Однако работа электронного манометра этим не прерывается, так как в момент размыкания контактов появляется напряжение на выходе магнитного пускателя, поступающее в манометр через контакты .
При соответствующем давлении в гидросистеме домкраты сдвигают опалубку, на которой установлен датчик, фиксирующий ее перемещение. Корпус датчика укреплен на опалубке, а его вращающийся диск прижат пластинчатой пружиной к поверхности бетона обделки. Во избежание проскальзывания на обод диска установлено резиновое кольцо. На текстолитовом диске, расположенном внутри корпуса датчика, по окружности с интервалом 5 мм наклепаны контакты, которые поочередно замыкаются скользящим контактом. При перемещении опалубки на заданную величину скользящий контакт соединяется с одним из неподвижных контактов , замыкая цепь катушки реле выключения .
Электромагнит реле притягивает якорь пластины-контакта. В момент размыкания контактов датчика ток в катушке реле исчезает и за счет упругости взведенной пластины-контакта якорь замыкает контакт . Благодаря этому срабатывает промежуточное реле , размыкающее нормально закрытые контакты магнитного пускателя , и двигатель гидронасоса останавливается. Так как при работающем двигателе электронный манометр питается от магнитного пускателя через контакты , то в момент остановки двигателя прекращает работу и электронный манометр.
Если по какой-либо причине датчик на опалубке не сработал (например, давление в гидросистеме мало для сдвижки опалубки, или заклинило опалубку), двигатель гидронасоса выключится через 5 минут после его включения. Остановка двигателя произойдет в момент, когда скользящий контакт часового замыкателя соединится с контактом ; при этом замкнется цепь промежуточного реле , которое откроет контакты магнитного пускателя и будет удерживать их в этом положении до тех пор, пока не разъединятся контакты .
Достоинством автомата является то, что он, очень простой по конструкции, обеспечивает непрерывную повторяемость циклов. Кроме того, автомат требует незначительного расхода электроэнергии, так как во время перерывов между циклами работает только один двигатель часового замыкателя, все остальные узлы автомата обесточены.
Так как при освобождении якорей реле и пластина-контакт, совершая затухающие колебания, в течение 10-15 сек обеспечивает удержание контактов и в замкнутом положении, включение и выключение магнитного пускателя гарантированы. Автомат имеет свой магнитный пускатель, сфазированный с пускателем двигателя гидронасоса, поэтому в период возведения обделки не требуется отключения системы автоматики от двигателя насоса, достаточно только выключить двигатель часового замыкателя.
Автомат, изготовленный по приведенной схеме (рис. 4), успешно функционировал при сооружении в Бирюлево и ЦНИИСе тоннелей.
Кроме основного назначения (сдвижка щита и опалубки), автомат осуществлял запись давления в щитовых домкратах при сооружении обделки и позволял получать информацию о сопротивлениях, возникающих при перемещении щита.
Пример 2
Схема сооружения перегонного тоннеля Тбилисского метрополитена комплексом оборудования, запроектированного СКТБ завода N 5 Главтоннельметростроя и освоенного Тбилтоннельстроем, приведена на рис. 5.
А. Комплекс оборудования
1. Механизированный щит 105-Т с двухдисковым режущим органом планетарного вращения и 6 гидродомкратами для упора в забой при прессовании бетонной смеси давлением 15 .
Техническая характеристика
Диаметр выработки | 5700 мм |
Диаметр щита | 5600 " |
Длина щита | 4580 " |
Число резцов на диске | 12 шт. |
Скорость резания | м/сек. |
Скорость подачи рабочего органа на забой | мм/мин |
Усилие подачи рабочего органа | 12 т |
Число щитовых домкратов | 16 шт. |
Суммарное усилие щитовых домкратов | 800 т |
Число забойных домкратов | 6 шт. |
Суммарное усилие домкратов для упора в забой | 900 т |
Давление жидкости в гидросистеме | 200 ати |
Длина транспортера | 3200 см |
Ширина ленты транспортера | 650 мм |
Общая длина опалубки | 600 см |
2. Перестановщик опалубки представляет собой самоходную тележку, имеющую портальную раму и самостоятельную ходовую часть. Внутри рамы пропускается транспортный мост.
Портальная рама оборудована 6 домкратами: двумя, шарнирно соединенными для поддержки и подъема верхнего сектора; двумя, расположенными в плоскости рабочей площадки портальной рамы для поддержки двух створок верхнего сектора; двумя, расположенными на ногах рамы, для отрыва створок верхнего сектора от бетона, и двумя лебедками для отрыва от бетона, подъема, перемещения и установки нижнего сектора опалубки.
Перестановщик перемещается по рельсовому пути колеей 2000 мм. Для заполнения рельсового пути в период снятия нижнего сектора опалубки имеется специальное вставное звено.
Техническая характеристика перестановщика
Привод передвижения | электрический |
Нижние распорные домкраты | 2 шт. |
Средние распорные домкраты | 2 " |
Домкраты подъема | 2 " |
Давление жидкости в гидросистеме | 65 ати |
3. Два бетоновода, которые крепятся на кронштейнах справа и слева от рельсовых путей перестановщика, имеют следующие размеры:
Внутренний диаметр труб | 150 мм |
Длина одного бетоновода | 50 м |
4. Бетоноукладочная тележка, состоящая из портальной рамы в ходовой части по типу перестановщика, на которой установлены два пневмобетононагнетателя, кран-балка для подъема и перемещения контейнеров с бетонной смесью и другие вспомогательные приспособления. Тележка имеет электрический привод, обеспечивающий ее перемещение по рельсовой колее шириной 2000 мм.
Техническая характеристика пневмобетононагнетателя
Емкость (каждого) | 500 л |
Рабочее давление | до 6 ати |
Производительность | 10 |
Емкость ресивера | 2 |
5. Прессующее устройство представляет собой сплошную конструкцию из коробчатых сегментов. Торец пуансона имеет резиновое уплотнение. В верхней части (замке) установлен патрубок для подключения бетоновода. Патрубок снабжен шиберным затвором для перекрытия бетоновода в период прессования.
Основные размеры прессующего устройства:
Наружный диаметр | 5700 мм |
Внутренний диаметр | 5100 " |
Длина | 1430 " |
6. Переставная шарнирно-складывающаяся опалубка состоит из металлических секций шириной 1000 мм каждая. Секция состоит из двух секторов. Верхний имеет один шарнир и две створки. Нижний состоит из лотка и двух створок и имеет два шарнира. К нижнему сектору опалубки приварены рельсы, по которым движется перестановщик опалубки. Соединение секторов опалубки и секций между собой осуществляется на болтах.
Техническая характеристика опалубки
Количество секций | 6 шт. |
Размеры секции: | |
наружный диаметр | 5100 мм |
высота | 4858 " |
ширина | 1000 " |
Вес секции | 5642 кг |
Б. Технологическая схема возведения обделки
Основные этапы цикла:
а) после перемещения щита в выработку прессующее устройство 3 щитовыми домкратами, на которых оно закреплено, перемещается в крайнее положение в сторону щита;
б) разбирается бетоновод на участке снятия нижнего сектора опалубки;
в) перестановщик подводится к очередной секции опалубки. Секция отрывается от бетона и складывается в транспортное положение, после чего перемещается назад, освобождая место под вставное путевое звено;
г) в освободившееся от снятой опалубки место устанавливают вставное звено пути;
д) перестановщик транспортирует секции к месту монтажа;
е) с его помощью осуществляют монтаж секции опалубки;
ж) собирается бетоновод и открывается шиберный затвор;
з) бетонная смесь от бетонного узла транспортируется в контейнерах к бетоноукладочной тележке, перегружается в пневмобетононагнетатель и подается в заопалубочное пространство;
и) после заполнения бетонной смесью заопалубочного пространства бетоновод перекрывается шиберным затвором;
к) перед прессованием бетонной смеси забойные домкраты упираются в забой;
л) производится прессование бетонной смеси;
м) забойные домкраты после прессования убираются;
н) производится очистка бетоновода;
о) разрабатывается забой;
п) прессующее кольцо отодвигается в крайнее положение в сторону щита и цикл повторяется в том же порядке.