ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 30

- устанавливают металлические стойки с поперечными штангами на расстоянии от 10 до 15 м друг от друга на прямых участках и 4-6 м - на кривых участках и виражах с двух сторон от будущей полосы основания, оптимальная высота установки струны - 70 см;
- натягивают копирную струну сначала вручную, затем натяжной лебедкой (отклонение копирной струны от вертикальных отметок не должно превышать +- 3 мм). Расстояние струн от кромки основания в плане 1,5-1,7 м;
- контролируют качество установки копирных струн.
По завершении бетонирования основания осуществляют демонтаж копирных струн.
Работы по установке копирных струн выполняет звено рабочих в составе:
Дорожные рабочие: IV разряд - 1 чел.
III разряд - 1 чел.
II разряд - 1 чел.
I разряд - 1 чел.
Работой звена руководит инженер-геодезист. На него же возлагается работа с геодезическим инструментом. Звену выделяется грузовой автомобиль.
2.5. Бетонная смесь к месту укладки транспортируется автомобилем-самосвалом КамАЗ-55111 (грузоподъемность 13 т, объем кузова 6,6 м3).
Основные требования к перевозке смеси:
- смесь в кузове автомобиля-самосвала обязательно должна быть накрыта пологом для предохранения ее от потерь влага или переувлажнения;
- доставка смеси должна осуществляться по часовому графику, разработанному с учетом производительности бетоноукладчика ДС-111;
- время транспортирования жесткой бетонной смеси без добавок-замедлителей при температуре до 20°С не должно превышать 1 ч, при температуре воздуха более 20°С - 30 мин. При использовании добавок-замедлителей время транспортировки соответственно увеличивается до 1,5 ч и 45 мин.
2.6. Для предотвращения потерь влаги жесткой бетонной смесью с низким водосодержанием и обеспечения качественного уплотнения перед укладкой смеси подстилающий слой основания (или земполотна) увлажняют водой с использованием поливо-моечной машины МД 433-03 из расчета:
0,5 л/м2 - при t° воздуха до 25°С;
1,0 л/м2 - при t° воздуха 25°С и выше.
2.7. Распределение и уплотнение "тощего" бетона должно производиться в один слой. Толщина слоя жесткой бетонной смеси, укатываемого катком, не должна превышать 22 см.
При использовании бетоноукладчика ДС-111 со скользящими формами для обеспечения качественного уплотнения катками на всю проектную ширину основания "тощий" бетон распределяют на ширину, превышающую проектную на 25 см с каждого свободного края.
2.8. Технология производственного процесса по устройству бетонного основания на прямолинейном участке дороги бетоноукладчиком ДС-111 состоит из следующих операций:
- подготовки бетоноукладчика к работе;
- подготовки участка к бетонированию;
- укладки цементобетонной смеси бетоноукладчиком, в т.ч.: распределения смеси, регулировки толщины бетонного слоя, формирования профиля плиты, образования и отделки кромки бетонного покрытия. Еще раз отметим, что при применении "тощего" бетона бетоноукладчик ДС-111 смесь не уплотняет, а следовательно, вибраторы не действуют;
- устройства рабочего шва;
- ухода за бетоноукладчиком.
Подготовительные работы:
- выбор ровного участка дороги не ближе 15-20 м от начала покрытия. Участок должен быть оборудован копирной струной для установки бетоноукладчика по заданному курсу и выведения его на автоматизированный режим работы при подходе к начальному участку бетонирования;
- наладка рамы бетонирования. Рама бетоноукладчика является подвижным горизонтальным шаблоном, проходящим на заданной высоте над основанием, поэтому она должна быть установлена точно в той же плоскости, что и бетонируемое покрытие. В первую очередь гидроцилиндрами и ограничителями хода устанавливаются боковые рамы на одинаковое расстояние (3,75 м) от оси машины. Боковые рамы должны быть строго параллельны. Затем рама бетоноукладчика с помощью копирных струн устанавливается так, чтобы ее нижняя плоскость находилась на отметке устраиваемого покрытия;
- наладка рабочих органов бетоноукладчика. Предварительная наладка производится относительно низа рамы бетоноукладчика.
Распределительный шнек бетоноукладчика наладки не требует, т.к. он жестко соединен с боковыми рамами и его положение зависит от них. Отвал шнека и вибробрус-дозатор выравнивают по струне, натянутой между нижними краями боковых частей рам.
Качающиеся отделочные брусья также выравнивают по струне, натянутой между нижними краями боковых рам. При этом поверхность брусьев должна на всем протяжении касаться струны. Передний край брусьев должен быть приподнят на 1-2° относительно заднего.
Положение выглаживающей плиты настраивается регулировочными винтами так, чтобы передняя кромка плиты была на 3-5 мм выше относительно задней, которая также устанавливается по струне. Окончательная наладка выглаживающей плиты осуществляется в процессе бетонирования.
После предварительной наладки рабочих органов относительно низа рамы все индикаторы уровня устанавливают на "0".
Установка боковых скользящих форм в шарниры боковых рам. Верхний конец формы тщательно подгоняют к краям боковой Рамы во избежание утечки смеси. На нижней кромке боковой формы закреплена резиновая лента для предотвращения ее повреждения. Перед началом работы следует проверять износ резиновой ленты. Следует обратить внимание на то, что при устройстве однорядового покрытия с внутренней стороны боковых форм устанавливают стальные полосы для создания гладкой вертикальной кромки бетонного покрытия.
Точная настройка кромкообразователя осуществляется с помощью четырех регулировочных болтов. Расстояние между боковыми формами кромкообразователя должно быть на 2-4 см меньше проектной ширины покрытия, а высота опалубки кромкообразователя должна быть на 5 мм меньше толщины укладываемого слоя смеси. Кромкообразователь требует постоянной регулировки при изменении подвижности смеси.
Установка бетоноукладчика. Бетоноукладчик устанавливается так, чтобы центр шнека и качающегося отделочного бруса находились точно на оси основания. На главную раму устанавливаются консоли так, чтобы их внешние концы находились на расстоянии 20-25 см от копирной струны. На концах консолей размещают поперечину, на которую устанавливают датчики выдерживания курса и уровня.
В дальнейшем настройка рабочих органов и датчиков бетоноукладчика ДС-111 осуществляется с пульта управления, а окончательная настройка производится при пробном бетонировании, используя бетонную смесь рабочего состава.
Подготовка участка к бетонированию. До начала работы бетоноукладчика ДС-111 перед ним вручную бетонируют плиту шириной 7,5 м и длиной 2-3 м. Распределенную смесь уплотняют глубинными вибраторами и выравнивают поверхность покрытия. При снятой опалубке впереди забетонированного участка насыпают достаточное количество бетонной смеси, чтобы перед шнеком и качающимися брусьями бетоноукладчика образовался валик из смеси.
Пуск бетоноукладчика. Для пуска бетоноукладчика приподнимают его боковые формы кромкообразователя и вибраторы, включают передний ход агрегата. После прохода участка ручной укладки смеси под поднятыми вибраторами опускают боковые формы и кромкообразователи в нужное положение, которое корректируется при окончательной наладке рабочих органов.
До окончания полной наладки бетоноукладчика он должен двигаться на низкой скорости.
Укладка бетонной смеси бетоноукладчиком ДС-111. После завершения окончательной наладки машины бетоноукладчик машинистом-оператором переводится на работу в автоматизированном режиме со скоростью перемещения 2 м/мин. Машинист легко управляет всеми операциями, выполняемыми машиной. Контроль за всеми технологическими операциями осуществляется автоматически и вручную. Индикаторы уровня, хорошо видимые на платформе главной рамы, показывают машинисту относительное положение режущих, уплотняющих и профилирующих органов.
В процессе работы постоянно контролируется высота валика смеси перед качающимися отделочными брусьями: перед первичным брусом высота валика должна находиться в пределах 20-25 см, перед вторичным - 10-15 см.
В процессе работы бетоноукладчика необходимо своевременно убирать посторонние предметы, камни, строительный мусор как из-под движущихся гусениц, так и с выглаживаемой плиты, т.к. эти помехи приводят к образованию наплывов на поверхности бетонного покрытия.
Перечисленные работы выполняет бригада рабочих, состоящая из машиниста бетоноукладчика VI разряда, помощник машиниста - V разряда, бетонщиков - IV и III разряда по 2 человека и слесаря-ремонтника V разряда. Машинист, помощник машиниста и слесарь выполняют все работы, связанные с управлением, эксплуатацией и ремонтом бетоноукладчика. Бетонщики IV разряда исправляют дефектные места, осуществляют контроль за работой кромкообразователя и его регулировку, устанавливают по окончании работы бетоноукладчика рабочий шов по всей ширине покрытия. Два бетонщика III разряда с каждой стороны бетоноукладчика исправляют дефекты кромок, а в случае оплывания смеси на кромках покрытия устанавливают боковую опалубку и исправляют кромку фигурной металлической гладилкой.
Устройство рабочего шва. В конце смены (или при перерывах в бетонировании более 3 ч) устраивается рабочий шов в виде упорной доски на все поперечное сечение укладываемого покрытия. Упорная доска закрепляется штырями. Вдоль рабочего шва смесь дополнительно уплотняется трамбовкой. При необходимости смесь подсыпается на ширине полосой 50 см.
В начале смены доска убирается и свежая смесь укладывается впритык к затвердевшему бетону.
По окончании бетонирования бетоноукладчик ДС-111 переводят на ручное управление и отгоняют его вперед на расстояние 30-40 м, где выполняют его мойку, профилактический ремонт и подготовку к дальнейшей работе.
2.9. Для снижения уровня обезвоживания (высыхания) жесткой бетонной смеси через каждые 30-40 пог. м, пройденных бетоноукладчиком, производят прикатку поверхности основания легким самоходным комбинированным катком ДУ-97 за два прохода по одному следу.
2.10. Уплотнять "тощий" бетон следует самоходным вибрационным катком типа ДУ-84 (масса катка 14 т). Уплотнение производится на первых и заключительных проходах при выключенных вибраторах (2 прохода по одному следу), затем с вибрированием за 6 проходов по одному следу. Укатка производится от обочин к оси дороги с перекрытием следа на 1/3. Уплотненная смесь должна характеризоваться коэффициентом уплотнения не менее 0,98. При этом период времени от загрузки автомобиля-самосвала бетонной смесью до окончательного уплотнения не должен превышать 3 ч.