Российское гражданское судостроение в его сегодняшнем состоянии в силу ряда субъективных и объективных причин не способно не только занять достойную нишу на мировом рынке коммерческого судостроения, но и удержать внутренние рынки. Если указанный выше потенциальный портфель заказов уйдет за рубеж (инерционный вариант развития отрасли), то в совокупности с потерями на фрахте Россия в период до 2020 года лишится примерно 2,5 трлн руб. и более 3 трлн руб. в последующие 10 лет.
В данном случае не имеет значения, кто является заказчиком продукции и ее изготовителем: частник или государство. Речь идет об экономическом эффекте в пользу России (стоимость судна остается в России, а это заработная плата, налоги, и не только собственно в судостроении, но и у смежников - поставщиков оборудования).
Предотвратить потерю потенциальной выгоды, обусловленную уходом судовладельцев с российского рынка судостроения и массовым фрахтом грузовладельцами зарубежных судов, является задачей национальной значимости.
Масштаб проблемы развития гражданского судостроения России в целях создания конкурентоспособной морской техники новых поколений требует применения адекватных методов и механизмов ее решения. Предприятия отрасли самостоятельно не в состоянии в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производств, а проектные организации - предложить на рынок перспективные разработки. В связи с этим представляется необходимым значительную долю этих работ проводить при непосредственном участии федерального бюджета.
В настоящее время уже существует отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа. Необходимость и целесообразность решения основной части проблем именно программно-целевыми методами определяется комплексностью, многоплановостью, сложностью поставленных целей и задач. С этой целью разрабатывается проект ФЦП в области гражданского судостроения.
Указанным проектом предусматриваются как разработка новых технологий, концептуальных, конструкторских и технологических решений в интересах создания перспективных образцов морской техники всего продуктового ряда, так и формирование научно-технического задела, без которого невозможно создание приоритетных проектов и развитие судостроительной техники на дальнейшую перспективу. Мероприятия по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций будут ориентированы на сохранение и развитие потенциала отрасли для проведения исследований и разработок новой морской техники. Внепрограммные мероприятия по реализации стратегии могут быть направлены как на реализацию крупных проектов, таких как развитие производственной базы судостроения, судового машиностроения и приборостроения, разработка и осуществление проектов лизинга, поддержка экспорта, так и на решение других задач, которые по тем или иным причинам не могут быть профинансированы в рамках соответствующих ФЦП.
Так, планирование и реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности судостроения в технологическом плане (корпусостроение, краны большой грузоподъемности, крупногабаритный лист, сухие доки, и т.п.) предполагается вести по двум направлениям одновременно.
Первое направление (ключевое) - это реализация важнейших инвестиционных проектов государственного значения, направленных на создание современного высокотехнологичного специализированного производства, ориентированного на потенциальный портфель заказов, реализуемых за счет средств инвесторов.
Однако с целью привлечения инвесторов необходимы в этом случае возможные в рамках действующего законодательства меры государственной поддержки (получение в общеустановленном порядке государственных гарантий, использование методов таможенно-тарифного регулирования и т.д.).
Предложения о создании на инвестиционной основе новых специализированных на гражданском судостроении верфей должны быть оценены только положительно. На современных верфях будет многократно уменьшена трудоемкость, что при существующей пока еще меньшей заработной плате в России даст возможность обратить это в некоторое, хотя и не решающее конкурентное преимущество. Массовая постройка судов в России, в особенности ледового плавания для вывоза нефти и газа из Северного и Дальневосточного регионов, предотвратит передачу ледовых технологий за рубеж. И наконец, современные верфи необходимы стране и для создания другой крупногабаритной морской техники, потребность в которой возросла при освоении месторождений на морском шельфе и в береговой полосе (плавучие и стационарные терминалы большой емкости, основания платформ для разведки и добычи и т.п.).
Второе направление - проведение соответствующей модернизации и обновление производственных мощностей за счет привлеченных средств на государственных предприятиях или в открытых акционерных обществ с контрольным пакетом акций у государства с использованием такого механизма, как Инвестиционный фонд.
Таких предприятий осталось совсем немного - это в первую очередь ФГУП "Адмиралтейские верфи", ФГУП "ПО "Севмашпредприятие", ФГУП "МП "Звездочка", ФГУП "ДВЗ "Звезда" и ОАО "ПСЗ "Янтарь".
В первую очередь следует обратить внимание на Северный регион, где требуется реконструкция гидротехнических сооружений, эллингов и создание новых технологических объектов на судостроительных предприятиях для создания специальной морской техники для освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.
Создание системы государственно-частного партнерства на основе использования лизинга как одного из финансовых инструментов способно стимулировать начало совершенствования производственных процессов и внедрения технологических инноваций в отрасли. Основная цель развития лизинга - это снижение рисков судостроителей и судовладельцев на время строительства судна.
На начальном этапе в 2008-2010 гг. обеспечивается государственная поддержка развития лизинга в судостроении, в период 2011-2015 гг. - развитие за счет привлечения внебюджетных средств. Начиная с 2011 г. осуществляется возврат государству значительной части ранее вложенных в программу средств в виде налогов, дивидендов и других финансовых выплат.
В связи с отмеченной многовариантностью стратегии структура ее экономических показателей определялась на основе выявления и сравнения всех вероятных вариантов развития событий, составляющих ее элементов и способов их взаимодействия - от минимально возможного до предельного максимального. При этом учитывалась возможность изменения на различных этапах реализации стратегии не только объемов и источников ее финансирования или сроков и этапов развития целевых программ и состава основных мероприятий, но и основных целевых индикаторов, показателей эффективности, составляющих стратегию элементов и целей ее этапов. Например, инерционный вариант развития отрасли базируется на наиболее вероятной бюджетной поддержке в рамках уже намеченных к реализации ФЦП и их пролонгации в перспективе. Объемы ВТС, на которых в основном существует отрасль, также не снижаются мгновенно - по инерции за счет контрактов с Китаем и Индией значительные средства от продаж еще будут поступать 4-6 лет. В свою очередь, оптимистический вариант развития событий принимается в расчетах экономических показателей и индикаторов реализации стратегии лишь с некоторой вероятностью достижения целей.
Например, при выработке программных мероприятий по развитию гражданского судостроения в рамках новой ФЦП были проанализированы и сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие гражданской морской техники, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, а следовательно, объемам, динамике и структуре финансирования.
Риски неполного достижения целей при реализации программы в этом случае определяются в основном внешними факторами:
- конъюнктурой мирового рынка водных перевозок и судостроительной техники, влияющей на объем и доходность продаж судостроительной продукции;
- внешнеполитической конъюнктурой, влияющей на объемы международного кооперационного сотрудничества;
- развитием конкурирующих научно-исследовательских работ и технологий за рубежом, влияющим на возможность патентования и продажи лицензий на результаты интеллектуальной деятельности;
- изменением общего инвестиционного климата в стране, влияющим на возможности привлечения инвестиций.
Реальная эффективность стратегии возможна только при условии организации текущего управления и контроля за ее реализацией. В частности, необходимы:
- мониторинг реализации стратегии и всех существующих и разрабатываемых целевых программ, имеющих отношение к судостроительной промышленности;
- анализ фактических уровней развития судостроительной промышленности и корректировка приоритетов;
- координация ресурсных потоков и концентрация их на критических направлениях.
Указанный динамический подход позволяет избежать неоправданных затрат на решение задач и достижение целей, которые перестали соответствовать изменившейся обстановке.
С использованием современных информационных технологий стратегия обосновывается на основе многовариантного динамического подхода и обеспечивает управление ее реализацией. Обоснование стратегии выполнялось на основе этих новых технологий.
3. Последовательность решаемых задач, этапы и сроки реализации стратегии
Продолжительный период создания основной продукции отрасли, который составляет 5-7 и более лет, и после этого 20-30-летний период ее эффективного использования определяют необходимую продолжительность программного диапазона для реализации стратегии. Он должен быть достаточен по длительности, чтобы как минимум соответствовать длительности жизненного цикла основной продукции отрасли. Перспективы развития научного и производственного потенциала отрасли должны быть увязаны с основными направлениями развития сложной морской техники, перспективный ряд которой будет запущен в серийное производство начиная с 2015 года, а также с пилотными кооперационными проектами и перспективами работ по освоению континентального шельфа.
Такой подход обеспечивает обоснованный выбор приоритетов развития отрасли и минимизирует возможность ошибки, связанной с принятием сиюминутных интересов за долговременные, стратегические.
Для решения намеченных задач стратегии выделяются три программных периода, рубежами которых являются:
- ближний - 2010 год,
- средний - 2015 год,
- дальний - 2020-й и последующие годы.
Каждый период имеет свою специфику, цель, критерии и ресурсное обеспечение. Этапность решения ресурсоемких и длительных по срокам реализации задач по принципу от "простого к сложному", с одной стороны, позволяет концентрировать усилия на ближайших целях, а с другой - обеспечивает сохранение перспективного видения проблемы и генерального курса развития отрасли.
Основная цель первого этапа (2007-2010 годы) - закрепление на достигнутых позициях и сохранение самой ценной части потенциала отрасли.
В этот период основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:
- разработка критических, в том числе прорывных оборонных технологий (научный задел);
- развертывание широкомасштабных работ по разработке новых технологий в сфере гражданского судостроения;
- разработка конкурентоспособных перспективных проектов кораблей, судов и другой морской техники;
- оптимизация производственных мощностей и образование интегрированных структур (в том числе сокращение излишних мощностей);
- законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения;
- определение основных направлений модернизации и развития научно-технического и производственного потенциала и развертывание работ по их реализации.
Годовой объем выпуска продукции российского судостроения к 2010 году должен быть увеличен примерно в 1,5 раза.
Основная цель второго этапа (2011-2015 годы) - широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли и создание новых объектов научно-производственной базы, начало строительства основных перспективных кораблей XXI века. Развертывание работ по шельфу и Севморпути.
В этот период основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:
- комплексная модернизация, реконструкция и техническое перевооружение отрасли;
- подготовка к освоению новых видов продукции (перспективные боевые корабли, крупнотоннажные суда, газовозы);
- разработка, дальнейшее развитие и освоение важнейших технологий для обеспечения создания конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;