Ведомственные строительные нормы ВСН 146-68/Минтрансстрой СССР "Технические указания по возведению монолитно-прессованных бетонных обделок тоннелей при щитовой проходке" (утв. приказом Технического управления Минтрансстроя СССР от 28 августа 1968 г. N 35) стр. 12

Схема сооружения водоотводного тоннеля р. Неглинки комплексом оборудования, запроектированного Метрогипротрансом и освоенного трестом горнопроходческих работ г. Москвы, приведена на рис. 6.

А. Комплекс оборудования

1. Проходческий щит с двумя горизонтальными площадками, одной верхней - неподвижной и нижней - подвижной, имеет следующие технические характеристики:
Наружный диаметр по оболочке4100 мм
Наружный диаметр по выступающим частям4160 "
Общая длина5200 "
Количество домкратов19 шт.
Рабочее давление жидкости в гидросистеме300 ати
Суммарное усилие щитовых домкратов1710 т
Установленная мощность64 квт
2. Прессующее устройство представляет собой сплошное кольцо с развитой для увеличения жесткости опорной частью.
Торец прессующего устройства не имеет специальных уплотнений в зазорах. В замковой части кольца установлен патрубок для подключения бетоновода. Патрубок оснащен затвором банникового типа.
Основные размеры прессующего устройства:
Наружный диаметр3980 мм
Внутренний диаметр прессующей части3520 "
Общая длина920 "
Длина пуансона500 "
Внутренний диаметр опорной части3300 "
Диаметр патрубка150 "
3. Переставная шарнирно-складывающаяся опалубка состоит из металлических секций. Секция имеет два сектора: верхний - с одним центральным шарниром и двумя створками и нижний - с двумя шарнирами, одной лотковой частью и двумя открылками.
Соединение верхнего и нижнего секторов опалубки осуществляется клиновыми болтами (по два на каждый стык).
Болтовые соединения между секциями позволяют немного смещать их друг относительно друга в плоскости, перпендикулярной оси тоннеля.

Техническая характеристика опалубки

Наружный диаметр3500 мм
Ширина секции500 "
Количество секций10 шт.
Вес верхнего сектора1210 кг
Вес нижнего сектора920 "
4. Механизм для перестановки опалубки представляет собой самоходную тележку, движущуюся по рельсовому пути, закрепленному на транспортном мосту. Перестановщик оборудован кареткой, на которой закреплены три домкрата: один центральный - для поддержки верхнего сектора опалубки и две боковые - для раскрытия створок. Для подъема нижнего сектора опалубки на перестановщике установлены два домкрата с полиспастами.

Техническая характеристика перестановщика опалубки

Колея рельсового пути1100 мм
Грузоподъемность4,75 т
Скорость перемещения12 м/мин
Установленная мощность7,9 квт
5. Транспортный мост представляет собой транспортер для выдачи породы из забоя, совмещенный с балкой для рельсового пути перестановщика.

Техническая характеристика транспортера

Ширина транспортерной ленты650 мм
Производительность транспортера40 т/час
Общая длина10800 мм
Установленная мощность4,5 квт
6. Техническая характеристика транспортера-перегружателя, предназначенного для перегрузки породы с транспортера в вагонетки:
Производительность40 т/час
Ширина ленты650 мм
Общая длина24200 мм
Установленная мощность4,5 квт
7. На передвижной платформе крепится транспортный мост и расположены транспортер-перегружатель, поперечный перестановщик вагонов, ресивер, рельсовые пути и др. вспомогательные устройства. Платформа самостоятельно перемещается посредством домкрата усилием 170 т и имеет следующие технические характеристики:
Общая длина25700 мм
Ширина2050 "
Колея рельсовых путей900 "
Расстояние междупутья1300 мм
Объем ресивера2
Рабочее давление6 ати
8. Бетоновод внутренним диаметром 150 мм состоит из прямых и криволинейных звеньев общей длины 20 м. Бетоновод крепится к транспортному мосту справа и при демонтаже опалубки не требуется снятия звеньев.
9. Восемь пневмобетоноукладчиков емкостью 0,5 установлены на тележках и перемещаются по рельсовым путям.

Б. Технологическая схема возведения обделки

Основные этапы цикла:
а) вслед за перемещением щита, которое оканчивается после того, как хвостовая оболочка перекрывает свежесформованную обделку на 2-5 см, прессующее кольцо убирается в крайнее к щиту положение с помощью 4 домкратов, на которых оно шарнирно закреплено;
б) с помощью перестановщика снимается верхний сектор опалубки и складывается в транспортное положение;
в) перестановщик транспортирует к месту монтажа верхний сектор, который крепится болтами к ранее установленной опалубке;
г) перестановщик отводят назад за нижний сектор. Отрывают сектор от бетона, складывают в транспортное положение и транспортируют к месту монтажа;
д) производится монтаж всей секции опалубки;
е) прессующее устройство на 2-5 см вводится в зазор между хвостовой оболочкой и опалубкой;
ж) устанавливается торцовая съемная опалубка по периметру обделки для ликвидации зазора между прессующим устройством и опалубкой;
з) устанавливаются два колена бетоновода и открывается банниковый затвор, а к опалубке навешивается съемный вибратор;
и) бетонная смесь, приготовленная на бетонном узле, подается в пневмобетононагнетателях по одному из путей к месту укладки.
Пневмобетононагнетатели поочередно присоединяются к бетоноводу и подают бетонную смесь в заопалубочное пространство, а затем отсоединяются от бетоновода и переводятся на соседний свободный путь поперечным перестановщиком;
к) после укладки бетона устье бетоновода перекрывается банниковым затвором, два колена бетоновода разбираются и чистятся вручную, а остальная плеть его чистится пыжом;
л) ведение щита в период прессования бетонной смеси осуществляется при обязательном контроле положения щита, прессующего устройства и опалубки;
м) после окончания перемещения щита и прессования разбирается торцовая опалубка, прессующее устройство отодвигается в крайнее к щиту положение и цикл повторяется в той же последовательности.
______________________________
* Комплексы запроектированы с учетом результатов исследований, выполненных лабораторией сооружений тоннелей и метрополитенов ЦНИИС.
Приложение 9

Определение смещения слоев грунтового массива

Перемещение слоев грунта по радиальному направлению на различных расстояниях от обделки устанавливается по формулам:
при .
при .