2.1.3 Требования настоящего раздела Правил распространяются на следующие типы водоизмещающих судов классов "М", "О", "Р", "Л" длиной до 140 м:
.1 самоходные трюмные однопалубные сухогрузные суда с кормовым расположением машинного отделения;
.2 самоходные наливные суда с кормовым расположением машинного отделения;
.3 несамоходные трюмные однопалубные сухогрузные суда;
.4 несамоходные наливные суда;
.5 самоходные суда-площадки с кормовым расположением машинного отделения и несамоходные суда-площадки;
.6 пассажирские суда;
.7 буксиры и толкачи;
.8 суда технического флота;
.9 рыбопромысловые суда;
.10 разъездные суда.
2.1.4 Требования настоящего раздела Правил распространяются на суда, отношения главных размерений которых не выходят за пределы, указанные в табл. 2.1.4.
Таблица 2.1.4
Типы судов | Максимальное соотношение главных размерений для судов классов | |||||
"М" | "О" | "Р" и "Л" | ||||
L ---- Н | В ---- Н | L ---- H | В ---- H | L ---- Н | В ---- Н | |
1. Самоходные и несамоходные сухогрузные трюмные суда | 25 | 4,0 | 27 | 5,0 | 28 | 5,0 |
2. Самоходные наливные суда | 25 | 4,0 | 27 | 5,0 | 35 | 6,0 |
3. Самоходные и несамоходные суда-площадки и несамоходные наливные суда | 25 | 5,0 | 35 | 6,0 | 40 | 7,0 |
4. Пассажирские водоизмещающие суда | 25 | 4,0 | 27 | 5,0 | 28 | 5,0 |
5. Буксиры и толкачи | 18 | 3,5 | 18 | 3,5 | 20 | 4,0 |
6. Суда технического флота | 20 | 4,0 | 20 | 4,0 | 22 | 5,0 |
7. Рыбопромысловые, вспомогательные суда и суда длиной до 25 м | 18 | 3,5 | 18 | 3,5 | 18 | 4,0 |
2.1.5 Для судов с соотношениями главных размерений, выходящими за пределы, указанные в табл. 2.1.4, а также для судов, типы которых не перечислены в 2.1.3, конструкция и размеры связей должны быть выбраны по результатам дополнительных расчетов, на основании которых может быть обоснована возможность применения требований Правил или отступлений от них.
2.1.6 Конструкция и размеры связей корпуса всех судов должны удовлетворять требованиям 2.3 - 2.6. Размеры связей корпуса судов длиной более 50 м, кроме того, должны быть проверены расчетом в соответствии с требованиями 2.2.
2.1.7 Для каждого сухогрузного и наливного судна должна быть разработана Инструкция по загрузке и разгрузке, подтвержденная необходимыми расчетами прочности, остойчивости и дифферентовки, учитывающими наиболее неблагоприятные случаи нагрузки в процессе загрузки-разгрузки.
Инструкция по загрузке и разгрузке должна содержать следующие данные:
.1 варианты загрузки судна, при которых может быть разрешено его плавание, включая неполную загрузку и допустимую перегрузку при определенных условиях, с указанием соответствующих осадок судна;
.2 условия постановки судна под загрузку - наличие балласта на судне и возможность одновременного проведения операций по загрузке, разгрузке и балластировке, а также методы контроля;
.3 допустимость выполнения загрузки и разгрузки в условиях волнения на открытых акваториях, а также разряд бассейна акватории, на которой допускается выполнение грузовых операций, и допускаемое при этом волнение;
.4 рекомендации для капитана в аварийных случаях - затопление отдельных трюмов или отсеков судна;
.5 режимные мероприятия в соответствии с правилами и инструкциями по перевозке сыпучих грузов;
.6 допускаемую неравномерность загрузки судна как по трюмам, так и внутри трюмов - по длине и ширине;
.7 допускаемые значения удельных нагрузок при равномерном распределении груза с учетом указанной в 2.1.7.6 неравномерности, а также при перевозке сосредоточенных грузов и тяжеловесов;
.8 допускаемое количество слоев груза и порядок выполнения работ по его загрузке и разгрузке;
.9 рекомендуемые способы укладки и закрепления груза;
.10 характерные особенности загрузки и разгрузки наливных судов: порядок заполнения отсеков, допускаемые производительности грузовых систем с учетом требований по обеспечению электростатической искробезопасности, методы контроля уровня груза в танках и осадок судна, допустимые перепады уровней грузов по отсекам, уменьшение производительности налива в начальный период, перед окончанием загрузки и т.п.;
.11 информацию о возможности и порядке ускоренной загрузки и разгрузки, исходя из типа и наивысшей производительности механизированных средств и грузовых систем, числа поперечных и продольных переборок и т.п.
2.1.8 В отдельных обоснованных случаях по согласованию с Речным Регистром может быть допущено определение размеров связей корпуса расчетным методом с учетом назначенного срока службы судна и требований к судам в эксплуатации.
2.1.9 В настоящем разделе приняты следующие обозначения главных размерений судна:
L - длина по КВЛ (конструктивной ватерлинии), м;
В - ширина по конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте, м;
Н - высота борта, м - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до линии пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы судна или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом.
КВЛ - ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна.
2.1.10 В настоящем разделе приняты следующие определения участков длины судна:
средняя часть - участок длиной 0,5L, считая по 0,25L в нос и корму от мидель-шпангоута;
носовая оконечность - участок длиной 0,15L от носового перпендикуляра по направлению к мидель-шпангоуту;
кормовая оконечность самоходного судна - участок между кормовым перпендикуляром и кормовой переборкой машинного отделения или участок длиной 0,15L от кормового перпендикуляра по направлению к мидель-шпангоуту, в зависимости от того, какой участок имеет меньшую длину;
кормовая оконечность несамоходного судна - участок длиной 0,15L от кормового перпендикуляра по направлению к мидель-шпангоуту;
переходные районы - участки между средней частью и оконечностями.
2.1.11 При пользовании таблицами настоящего раздела Правил промежуточные значения параметров следует определять линейной интерполяцией.
2.1.12 Материалы, применяемые для изготовления элементов конструкций корпуса, регламентированных настоящим разделом Правил, должны удовлетворять требованиям части V Правил. Допускается применение сталей с пределом текучести от 235 до 395 МПа включительно.
Примечание. Стальной прокат, поставляемый по ГОСТ 5521-93 "Прокат стальной для судостроения. Технические условия", применяется на следующих условиях:
сталь марок D, Е, D27S, E27S, D32, Е32, D36, Е36, D40, D40S, Е40, E40S любой толщины применяется без ограничений;
сталь марок В, A27S, А32, А36, А40, A40S применяется для судов всех классов, кроме ледового пояса;
сталь марки А применяется:
для судов классов "О", "Р" и "Л", кроме ледового пояса и конструкций сцепных устройств;
для конструкций, не участвующих в обеспечении общей прочности, на судах всех классов, кроме ледового пояса и конструкций упорных и сцепных устройств.
Прокат из стали марок 09Г2, 09Г2С, 10ХСНД по ГОСТ 17066-94 и ГОСТ 19281-89 любой толщины применяется без ограничений.