Свод правил по проектированию и строительству СП 23-104-2004 "Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена" (принят постановлением Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 19) стр. 11

Таблица 3.22 - Поправка
┌────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬───────────┐
│ Число полос движения дороги в обоих │ 2 │ 4 │ 6 - 8 │
│ направлениях │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼───────────┤
│Поправка Дельта L к │ │ │ │
│ А1 │ 2 │ 1 │ 0 │
│ L , дБА │ │ │ │
│ А экв │ │ │ │
└────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴───────────┘
┌────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬───────────┐
Таблица 3.23 - Поправка
┌──────────────────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│ Вид покрытия проезжей части дороги │ Поправка Дельта L , дБА │
│ │ A2 │
├──────────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Асфальтобетонное покрытие проезжей части│ 0 │
│дороги │ │
├──────────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Цементнобетонное# покрытие проезжей части│ 3 │
│дороги │ │
└──────────────────────────────────────────┴────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────┬────────────────────────────┐
Таблица 3.24 - Поправка
┌──────────────────────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┐
│ Продольный уклон улицы или │ 2 │ 4 │ 6 │ 8 │ 10 │
│ дороги, % │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────┬───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│Поправка Дельта L к L │ 0 │ 0,5 │ 1 │ 1 │ 1,5 │ 2 │
│ А3 А экв ├───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│(дБА) при доле грузовых │ 5 │ 1 │ 1,5 │ 2,5 │ 3,5 │4,5 │
│автомобилей, автобусов и ├───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│троллейбусов в суммарном │ 20 │ 1 │ 2,5 │ 3,5 │ 4,5 │ 6 │
│числе транспортных средств в ├───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│потоке, % │ 40 │ 1,5 │ 2,5 │ 4 │ 5,5 │ 7 │
│ ├───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│ │ 100 │ 1,5 │ 3 │ 5 │ 6,5 │ 8 │
└──────────────────────────────────┴───────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┘
┌──────────────────────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┐
Примечания
1 Шумовой характеристикой автотранспортных потоков в соответствии с ГОСТ 20444 является эквивалентный уровень звука, устанавливаемый в 7,5 м от оси крайней полосы движения на высоте 1,5 м от поверхности земли.
2 При выборе коэффициентов в формуле (3.68) были использованы экспериментальные данные, приведенные в [9], [10].
3.4.11 Ожидаемый эквивалентный уровень звука, создаваемый трамваями, определяется на расстоянии 7,5 м от оси ближайшего пути в дБА по формуле
, (3.69)
Формула (3.69) получена с помощью работы [15] с учетом примечания 2 пункта 3.4.1.2. Формула учитывает зависимость искомого уровня звука от средней часовой интенсивности движения трамваев N в течение четырехчасового периода с наибольшей интенсивностью движения для дневного времени или от интенсивности движения в наиболее шумный часовой период ночного времени. Поправка учитывает влияние основания пути в дБА и определяется согласно таблице 3.25.
Таблица 3.25 - Поправка
┌───────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────────┐
│ Основание пути │Дельта L , дБА │ Расчетный максимальный │
│ │ A4 │ уровень звука, дБА │
├───────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Шпально-песчаное │ 0 │ 82 │
├───────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Шпально-щебеночное │ +4 │ 86 │
├───────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┤
│То же, на │ +1 │ 83 │
│монолитной │ │ │
│бетонной плите │ │ │
├───────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Монолитно- │ +10 │ 92 │
│бетонное │ │ │
└───────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────┘
┌───────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────────┐
3.4.12 Ожидаемый максимальный уровень звука, дБА, создаваемый трамваями, определяется на расстоянии 7,5 м от оси ближайшего пути трамвая с помощью поправок , и , приведенных в таблицах 3.25, 3.26 и на рисунке 3.14.
Примечания
1 Поправка , учитывающая влияние основания пути в дБА, определяется согласно таблице 3.25.
2 Поправка , учитывающая снижение шума в зависимости от расстояния от оси ближайшего пути до расчетной точки в дБА, может определяться для трамвая по упрощенной номограмме рисунка 3.14 [15]. Согласно графику этой работы уменьшение максимального уровня происходит на 6 дБА при увеличении расстояния в два раза вплоть до 45 м.
3 Поправка , учитывающая влияние отраженного звука в дБА, определяется согласно таблице 3.26. Поправка находится в зависимости от отношения высоты расчетной точки к ширине улицы В между фасадами зданий. Высота расчетной точки над поверхностью территории принимается в общем случае равной 1,2 м.
Таблица 3.26 - Поправка
┌────────────────────────┬─────────────┬────────────────────────────────┐
│ │Односторонняя│ Двусторонняя застройка │
│ │ застройка ├────────────────────────────────┤
│ │ │ Отношение h /В │
│ Тип застройки │ │ р.т │
│ │ ├──────┬────┬─────┬────┬─────────┤
│ │ │ 0,05 │0,25│ 0,4 │0,55│ 0,7 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────┼─────────────┼──────┼────┼─────┼────┼─────────┤
│ Дельта L , дБа │ 1,5 │ 1,5 │2,0 │ 2,5 │ 3 │ 3,5 │
│ А6 │ │ │ │ │ │ │
└────────────────────────┴─────────────┴──────┴────┴─────┴────┴─────────┘
┌────────────────────────┬─────────────┬────────────────────────────────┐
3.4.13 Расчетный спектр транспортного шума у наружного ограждения здания определяется по рассчитанному ожидаемому уровню звука в дБА с помощью относительных спектров. Эти значения октавных уровней приведены в таблице 3.27 относительно уровня в дБА.
3.4.14 Поправки к снижению уровня звукового давления, вызванные подстилающей поверхностью вблизи транспортных магистралей, описываются формулами, приведенными в подразделе 3.3.7.
3.4.15 Снижение уровней звука , дБА, экранами бесконечной длины от рельсового и автомобильного транспорта следует определять согласно формуле
, (3.70)
где - величина, дБА, определяемая по таблице 3.28 в зависимости от разности длин путей прохождения звукового луча , м, при принятой высоте экрана.
Таблица 3.27 - Поправки к относительным спектрам транспортных шумов
Источник шума
Среднегеометрические частоты, Гц, в октавных полосах частот
125
250
500
1000
2000
4000
Автомобильный транспорт
+2
-1
-4
-4
-7
-13
Трамвай
-2
+3
-3
-6
-8
-13
Пассажирские и грузовые поезда на электрической тяге
+1
+1
-1
-6
-10
-18
Пригородные электропоезда
-4
-2
0
-5
-11
-19
Таблица 3.28 - Снижение уровня звука для транспортных потоков
┌─────────────────────┬─────┬────┬────┬─────┬─────┬────┬─────┬───┬───┬──┐
│ дельта, м │0,005│0,02│0,06│0,014│0,028│0,48│0,083│1,4│2,4│6 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼─────┼───┼───┼──┤
│Дельта L , дБА │ 6 │ 8 │ 10 │ 12 │ 14 │ 16 │ 18 │ 20│ 22│24│
│ А экр В │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴─────┴────┴────┴─────┴─────┴────┴─────┴───┴───┴──┘
┌─────────────────────┬─────┬────┬────┬─────┬─────┬────┬─────┬───┬───┬──┐
Разность длин путей прохождения звукового луча , м, в соответствии со схемой экрана, приведенной на рисунке 3.7, следует определять по формуле
, (3.71)
где - расстояние, м, от источника звука до точки, лежащей на ребре полубесконечного экрана и на пути, определяемом наикратчайшим расстоянием между источником и расчетной точкой;
- расстояние, м, от расчетной точки до упомянутой выше точки, лежащей на ребре полубесконечного экрана и на пути, определяемом наикратчайшим расстоянием между источником и расчетной точкой;
- расстояние, м, от источника звука до расчетной точки.
3.4.16 Снижение уровня звука экраном конечной длины , дБА, следует определять по формуле
, (3.72)
где - меньшая из величин и , дБА, определяемых по таблице 3.29 в зависимости от величины ;
- поправка, дБА, определяемая по таблице 3.30 в зависимости от разности величин и ,
Примечание - Величины и определяются в зависимости от углов и , под которыми видны края экрана, согласно рисунку 3.15.
Таблица 3.29 - Снижение уровня звука при заданном угле (i = 1,2)
┌───────────┬──────┬─────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐
│ альфа │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ и альфа , │ 45 │ 50 │ 55 │ 60 │ 65 │ 70 │ 75 │ 80 │ 85 │ 90 │
│ 2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ град. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────┼──────┴─────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│ Дельта │ Снижение уровня звука Дельта L и │
│L , │ А экр альфа │
│ А экр В │ 1 │
│ дБА │ и L , дБА, при данном угле альфа и альфа , │
│ │ А экр альфа 1 2 │
│ │ 2 │
│ │ град. │
├───────────┼──────┬─────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│ 6 │ 1,2 │ 1,7 │2,3 │ 3,0 │ 3,8 │ 4,5 │ 5,1 │ 5,7 │ 6,0 │ 6 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 8 │ 1,7 │ 2,3 │3,0 │ 4,0 │ 4,8 │ 5,6 │ 6,5 │ 7,4 │ 8,0 │ 8 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 10 │ 2,2 │ 2,9 │3,8 │ 4,8 │ 5,8 │ 6,8 │ 7,8 │ 9,9 │ 10,0│ 10 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 12 │ 2,4 │ 3,1 │4,0 │ 5,1 │ 6,2 │ 7,5 │ 8,8 │10,2 │ 11,7│ 12 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 14 │ 2,6 │ 3,4 │4,3 │ 5,4 │ 6,7 │ 8,1 │ 9,7 │11,5 │ 13,3│ 14 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 16 │ 2,8 │ 3,6 │4,5 │ 5,7 │ 7,0 │ 8,6 │10,4 │12,4 │ 15,0│ 16 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 18 │ 2,9 │ 3,7 │4,7 │ 5,9 │ 7,3 │ 9,0 │10,8 │13,0 │ 16,8│ 18 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 20 │ 3,2 │ 3,9 │4,9 │ 6,1 │ 7,6 │ 9,4 │11,3 │13,7 │ 18,7│ 20 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 22 │ 3,3 │ 4,1 │5,1 │ 6,3 │ 7,0 │ 9,8 │11,9 │14,5 │ 20,7│ 22 │
├───────────┼──────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 24 │ 3,5 │ 4,3 │5,8 │ 6,5 │ 8,2 │ 10,2│12,6 │15,4 │ 22,6│ 24 │
└───────────┴──────┴─────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘