Свод правил по проектированию и строительству СП 23-104-2004 "Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена" (принят постановлением Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 19) стр. 13

Кожухи следует устанавливать таким образом, чтобы не было соприкосновения с элементами изолируемого оборудования и с элементами конструкций, на которых оно установлено. Для развязки можно использовать виброизолирующие (резиновые) прокладки.
3.5.8 После подбора строительно-акустических мероприятий по снижению шума необходимо выполнить перерасчет ожидаемых суммарных уровней шума во всех расчетных точках от источников на объекте метрополитена с учетом всех предлагаемых шумозащитных мероприятий. В случае положительного значения в выражениях (3.1), (3.3), (3.5), (3.6) хотя бы для одной из расчетных точек необходимо выявить обусловливающие этот факт причины и устранить их, подобрав соответствующее шумозащитное мероприятие.

4 Акустическое проектирование станций метрополитена

4.1 Общие положения

4.1.1 Настоящий Свод правил представляет методику акустического планирования основных помещений и залов станций в уровне посадочных платформ метрополитенов с использованием архитектурно-строительных и электроакустических средств.
4.1.2 Использование в полной мере акустических мероприятий, разработанных на основе настоящего Свода правил, позволит обеспечить во всех типах используемых в метрополитене для приема и эвакуации людей помещений при разных условиях эксплуатации нормативные уровни шумового фона в соответствии с санитарными нормами и разборчивость передаваемой по системам электроакустики речевой информации не ниже классов I и II по ГОСТ 25902.
4.1.3 При акустической приемке помещений, оборудованных акустическими средствами, согласно настоящему Своду правил следует производить измерения уровней шумового фона согласно ГОСТ 23941, измерение времени реверберации согласно ГОСТ 24146 и измерения разборчивости речевой информации согласно ГОСТ 25902.

4.2 Перечень нормируемых параметров

Основными нормируемыми параметрами в оценке акустического комфорта залов станций метрополитена являются:
- уровень допустимого шумового фона согласно кривой предельных спектров ПС-75;
- время реверберации помещений станций метрополитена при 70%-ной и более степени заполнения в зависимости от объема (согласно рисунку 4.1) с допустимым подъемом на низких частотах (125 - 250 Гц) не более на 20%;
- отношение полезного сигнала (информационной речи) к шуму на всей площади приема должно быть при минимальном уровне динамического диапазона речи не менее 15 дБ;
- частотная характеристика звукопередачи должна быть ровной в диапазоне частот 100 - 5000 Гц во всех зонах исследуемого помещения, с допустимой неравномерностью _3 дБ;
- такая же неравномерность допускается при работе системы звукофикации при оценке общего уровня поля в отдельных зонах помещений станций метро;
- объективная оценка слоговой разборчивости речи при работе системы озвучения станции в номинальном режиме должна быть не менее 80%.

4.3 Методика акустического проектирования строящихся и вновь создаваемых станций метрополитена

Акустическое проектирование залов станций метрополитена выполняется в соответствии со структурной схемой последовательности операций, представленной на рисунке 4.2. Ниже излагается содержание всех необходимых операций.
4.3.1 На первом этапе производится подбор всех архитектурных чертежей проектируемого объекта в полном объеме. Обязательны планы, продольный и поперечный разрезы и чертежи конструкций ограждений. Необходимо иметь перечень материалов, которые предполагается использовать в отделке интерьеров станции. На этом этапе также рассчитываются все геометрические параметры зала станции (площади всех участков ограждений и общий воздушный объем).
4.3.2 На втором этапе производится расчет уровня предполагаемого шумового фона станции в максимально напряженном режиме эксплуатации ("час пик") при отсутствии акустических мероприятий, т.е. по первоначально представленным архитектурно-планировочным и конструктивным решениям станции. При этом общий уровень звука в некоторой точке помещения, рассчитываемый в общем виде как сумма прямого и диффузно-рассеянного звука, представляется следующей формулой:
, (4.1)
где - звуковая мощность i-го источника шума, Вт;
- октавные уровни звуковой мощности каждого i-го источника шума, рассчитываемые в диапазоне частот 63 - 8000 Гц, дБ, по отношению к пороговому уровню Вт;
- фактор направленности i-го источника звука;
N - общее число источников звука;
- расстояние исследуемой точки поля до i-го источника звука.
При этом постоянная зала В определяется следующим образом:
, (4.2)
где - средний коэффициент звукопоглощения (КЗП) зала станции в соответствующем диапазоне частот;
S - общая площадь ограждений станции, включая все элементы интерьера.
В свою очередь параметр рассчитывается следующим образом:
, (4.3)
где и - КЗП и площадь отдельных поверхностей интерьера зала станции;
- эквивалентное звукопоглощение (ЭЗП) отдельных штучных звукопоглотителей.
В "час пик" уровни шума, создаваемые при въезде на станцию поездами, значительно превышают фоновой шум от пассажиров. Поэтому будет логичным для приблизительных расчетов свести все источники шума к двум главным - одновременно входящим на станцию поездам одного типа. В этом случае формула (4.1) преобразуется к виду:
(4.4)
Пиковая мощность звукоизлучения поезда определяется при входе на станцию в соответствующей октавной полосе частот. Фактор направленности звукоизлучения электропоезда следует рассчитывать по формуле
, (4.5)
где l - длина части свода потолка над электропоездом;
h - высота стены от лотка до свода;
b - ширина пути.
В любом случае коэффициент не может быть менее четырех (т.е. 6 дБ), что можно использовать в ориентировочных расчетах, исходя из которых формулу (4.4) можно преобразовать к виду:
. (4.6)
Перед началом расчетов план зала станции должен быть разбит на характерные зоны и точки. Вследствие полной симметрии залов станций рекомендуется использовать следующее минимально необходимое количество расчетных точек:
1) перед поездом, на линии полосы безопасности;
2) в центре станции;
3) непосредственно перед пилоном или колонной (если они есть);
4) в проходе между пилонами, если площадь лицевых поверхностей пилонов занимает не менее 30% площади проемов;
5) непосредственно перед эскалатором или лестницей, на оси зала;