Схема сооружения водоотводного тоннеля р. Неглинки комплексом оборудования, запроектированного Метрогипротрансом и освоенного трестом горнопроходческих работ г. Москвы, приведена на рис. 6.
А. Комплекс оборудования
1. Проходческий щит с двумя горизонтальными площадками, одной верхней - неподвижной и нижней - подвижной, имеет следующие технические характеристики:
Наружный диаметр по оболочке | 4100 мм |
Наружный диаметр по выступающим частям | 4160 " |
Общая длина | 5200 " |
Количество домкратов | 19 шт. |
Рабочее давление жидкости в гидросистеме | 300 ати |
Суммарное усилие щитовых домкратов | 1710 т |
Установленная мощность | 64 квт |
2. Прессующее устройство представляет собой сплошное кольцо с развитой для увеличения жесткости опорной частью.
Торец прессующего устройства не имеет специальных уплотнений в зазорах. В замковой части кольца установлен патрубок для подключения бетоновода. Патрубок оснащен затвором банникового типа.
Основные размеры прессующего устройства:
Наружный диаметр | 3980 мм |
Внутренний диаметр прессующей части | 3520 " |
Общая длина | 920 " |
Длина пуансона | 500 " |
Внутренний диаметр опорной части | 3300 " |
Диаметр патрубка | 150 " |
3. Переставная шарнирно-складывающаяся опалубка состоит из металлических секций. Секция имеет два сектора: верхний - с одним центральным шарниром и двумя створками и нижний - с двумя шарнирами, одной лотковой частью и двумя открылками.
Соединение верхнего и нижнего секторов опалубки осуществляется клиновыми болтами (по два на каждый стык).
Болтовые соединения между секциями позволяют немного смещать их друг относительно друга в плоскости, перпендикулярной оси тоннеля.
Техническая характеристика опалубки
Наружный диаметр | 3500 мм |
Ширина секции | 500 " |
Количество секций | 10 шт. |
Вес верхнего сектора | 1210 кг |
Вес нижнего сектора | 920 " |
4. Механизм для перестановки опалубки представляет собой самоходную тележку, движущуюся по рельсовому пути, закрепленному на транспортном мосту. Перестановщик оборудован кареткой, на которой закреплены три домкрата: один центральный - для поддержки верхнего сектора опалубки и две боковые - для раскрытия створок. Для подъема нижнего сектора опалубки на перестановщике установлены два домкрата с полиспастами.
Техническая характеристика перестановщика опалубки
Колея рельсового пути | 1100 мм |
Грузоподъемность | 4,75 т |
Скорость перемещения | 12 м/мин |
Установленная мощность | 7,9 квт |
5. Транспортный мост представляет собой транспортер для выдачи породы из забоя, совмещенный с балкой для рельсового пути перестановщика.
Техническая характеристика транспортера
Ширина транспортерной ленты | 650 мм |
Производительность транспортера | 40 т/час |
Общая длина | 10800 мм |
Установленная мощность | 4,5 квт |
6. Техническая характеристика транспортера-перегружателя, предназначенного для перегрузки породы с транспортера в вагонетки:
Производительность | 40 т/час |
Ширина ленты | 650 мм |
Общая длина | 24200 мм |
Установленная мощность | 4,5 квт |
7. На передвижной платформе крепится транспортный мост и расположены транспортер-перегружатель, поперечный перестановщик вагонов, ресивер, рельсовые пути и др. вспомогательные устройства. Платформа самостоятельно перемещается посредством домкрата усилием 170 т и имеет следующие технические характеристики:
Общая длина | 25700 мм |
Ширина | 2050 " |
Колея рельсовых путей | 900 " |
Расстояние междупутья | 1300 мм |
Объем ресивера | 2 |
Рабочее давление | 6 ати |
8. Бетоновод внутренним диаметром 150 мм состоит из прямых и криволинейных звеньев общей длины 20 м. Бетоновод крепится к транспортному мосту справа и при демонтаже опалубки не требуется снятия звеньев.
9. Восемь пневмобетоноукладчиков емкостью 0,5 установлены на тележках и перемещаются по рельсовым путям.
Б. Технологическая схема возведения обделки
Основные этапы цикла:
а) вслед за перемещением щита, которое оканчивается после того, как хвостовая оболочка перекрывает свежесформованную обделку на 2-5 см, прессующее кольцо убирается в крайнее к щиту положение с помощью 4 домкратов, на которых оно шарнирно закреплено;
б) с помощью перестановщика снимается верхний сектор опалубки и складывается в транспортное положение;
в) перестановщик транспортирует к месту монтажа верхний сектор, который крепится болтами к ранее установленной опалубке;
г) перестановщик отводят назад за нижний сектор. Отрывают сектор от бетона, складывают в транспортное положение и транспортируют к месту монтажа;
д) производится монтаж всей секции опалубки;
е) прессующее устройство на 2-5 см вводится в зазор между хвостовой оболочкой и опалубкой;
ж) устанавливается торцовая съемная опалубка по периметру обделки для ликвидации зазора между прессующим устройством и опалубкой;
з) устанавливаются два колена бетоновода и открывается банниковый затвор, а к опалубке навешивается съемный вибратор;
и) бетонная смесь, приготовленная на бетонном узле, подается в пневмобетононагнетателях по одному из путей к месту укладки.
Пневмобетононагнетатели поочередно присоединяются к бетоноводу и подают бетонную смесь в заопалубочное пространство, а затем отсоединяются от бетоновода и переводятся на соседний свободный путь поперечным перестановщиком;
к) после укладки бетона устье бетоновода перекрывается банниковым затвором, два колена бетоновода разбираются и чистятся вручную, а остальная плеть его чистится пыжом;
л) ведение щита в период прессования бетонной смеси осуществляется при обязательном контроле положения щита, прессующего устройства и опалубки;
м) после окончания перемещения щита и прессования разбирается торцовая опалубка, прессующее устройство отодвигается в крайнее к щиту положение и цикл повторяется в той же последовательности.
______________________________
* Комплексы запроектированы с учетом результатов исследований, выполненных лабораторией сооружений тоннелей и метрополитенов ЦНИИС.
Приложение 9
Определение смещения слоев грунтового массива
Перемещение слоев грунта по радиальному направлению на различных расстояниях от обделки устанавливается по формулам:
при .
при .