- отстояние крайнего волокна полки от нейтральной оси указанного выше поперечного сечения, см;
- радиус инерции, см, равный
; (2.2.92-1)
Е, - модуль упругости и предел текучести материала ребра, МПа;
b - длина ребра, см, равная расстоянию между рамными поперечными связями, на которые опирается ребро;
- эйлерово напряжение ребра, МПа, равное
; (2.2.92-2)
- напряжение в жестких связях на уровне центра тяжести площади поперечного сечения ребра с присоединенным пояском, МПа; при растяжении >0, при сжатии <0;
n - относительное напряжение, равное
; (2.2.92-3)
р - давление груза на настил, который поддерживается ребром, МПа, согласно 2.2.19 - 2.2.23; для ребер, поддерживающих обшивку или настил, на которые груз не действует, принимается р = 0;
- высота ребра, см.
Редукционный коэффициент вычисляется по формулам
(2.2.92-4)
где - коэффициент, определяемый по табл. 2.2.92;
Таблица 2.2.92
при , равном | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 1 | 0,916 | 0,719 | 0,516 | 0,363 | 0,260 | 0,193 | 0,147 | 0,115 | 0,093 | 0,076 |
0 | 1 | 0,889 | 0,667 | 0,471 | 0,333 | 0,242 | 0,182 | 0,140 | 0,111 | 0,090 | 0,074 |
-1 | 1 | 0,848 | 0,609 | 0,428 | 0,307 | 0,227 | 0,172 | 0,134 | 0,107 | 0,087 | 0,072 |
- принимается равным единице для ребер палуб судов-площадок и ребер второго дна и 0,85 в остальных случаях;
, - числа, вычисляемые по формуле
; (2.2.92-5)
число отрицательное, положительное;
X, , Y - величины, определяемые по формулам:
, (2.2.92-6)
, (2.2.92-7)
. (2.2.92-8)
Если определенный по формулам (2.2.92-6), (2.2.92-7) и (2.2.92-8) какой-либо коэффициент получается отрицательным, то его следует принимать равным нулю, если больше единицы - равным единице.
2.2.93 Редукционные коэффициенты пластин в районе вмятин при продольной системе набора не должны приниматься больше определенных согласно 2.2.92 редукционных коэффициентов продольных деформированных ребер жесткости, составляющих их опорный контур.
Редукционные коэффициенты пластин в районе вмятин при поперечной системе набора, за исключением грузовой палубы судов-площадок и настила второго дна сухогрузных судов, определяются согласно табл. 2.2.79. Редуцируемые части пластин настила грузовой палубы судов-площадок и настила второго дна сухогрузных судов при поперечной системе набора в эквивалентный брус не включаются.
2.2.94 Для обеспечения общей прочности судна по предельному моменту с учетом износов и местных остаточных деформаций связей корпуса должно выполняться условие
, (2.2.94)
где - коэффициент запаса прочности по предельному моменту с учетом износов и местных остаточных деформаций связей корпуса;
- расчетный изгибающий момент при прогибе и при перегибе, .
2.2.95 Коэффициент в условии прочности (2.2.94) принимается равным коэффициенту , значения которого устанавливаются пунктом 3.3 Приложения N 1 к ПОСЭ.
2.2.96 Для грузовых судов общую прочность судна по предельному моменту с учетом износов и местных остаточных деформаций связей корпуса необходимо проверить дополнительно с помощью соотношения:
, (2.2.96)
где - коэффициент предельного момента с учетом износов и местных остаточных деформаций связей корпуса.
2.2.97 Значения коэффициента в конце срока службы судна принимаются по табл. 2.2.97.
2.2.98 Условия 2.2.94-2.2.96 должны быть выполнены при планируемом сроке службы судна.
2.2.99 Исключен с 31 декабря 2008 г.
2.3 Конструирование корпуса судна
Общие требования
2.3.1 При конструировании корпусов судов необходимо стремиться к соблюдению принципа совмещения связей в одной плоскости, чтобы образовались замкнутые конструкции: карлингс - рамная стойка поперечной переборки - кильсон; продольное ребро жесткости палубы или платформы - холостая стойка поперечной переборки - продольное ребро днища, двойного дна или платформы; флор - шпангоут - бимс; бортовой стрингер - шельф поперечной переборки - шельф продольной переборки и т.п.
2.3.2 Изменения толщины, высоты, сечения или формы связей корпуса должны быть плавными.
Разность толщин смежных листов не должна превышать 30% толщины наиболее толстого из соединяемых листов или 5 мм (принимается меньшее значение). Указанное не относится к листам, образующим пазы, а также к утолщенным листам, устанавливаемым у концов надстроек, под якорными клюзами, под судовыми техническими средствами и т.п. Разделку кромки наиболее толстого листа следует выполнять до толщины тонкого листа в соответствии с действующими стандартами.
2.3.3 Переход высот стенок балок и ребер жесткости от большей к меньшей или наоборот следует производить на участке, протяженность которого рекомендуется назначать равным пяти разностям высот стенок соединяемых связей. Допускается уменьшать длину переходного участка (за исключением стенок кильсонов и карлингсов в средней части судна) до двух разностей высот.
Пояски балок аналогичным образом должны плавно переходить один в другой.
2.3.4 Необходимо обеспечивать непрерывность возможно большего числа основных продольных связей корпуса.
2.3.5 В одном поперечном сечении корпуса не допускается прерывать более 1/3 продольных ребер жесткости, а также более двух продольных рамных связей, расположенных по днищу или по палубе судна. Сечения, в которых прерываются продольные связи, должны отстоять друг от друга не менее чем на 2 шпации. Переход от продольной системы набора к поперечной должен быть постепенным.