- коэффициент запаса устойчивости, равный
, (2.2.73-2)
- см. 2.2.71, МПа;
- коэффициент, равный 1,43 для судов класса "М" и 1,33 для судов классов "О", "Р" и "Л".
2.2.74 При расчете устойчивости продольные ребра жесткости считаются свободно опертыми на соответствующие поперечные связи (флоры, рамные шпангоуты и бимсы). Эйлеровы напряжения при сжатии продольных ребер, МПа,
, (2.2.74)
где Е - модуль упругости, МПа;
I - момент инерции площади поперечного сечения ребра с присоединенным пояском, размеры которого назначаются согласно 2.2.53.1, ;
b - пролет ребра, см;
f - площадь поперечного сечения ребра без присоединенного пояска, ;
а - расстояние между ребрами (длина меньшей стороны пластины), см;
t - толщина пластины, см.
2.2.75 Касательные напряжения пластин борта и переборок при общем изгибе, определяемые по формуле (2.2.40-2), не должны быть более 0,95 эйлеровых касательных напряжений, определяемых по формуле, МПа
, (2.2.75)
где k - коэффициент, определяемый в зависимости от отношения сторон пластины b/a (b - длина большей стороны пластины, см) по табл. 2.2.75.
t, a - соответственно толщина и длина меньшей стороны пластины, см.
Таблица 2.2.75
b/a | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | |
k | 9,34 | 8,56 | 8,00 | 7,60 | 7,30 | 6,92 | 6,70 | 6,56 | 6,07 | 5,86 | 5,35 |
Расчеты общей предельной прочности
2.2.76 Во всех случаях должна быть проверена общая прочность корпуса судна по предельным моментам.
Под предельным моментом понимается изгибающий момент, вызывающий хотя бы в одной из продольных связей корпуса, включенной в эквивалентный брус, нормальные напряжения общего изгиба, равные по абсолютной величине опасным; при этом во всех других связях напряжения должны быть не больше опасных. Для связей, не несущих местной нагрузки, опасные напряжения принимаются равными
(2.2.76-1)
а для связей с местной нагрузкой -
(2.2.76-2)
где - предел текучести материала рассматриваемой связи;
коэффициент вычисляется по формуле (2.2.67-3).
2.2.77 Определению подлежат два предельных момента , : один при прогибе, другой при перегибе корпуса
, (2.2.77)
где - момент сопротивления поперечного сечения эквивалентного бруса относительно той связи, в которой напряжения равны опасным, ;
- опасное напряжение в указанной связи, МПа.
2.2.78 Исключен с 31 декабря 2008 г.
2.2.79 При вычислении момента сопротивления редукционные коэффициенты пластин при продольной системе набора следует назначать в соответствии с указаниями 2.2.38, а при поперечной системе набора - либо по табл. 2.2.78, либо в соответствии с положениями строительной механики корабля, выполняя указания 2.2.39, в зависимости от того, как они находились в расчете общей прочности по допускаемым напряжениям: по табл. 2.2.39 или расчетом по уравнениям строительной механики корабля. При этом напряжения в жестких связях принимаются в соответствии с напряженным состоянием, создаваемым предельным моментом
2.2.80 Редуцированию подлежат также и те сжатые "жесткие" связи корпуса (продольные балки палуб, платформ, ширстрека, днища, настила второго дна и т.п.), у которых критические напряжения , вычисленные в соответствии с 2.2.71 и 2.2.74, меньше напряжений в жестких связях , возникающих при действии предельного момента. Редукционный коэффициент этих связей
. (2.2.80)
2.2.81 Для обеспечения прочности корпуса по предельному моменту должно выполняться условие
, (2.2.81)
где k - коэффициент запаса прочности по предельному моменту;
- расчетный изгибающий момент при прогибе и при перегибе, .
2.2.82 Значение коэффициента k независимо от марки применяемой стали для судов всех классов принимается равным 1,35.
2.2.83 Для грузовых судов прочность корпуса по предельному моменту должна быть
, (2.2.83)
где - коэффициент предельного момента, определяемый по табл. 2.2.83;
D - водоизмещение судна в полном грузу, кН.
Таблица 2.2.83
Тип судна | Коэффициент при длине судна, м | ||||
20 | 60 | 80 | 100 | 140 | |
Грузовые самоходные | 0,068 | 0,055 | 0,040 | 0,032 | 0,028 |
Сухогрузные несамоходные | 0,056 | 0,043 | 0,028 | 0,021 | 0,018 |
Наливные баржи | 0,048 | 0,032 | 0,020 | 0,015 | 0,012 |
Расчеты общей прочности корпуса в конце срока службы судна. Оценка сроков службы отдельных связей корпуса
2.2.84 Для судов длиной 50 м и более должна быть проверена общая прочность корпуса на срок, в течение которого предполагается эксплуатация судна без восстановительного ремонта корпуса. Указанный срок определяется судовладельцем (заказчиком проекта) либо разработчиком.
Для всех судов должно быть выполнено определение сроков службы отдельных связей корпуса из условия обеспечения допустимых в процессе эксплуатации остаточных толщин.
Расчеты должны выполняться применительно к указанным в проектной спецификации условиям эксплуатации (класс, грузоподъемность, виды перевозимого груза, условия проведения грузовых операций и т.п.), влияющим на прочность корпуса, и принятым в проекте размерам связей.
Расчеты должны быть выполнены в соответствии с 2.2.85-2.2.98.