Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 15

2.2.85 Проверка общей прочности в конце срока службы судна выполняется по предельным моментам.
Определению подлежат два предельных момента, кНм, при прогибе и перегибе корпуса:
, (2.2.85)
где - момент сопротивления поперечного сечения эквивалентного бруса, вычисленный с учетом износов и местных остаточных деформаций связей корпуса относительно той связи, в которой напряжения равны опасным, ;
- опасное напряжение для указанной связи, МПа; назначается в соответствии с 2.2.76.
2.2.86 При определении момента сопротивления , необходимо редуцировать гибкие связи корпуса, полагая, что в одной из них нормальные напряжения общего изгиба равны по абсолютной величине опасным, и учитывая одновременный износ связей корпуса согласно 2.2.87-2.2.89 и их местные деформации согласно 2.2.90-2.2.93. Износы и деформации определять при возрасте судна, равном планируемому сроку службы, уменьшенному на 5 лет.
2.2.87 Сроки службы отдельных связей корпуса Т, годы, вычисляются по формуле:
, (2.2.87-1)
где - толщина рассматриваемой связи, принятая в проекте, мм;
- расчетная скорость изнашивания, определяемая в соответствии с указаниями 2.2.88, мм/год;
[t] - допустимая остаточная толщина, принимаемая для листов обшивок и настилов по табл. 3.6.5 ПОСЭ и определяемая для балок набора по формуле:
, (2.2.87-2)
где - коэффициент, равный регламентируемому в 3.6.6.11 ПОСЭ допустимому отношению значений остаточной и проектной площади поперечного сечения балки.
Полученные в результате расчета сроки службы отдельных связей не должны быть меньше планируемого срока службы судна, принятого в проекте.
2.2.88 Расчетная скорость изнашивания определяется по формуле
, (2.2.88-1)
где с - рекомендуемая средняя скорость изнашивания, назначаемая по табл. 2.2.88, мм/год;
V - коэффициент вариации скорости изнашивания:
; (2.2.88-2)
- коэффициент, принимаемый равным:
при проверке общей прочности корпуса по предельному моменту в конце планируемого срока службы - 0;
при определении срока службы отдельной связи - 1,65.
Рекомендуемые средние скорости изнашивания и коэффициенты вариации по согласованию с Речным Регистром могут быть приняты отличающимися от указанных в табл. 2.2.88 и определяемых по формуле (2.2.88-2), если проектант представит соответствующие обоснования, основанные на фактических данных опыта эксплуатации судов-прототипов.";
Таблица 2.2.88
N п/п
Наименование связи
Рекомендуемые средние скорости изнашивания, мм/год
1
2
3
1.Палубный настил:
1.1
в районе расположения балластных цистерн
0,04
1.2
судов-площадок, перевозящих навалочные грузы
0,12
1.3
в районе грузовых танков наливных судов
0,12
1.4
в районе грузовых танков наливных судов, перевозящих сырую нефть
0,18
1.5
в районах, не указанных в п. 1.1-1.4
0,03
2Бортовая обшивка
2.1
Борт при отсутствии второго борта:
2.1.1
надводный
0,04
2.1.2
в районе ниже ватерлинии в полном грузу
0,05
2.2
Борт при наличии второго борта (отсеки двойного борта предназначены для груза, топлива или балласта):
2.2.1
надводный
цистерны заполнены топливом
0,09
цистерны заполнены балластом
0,06
2.2.2
ниже ватерлинии в полном грузу
цистерны заполнены топливом
0,10
цистерны заполнены балластом
0,06
3Днищевая обшивка
3.1
скуловой пояс и прилегающий к нему пояс днищевой обшивки
0,08
3.2
прочие поясья обшивки днища
0,05
3.3
в районе топливных цистерн
0,10
3.4
в районе балластных отсеков
0,06
3.5
в районе грузовых танков
0,10
4Настил второго дна
4.1
в районе топливных цистерн
0,10
4.2
в районе балластных отсеков
0,05
4.3
в трюмах, если предусматривается выполнение грузовых операций грейферами
0,12
5Обшивка второго борта
5.1
Обшивка второго борта грузовых судов
5.1.1
верхний и средний поясья
0,03
5.1.2
нижний пояс
0,05
5.1.3
в районе топливных цистерн
0,10
5.1.4
в районе балластных отсеков
0,05
5.2
Обшивка второго борта судов, перевозящих в том числе и навалочные грузы
5.2.1
верхний и средний поясья
0,07
5.2.2
нижний пояс
0,12
6Обшивка продольных и поперечных переборок
6.1
Водонепроницаемые переборки
6.1.1
верхний и средний поясья
0,03
6.1.2
нижний пояс
0,05
6.2
Переборки между трюмами для навалочных грузов
6.2.1
верхний и средний поясья
0,07
6.2.2
нижний пояс
0,12
6.3
Переборки между грузовыми танками
6.3.1
верхний пояс
0,12
6.3.2
средний пояс
0,08
6.3.3
нижний пояс
0,11
6.4
Переборки между грузовыми танками судов, перевозящих сырую нефть
6.4.1
верхний пояс
0,18
6.4.2
средний пояс
0,12
6.4.3
нижний пояс
0,16
7Набор палуб
7.1
Продольные подпалубные балки, бимсы и карлингсы палуб, ограничивающие:
7.1.1
грузовые трюмы сухогрузных судов и районы судовых помещений
0,03
7.1.2
грузовые танки
0,12
7.1.3
грузовые танки судов, перевозящих сырую нефть
0,18
7.1.4
топливные цистерны
0,12
7.1.5
балластные отсеки
0,06
7.2
Комингсы грузовых люков
0,03
8Набор бортов и переборок
8.1
Продольные балки, основные и рамные шпангоуты, вертикальные стойки и горизонтальные рамы бортов и переборок, ограничивающие:
8.1.1
грузовые трюмы сухогрузных судов и районы судовых помещений
0,04
8.1.2
грузовые танки
0,12
8.1.3
грузовые танки судов, перевозящих сырую нефть
0,18
8.1.4
топливные цистерны
0,12
8.1.5
балластные отсеки
0,08
9Набор днища и второго дна
9.1
Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры и продольные балки днища при отсутствии второго дна:
9.1.1
в районе грузовых трюмов
0,05
9.1.2
в балластных отсеках
0,06
9.2
Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры и продольные балки днища и второго дна в отсеках двойного дна:
9.2.1
не предназначенных для заполнения
0,05
9.2.2
в топливных цистернах
0,12
9.2.3
в балластных отсеках
0,06
Примечания:1. При отсутствии привальных брусьев средняя скорость изнашивания обшивки наружного борта увеличивается в два раза.2. Средняя скорость изнашивания днищевой обшивки судов, предназначенных для эксплуатации преимущественно на мелководье, принимается 0,10 мм/год3. Для судов внутреннего плавания, предназначенных для эксплуатации в бассейнах северных и восточных рек, средние скорости изнашивания связей корпуса, не контактирующих непосредственно с перевозимым грузом, могут быть уменьшены вдвое. При этом районы плавания судов, применительно к условиям плавания в которых в проекте были уменьшены средние скорости изнашивания связей, должны быть указаны в спецификации в качестве разрешенных.
2.2.89 Для корпусов судов, подверженных специфическим износам и предназначенным для постоянной эксплуатации в битом льду, перевозки агрессивных грузов (серы навалом, сернистых нефтепродуктов и т.п.) назначение средних скоростей изнашивания является предметом специального рассмотрения Речным Регистром.
2.2.90 Местные остаточные деформации продольных ребер жесткости совместно с настилом или обшивкой (вмятины) следует учитывать в палубе судов-площадок, в настиле второго дна и в наклонных стенках грузового бункера или внутренних бортах сухогрузных судов.
2.2.91 Суммарная ширина вмятин принимается равной ширине конструкции (см. 2.2.90) в пределах грузовой зоны. Стрелку прогиба отдельной вмятины в поперечном сечении следует принимать распределенной по синусоиде между продольными рамными связями.
Максимальная стрелка прогиба вмятины h, см, по середине расстояния между рамными продольными связями определяется по формуле:
, (2.2.91-1)
где - коэффициент, принимаемый равным:
при наличии распорок между продольными ребрами жесткости настила второго дна и днища, установленными по середине пролета - 0,5;
в остальных случаях - 1,0;
- коэффициент, принимаемый равным 1,5, если в проекте предусматривается возможность выполнения грузовых операций кранами грузоподъемностью 200 кН и более, и 1,0 - в остальных случаях;:
- коэффициент, принимаемый равным:
для грузовых палуб судов-площадок - 1,0;
для настила второго дна сухогрузных судов - 0,7;
для стенок бункера и внутренних бортов - , где - угол наклона стенки бункера и внутренних бортов к основной плоскости;
b - длина ребра, равная расстоянию между рамными поперечными связями, на которые опирается ребро, см;
Т - планируемый срок службы судна, годы;
- предел текучести материала балки, МПа;
- предельный момент сопротивления ребра жесткости, :
, (2.2.91-2)
где - проектная площадь поперечного сечения профиля балки без присоединенного пояска, см2;
- отстояние центра тяжести поперечного сечения профиля балки без присоединенного пояска от обшивки, см;
- проектная толщина присоединенного пояска, мм.
2.2.92 Деформированные продольные ребра жесткости с присоединенными поясками шириной, равной половине расстояния между ребрами, следует включать в эквивалентный брус с редукционными коэффициентами , определенными в зависимости от перечисленных ниже параметров:
- стрелка погиби деформированного ребра, см, согласно 2.2.91;
а - расстояние между ребрами, см;
, - площадь поперечного сечения, , и момент инерции этой площади относительно нейтральной оси, , продольного деформированного и изношенного ребра с присоединенным пояском шириной, равной а;