3.3.4.4 Значения уровня звуковой мощности , дБ, излучаемой вентилятором, рассчитывают по формулам:
а) при излучении в воздуховод:
; (3.22)
б) при излучении открытым патрубком:
; (3.23)
в) при излучении через стенки корпуса вентилятора:
, (3.24)
где - критерий шумности, дБ, определяемый в зависимости от типа и конструкции вентилятора по таблице 3.5;
- поправка, дБ, учитывающая распределение по октавным полосам частот, дБ, определяемая в зависимости от типа и частоты вращения рабочего колеса вентилятора по таблице 3.6;
- частотная поправка, дБ, учитывающая акустическое влияние присоединения воздуховода к вентилятору, определяемая по таблице 3.7;
- частотная поправка, дБ, учитывающая влияние отражения звука от открытого конца патрубка вентилятора, определяемая по таблице 3.8;
- полное давление (напор), создаваемое вентилятором, ;
Q - объемный расход воздуха вентилятора, ;
- поправка на режим работы вентилятора, дБ, в зависимости от КПД вентилятора, определяемая по таблице 3.9.
Примечание - При отсутствии данных о и Q допускается значения принимать по таблицам шумовых характеристик вентиляторов, например по каталогам [7].
Значения уровня звуковой мощности крышного вентилятора, дБ, рассчитывают по формулам:
а) при излучении открытым патрубком или через стенки корпуса:
; (3.25)
б) при излучении в воздуховод:
, (3.26)
где - отвлеченный уровень, дБ, определяемый в зависимости от типа и конструкции вентилятора по таблице 3.10;
u - окружная скорость рабочего колеса, м/с;
D - диаметр рабочего колеса, м;
- поправка, дБ, учитывающая распределение по октавным полосам частот, дБ, определяемая в зависимости от типа и частоты вращения рабочего колеса вентилятора по таблице 3.11;
- частотная поправка, дБ, учитывающая акустическое влияние присоединения воздуховода к вентилятору, определяемая по таблице 3.7.
Таблица 3.5 - Критерий шумности
┌────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│ Вентилятор │ ~ │
│ │Критерий шумности L, дБ, для │
│ │ сторон │
├───────┬───────────────────┬────────────┼────────┬─────────┬───────────┤
│ │ │ Диаметр │ │ │ │
│ │ │ рабочего │ │ │ │
│ Тип │ N │колеса, │Нагнета-│Всасыва- │ Вокруг │
│ │ │ % от │ ния │ ния │вентилятора│
│ │ │ D * │ │ │ │
│ │ │ н │ │ │ │
├───────┴───────────────────┴────────────┴────────┴─────────┴───────────┤
│ Радиальный │
├───────┬───────────────────┬────────────┬────────┬─────────┬───────────┤
│Ц4-70 │ 2,5; 3,2; 4; 5; │ 90-100 │ 53 │ 50 │ 51,5 │
│ │ 6,3; 8; 10; 12,5 │ 105 │ 56 │ 52 │ 54В │
├───────┼───────────────────┼────────────┼────────┼─────────┼───────────┤
│Ц4-76 │ 8; 10; 12; 16; 20 │ 100 │ 50 │ 47 │ 48,5 │
├───────┼───────────────────┼────────────┼────────┼─────────┼───────────┤
│Ц14-46 │ 2,5; 3,2; 4; 5; │ 100 │ 54 │ 51 │ 52,5 │
│ │ 6,3; 8 │ │ │ │ │
├───────┼───────────────────┼────────────┼────────┼─────────┼───────────┤
│ВВД │ 8; 9; 11 │ 100 │ 60 │ 52 │ 56 │
├───────┼───────────────────┼────────────┼────────┼─────────┼───────────┤
│Ц10-28 │ 2,5; 3,2; 4; 5 │ 100 │ 58 │ 53 │ 55,5 │
├───────┼───────────────────┼────────────┼────────┼─────────┼───────────┤
│ЦП7-40 │ 5; 6; 8 │ 100 │ 58 │ 53 │ 55,5 │
├───────┴───────────────────┴────────────┴────────┴─────────┴───────────┤
│ Осевой │
├───────┬───────────────────┬────────────┬────────┬─────────┬───────────┤
│0,6-300│5; 6,3; 8; 10; 12,5│ 100 │ 52 │ 52 │ 52 │
├───────┴───────────────────┴────────────┴────────┴─────────┴───────────┤
│ * D - номинальный диаметр рабочего колеса вентилятора. │
│ н │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
Таблица 3.6 - Поправка
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Поправка Дельта L , дБ, при │
│ Вентилятор │ 1i │
│ │ среднегеометрических частотах октавных │
│ │ полос, Гц │
├────────────┬────────────┼────┬─────┬────┬────┬─────┬─────┬──────┬─────┤
│ Номер и │ Частота │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ тип │ вращения, │ 63 │ 125 │250 │600 │1000 │2000 │ 4000 │8000 │
│ │ об/мин │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────┼────────────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│ Радиальный │ 930-1120 │ 6 │ 5 │ 7 │ 13 │ 14 │ 20 │ 25 │ 31 │
│ Ц4-70 │ 1370-1700 │ 6 │ 5 │ 5 │ 10 │ 14 │ 17 │ 22 │ 27 │
│ N 2,5; │ 2800-3360 │ 7 │ 7 │ 6 │ 6 │ 11 │ 15 │ 18 │ 23 │
│ 3,2; 4 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────┼────────────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│ Ц4-70 │ 350-450 │ 4 │ 6 │ 9 │ 12 │ 16 │ 23 │ 30 │ 38 │
│ N 5; 6,3; │ 460-600 │ 5 │ 5 │ 8 │ 11 │ 15 │ 20 │ 27 │ 34 │
│ 8; 10; │ 635-800 │ 5 │ 4 │ 7 │ 10 │ 15 │ 18 │ 24 │ 30 │
│ 12,5 │ 850-1000 │ 6 │ 5 │ 5 │ 9 │ 11 │ 16 │ 22 │ 28 │
│ Ц4-76 │ 1015-1290 │ 6 │ 5 │ 4 │ 8 │ 11 │ 15 │ 19 │ 27 │
│ │ 1300-1620 │ 7 │ 6 │ 5 │ 8 │ 11 │ 15 │ 19 │ 25 │
├────────────┼────────────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│ │ 720 │ 8 │ 6 │ 5 │ 6 │ 14 │ 18 │ 22 │ 27 │
│ Ц14-46 │ 915-985 │ 9 │ 7 │ 6 │ 5 │ 13 │ 17 │ 21 │ 25 │
│ │ 1360-1455 │ 10 │ 8 │ 6 │ 5 │ 7 │ 14 │ 18 │ 23 │
│ │ 2815-2900 │ 12 │ 10 │ 8 │ 6 │ 5 │ 7 │ 14 │ 18 │
├────────────┼────────────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│ Ц10-28 │ 2810-2940 │ 12 │ 4 │ 11 │ 8 │ 9 │ 10 │ 14 │ 18 │
├────────────┼────────────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│ │ 600-700 │ 4 │ 6 │ 9 │ 13 │ 17 │ 21 │ 26 │ 31 │
│ ЦП7-40 │ 800-1400 │ 6 │ 6 │ 6 │ 9 │ 13 │ 17 │ 21 │ 26 │
│ │ 1410-2600 │ 9 │ 6 │ 6 │ 6 │ 9 │ 13 │ 17 │ 21 │
├────────────┼────────────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│ │ 600-700 │ 4 │ 6 │ 9 │ 13 │ 17 │ 21 │ 26 │ 31 │
│ ВВД │ 800-1400 │ 6 │ 6 │ 6 │ 9 │ 13 │ 17 │ 21 │ 26 │
│ │ 1410-1900 │ 9 │ 6 │ 6 │ 6 │ 9 │ 13 │ 17 │ 21 │
├────────────┼────────────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│ Осевой │ 700-1400 │ 13 │ 8 │ 8 │ 5 │ 7 │ 9 │ 15 │ 23 │
│ 06-300 │ 1410-2800 │ 18 │ 13 │ 8 │ 8 │ 5 │ 7 │ 9 │ 15 │
│ │ 2810-2850 │ 23 │ 18 │ 13 │ 8 │ 8 │ 5 │ 7 │ 9 │
└────────────┴────────────┴────┴─────┴────┴────┴─────┴─────┴──────┴─────┘
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
Таблица 3.7 - Поправка
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Д или │ Снижение октавных уровней звуковой мощности Дельта L , │
│ возд │ 2i │
│ кв. │ дБ, при среднегеометрических частотах октавных полос, Гц │
│ корень (S),├────────┬─────┬─────┬─────┬──────┬──────┬────────┬────────┤
│ мм │ 63 │ 125 │ 250 │ 500 │ 1000 │ 2000 │ 4000 │ 8000 │
├────────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼────────┼────────┤
│ 25 │ 24 │ 22 │ 19 │ 15 │ 10 │ 6 │ 2 │ 0 │
│ 50 │ 22 │ 19 │ 15 │ 10 │ 5 │ 2 │ 0 │ 0 │
│ 80 │ 20 │ 16 │ 11 │ 7 │ 3 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 100 │ 19 │ 14 │ 10 │ 5 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 125 │ 18 │ 13 │ 8 │ 4 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 140 │ 16 │ 12 │ 8 │ 4 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 160 │ 16 │ 11 │ 7 │ 3 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 180 │ 15 │ 11 │ 6 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 200 │ 14 │ 10 │ 6 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 225 │ 14 │ 9 │ 5 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 250 │ 13 │ 8 │ 4 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 280 │ 12 │ 8 │ 3 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 315 │ 11 │ 7 │ 3 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 350 │ 11 │ 6 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 400 │ 10 │ 5 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 450 │ 8 │ 5 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 500 │ 8 │ 4 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 560 │ 8 │ 3 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 630 │ 7 │ 3 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 710 │ 6 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 800 │ 5 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 900 │ 5 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1000 │ 4 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1250 │ 3 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1400 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1600 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 2000 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 2500 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
├────────────┴────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴──────┴────────┴────────┤
│ Примечание - Д - диаметр воздуховода; S - площадь поперечного │
│ возд │
│ сечения конца прямоугольного воздуховода или решетки. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
Таблица 3.8 - Поправка
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Диаметр или │ Частотная поправка Дельта L , дБ, при │
│ размер │ 3i │
│ стороны │ среднегеометрических частотах октавных полос, │
│ патрубка │ Гц │
│вентилятора,├────┬─────┬───────┬─────┬───────┬────────┬───────┬────────┤
│ мм │ 63 │ 125 │ 250 │ 500 │ 1000 │ 2000 │ 4000 │ 8000 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────┼────┼─────┼───────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ 200 │ 4 │ 3 │ 2 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 225 │ 3 │ 3 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 250 │ 3 │ 3 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 280 │ 4 │ 3 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 315 │ 3 │ 3 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 350 │ 3 │ 2 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 400 │ 2 │ 3 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 450 │ 4 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 500 │ 3 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 560 │ 2 │ 3 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 630 │ 3 │ 2 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 710 │ 2 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 800 │ 3 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 900 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1000 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1250 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1400 │ 2 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 1600 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
│ 2000 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │
└────────────┴────┴─────┴───────┴─────┴───────┴────────┴───────┴────────┘
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
Таблица 3.9 - Поправка дельта
КПД | эта_max | (0,91-0,99) х эта_max | (0,8-0,90) х эта_max | < 0,8 х эта_max |
дельта | 0 | 2 | 4 | 5 |
Таблица 3.10 - Отвлеченный уровень
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Вентилятор │ ─ │
│ │ Отвлеченный уровень L, дБ, для │
│ │ сторон │
│ ├────────────────┬────────────────┤
│ │ нагнетания │ всасывания │
├─────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Радиальный (центробежный) КЦ4-84, │ 28 │ 23 │
│КЦ3-90 │ │ │
├─────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Осевой │ 19 │ 19 │
└─────────────────────────────────────┴────────────────┴────────────────┘
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
3.3.4.5 Суммарное снижение уровня звуковой мощности по пути распространения звука в воздуховоде в i-й октавной полосе определяют по формуле
, (3.27)
где - снижение уровней звуковой мощности вентилятора в k-м элементе воздуховода в i-й октавной полосе, дБ;
- число элементов сети воздуховода от вентиляттора до наружного отверстия.
Таблица 3.11 - Поправка к формулам (3.25), (3.26)
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│ │Поправка Дельта L , дБ, при среднегеометрических│
│ Вентилятор │ 1i │
│ │ частотах октавных полос, Гц │
├───────────┬─────────┼──────┬──────┬─────┬─────┬────┬─────┬────┬───────┤
│ │ Частота │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Тип │вращения,│ 63 │ 125 │ 250 │ 500 │1000│2000 │4000│ 8000 │
│ │ об/мин │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────┼─────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼───────┤
│Радиальный:│ 400-480 │ 5 │ 4 │ 8 │ 10 │ 16 │ 23 │ 28 │ 33 │
│ КЦ3-90 │ 570 │ 7 │ 4 │ 6 │ 9 │ 15 │ 21 │ 26 │ 31 │
│ КЦ4-84 │ 920-950 │ 11 │ 5 │ 4 │ 8 │ 10 │ 16 │ 23 │ 28 │
├───────────┼─────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼───────┤
│ Осевой │ 720-920 │ 7 │ 6 │ 6 │ 9 │ 12 │ 16 │ 21 │ 29 │
│ │1370-1400│ 9 │ 7 │ 6 │ 6 │ 9 │ 13 │ 17 │ 23 │
└───────────┴─────────┴──────┴──────┴─────┴─────┴────┴─────┴────┴───────┘
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
Снижение уровней звуковой мощности , дБ, на 1 м длины в прямых участках металлических воздуховодов прямоугольного или круглого сечения следует принимать по таблице 3.12. Снижение уровней звуковой мощности , дБ, в прямоугольных необлицованных и облицованных поворотах воздуховодов определяют по таблице 3.13. При угле поворота 45°, снижение уровней звуковой мощности не учитывают. Для плавных поворотов и прямых колен с направляющими лопатками снижение уровней звуковой мощности указано в таблице 3.14.