
включение электродвигателя гидронасоса и выключение его после перемещения скользящей опалубки;
выключение электронного манометра.
Схема автомата приведена на рис. 3
Автоматическое устройство включается замыкателем часового двигателя, который производит одно включение за каждые 3 часа. Вначале происходит замыкание контактов , подающих напряжение в катушку пускового реле . Электромагнит реле притягивает якорь пластины-контакта. В тот же момент подается напряжение в обмотку другого реле , которое производит размыкание контактов и замыкание контактов , осуществляя подключение питания к электронному манометру.
Спустя одну-полторы минуты, необходимые для размыкания часовых контактов , ток в обмотке реле исчезает. В силу инерции якоря и упругости пластины происходит импульсное замыкание контактов магнитного пускателя , осуществляющее запуск двигателя гидронасоса, питающего щитовые домкраты. При размыкании контактов исчезает ток также и в реле , в результате чего контакты размыкаются, а - замыкаются.