Приказ от 11.03.2005 N 48-ст "Об утверждении национальных стандартов" стр. 9

Личные вещи должны храниться вне чистого помещения и в безопасном месте. Часы, кольца, цепочки и другие ювелирные изделия могут повреждать перчатки или выпадать за пределы маски, капюшона или рукавов. В связи с этим не допускается проносить их в чистое помещение.
Использование персоналом, работающим в чистых помещениях, косметики, пудры, лаков для волос, ногтей и подобных материалов не рекомендуется. Следует учитывать риск, создаваемый ими для продукта и технологического процесса. Косметические средства могут выделять частицы, загрязняющие чистое помещение, одежду и продукты. В связи с этим применение их может быть запрещено.
С.4. Гигиена персонала
Персонал, работающий в чистом помещении, должен соблюдать правила личной гигиены, в т.ч. следить за состоянием волосяного покрова головы, особенно, в отношении перхоти. После душа рекомендуется использовать, при необходимости, специальный лосьон, защищающий кожу от сухости и предотвращающий выделения из сальных желез.
Поступающий на работу персонал должен сообщить об особенностях своего организма, которые могут привести к повышению загрязнения чистого помещения, например:
a) дерматит, солнечный ожог, сильное выделение перхоти или частиц кожи;
b) простуда, грипп или хронический кашель;
c) аллергические реакции, вызывающие чихание, зуд или почесывания;
d) инфекционные заболевания (с высоким уровнем выделения микроорганизмов).
При возникновении обстоятельств, неблагоприятно влияющих на технологический процесс или продукт, может оказаться необходимым отстранение сотрудника от работы в чистом помещении до устранения неблагоприятных обстоятельств.
В некоторых случаях может потребоваться установление периода времени, в течение которого персонал не должен курить перед входом в чистое помещение.
С.5. Порядок переодевания
Персонал должен переодеваться в одежду для чистых помещений до входа в это помещение. Порядок надевания и снятия одежды должен предусматривать сведение к минимуму загрязнений наружной поверхности одежды и гарантировать, что загрязнения не будут распространяться из помещений для переодевания. Может применяться несколько методов переодевания в зависимости от планировки зоны переодевания и класса чистоты помещения. Эти методы рассмотрены в [5, 6, 20].
Как правило, принимают схему переодевания: от головы до ног.
Ниже приводится типовой порядок переодевания, но возможно применение и других вариантов:
1) удалить загрязнения с обуви с помощью очистителя для обуви, коврика или специального покрытия пола;
2) снять лишнюю личную одежду;
3) снять ювелирные и прочие изделия, запрещенные инструкцией;
4) удалить косметику и увлажнить кожу лица кремом (при необходимости);
5) надеть головной убор в соответствии с инструкцией;
6) вымыть руки и увлажнить кожу кремом (при необходимости);
7) надеть нижнюю одежду для чистого помещения, если она предусмотрена;
8) надеть на ноги носки для чистых помещений или бахилы на обувь;
9) выбрать одежду для чистых помещений;
10) надеть перчатки, используемые для переодевания в одежду для чистого помещения, если требуется;
11) надеть маску и головной убор;
12) надеть комбинезон или костюм;
13) надеть бахилы или специальную обувь для чистых помещений, используя переходную скамью;
14) убедиться, что все принадлежности одежды надеты правильно, используя зеркало с отражающей поверхностью в полный рост;
15) надеть перчатки для работы в чистом помещении (перчатки для переодевания допускается не снимать);
16) войти в чистое помещение.
Порядок выхода персонала из чистого помещения и снятия одежды зависит от того, является ли одежда одно- или многоразовой. Порядок снятия многоразовой одежды рассмотрен в [16]. Могут использоваться специальные методы хранения многоразовой одежды [5, 6, 18]. Одежда для чистых помещений не должна выноситься из контролируемой зоны, кроме случаев ее обработки (стирки).
С.6. Правила поведения и дисциплина
Персонал должен выполнять правила поведения в чистом помещении, чтобы свести к минимуму загрязнение продукции.
Ниже приводится минимальный перечень требований к поведению персонала (более подробная информация приведена в [6]):
- нельзя резко открывать и закрывать двери или оставлять их открытыми;
- при проходе через воздушный шлюз нужно сначала закрыть первую дверь и только после паузы (для очистки воздуха) открыть следующую дверь;
- персонал не должен находиться между источником чистого воздуха и продуктом или поверхностью технологического оборудования. В противном случае возникает риск осаждения частиц на продукт или поверхность оборудования. В общем случае правильная последовательность должна быть следующей: приток воздуха -> продукт -> персонал -> общий объем чистого помещения -> вытяжка;
- следует определить методы перемещения продукта и действия с ним. По возможности, в технологическом процессе следует использовать "бесконтактные" приемы;
- не следует переносить материалы, прижимая их к телу, поскольку это приводит к их загрязнению;
- при работе вблизи продукта нельзя разговаривать;
- нельзя допускать нахождения чего-либо над продуктом;
- очищать нос можно только за пределами чистого помещения, после чего нужно обязательно сменить перчатки;
- при нахождении в чистом помещении следует воздерживаться от касания руками кожи с целью почесывания и вытирания. В противном случае персонал должен вернуться в комнату переодевания и сменить перчатки;
- поверхности перчаток и одежды легко загрязняются. Не допускаются касания поверхностей и перенос загрязнений в критических зонах. В каждом чистом помещении должен быть установлен порядок, обязывающий персонал вернуться в комнату для переодевания для смены перчаток или одежды. В некоторых случаях может допускаться смена перчаток внутри чистого помещения;
- салфетки, используемые для уборки чистого помещения, подлежат утилизации;
- все движения персонала должны быть целенаправленными и осмысленными. Быстрая ходьба и резкие движения не допускаются, поскольку они возмущают воздушные потоки, приводят к повышенному выделению частиц и попаданию их в воздух;
- помещения следует содержать в чистоте и порядке;
- продукты производства, временно оставленные или длительно хранящиеся в чистом помещении, должны быть защищены от загрязнения и находиться в маркированном закрытом боксе, контейнере или зоне с однонаправленным потоком воздуха;
- удаляемые материалы должны помещаться в специально предназначенные и легко отличаемые от других контейнеры; не допускается без необходимости накапливать удаляемые материалы.