где - угол видимости неэкранированного участка улицы или дороги из расчетной точки, град. (рисунок 3.13) [11].
3.4 Расчет ожидаемых уровней звука от движущихся объектов
3.4.1. На селитебной территории в окрестности наземных объектов метрополитена могут располагаться нестационарные источники непостоянного шума, такие, как рельсовый и автомобильный транспорт. Шумовой характеристикой потоков рельсового транспорта являются максимальный и эквивалентный уровни звука, измеренные в дБА, а для автомобильного транспорта нормируется только эквивалентный уровень звука , дБА.
3.4.1.1 При рассмотрении движущихся объектов их можно рассматривать в зависимости от их размеров, расстояния до них и других условий как точечные или как линейные. При очень больших расстояниях отдельные объекты излучают шум как сферические точечные источники и тогда снижение звука с расстоянием происходит по закону
, (3.57)
где г - расстояние между объектом и приемной точкой, м;
- расстояние между объектом и опорной точкой, м.
Примечание - Поправка частотно независима и может применяться для расчета снижения уровня звука как в октавных диапазонах, так и с коррекцией А.
3.4.1.2 При рассмотрении транспортных потоков вблизи расчетной точки последние могут рассматриваться зачастую как линейные источники звука с цилиндрической расходимостью. В этом случае относительное снижение уровня звука в свободном пространстве описывается следующей формулой:
, (3.58)
где r - кратчайшее расстояние между транспортной линией и приемной точкой, м;
- кратчайшее расстояние между транспортной линией и опорной точкой, м.
Примечания
1 Поправка , определяемая формулой (3.58), частотно независима и может применяться для расчета снижения уровня звука как в октавных полосах частот, так и с коррекцией А.
2 Формулой (3.58) необходимо пользоваться при расчете эквивалентного уровня звука, производимого автомобильным и рельсовым транспортом.
3.4.1.3 В случае, когда протяженный линейный источник звука конечной длины l можно представить в виде суммы некогерентных излучателей, снижение уровня звука в свободном пространстве описывается следующей формулой:
, (3.59)
где r - расстояние между приемной точкой и линией по перпендикуляру к ней, м;
- расстояние между опорной точкой и линией по перпендикуляру к ней, м.
Примечания
1 Поправка , определяемая формулой (3.59), частотно независима и может применяться для расчета снижения уровня звука как в октавных диапазонах, так и с коррекцией А.
2 При расчете максимального уровня звука, вызванного проходящим составом рельсового транспорта, необходимо пользоваться формулой (3.59).
3.4.2 Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого поездами метро, необходимо производить согласно следующей формуле:
, (3.60)
где n - число пар поездов в час, пар/ч;
- скорость движения поезда, км/ч;
r - расстояние между приемной точкой и осью пути, ближайшего к расчетной точке, м;
l - длина поезда, м.
3.4.3 Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого пригородными электропоездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
. (3.61)
3.4.4 Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого пассажирскими поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
. (3.62)
3.4.5 Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого грузовыми поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
. (3.63)
3.4.6 Расчет максимального уровня звука, создаваемого поездами метро, необходимо производить согласно следующей формуле
. (3.64)
3.4.7 Расчет максимального уровня звука, создаваемого пригородными электропоездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
. (3.65)
3.4.8 Расчет максимального уровня звука, создаваемого пассажирскими поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
. (3.66)
3.4.9 Расчет максимального уровня звука, создаваемого грузовыми поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
. (3.67)
Примечания
1 На участках железнодорожных путей, уложенных на деревянные шпалы, необходимо учитывать поправку дБА. На участках железнодорожных путей с открытыми стыками рельсов следует учитывать поправку дБА.
2 При выборе коэффициентов в формулах (3.60) - (3.67) были использованы экспериментальные данные, приведенные в работах [9], [10].
3.4.10 Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого автотранспортными потоками с учетом поправок , и к , приведенных в таблицах 3.22 - 3.24, необходимо выполнять по формуле
, (3.68)
где N - интенсивность движения транспортных потоков в "час пик", авт/ч;
- средняя скорость движения транспортных потоков, км/ч;
- доля грузового и общественного транспорта в общем потоке, %.