ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 40

Разметка швов и подготовка нарезчиков. На одной из сторон покрытия шириной 7,5 м намечают линию движения колес нарезчика ДС-112 на расстоянии 1,52 м от кромки покрытия, а по середине покрытия наносят линию продольного шва. Если пленкообразующий материал является причиной пробуксовки колес нарезчиков, то по линии движения колес рассыпают песок. На каждый из 4-х шпинделей нарезчика ДС-112 ставят пакет алмазных режущих кругов. Пакет состоит из одного круга диаметром 320 мм и одного-двух кругов диаметром 250 мм. Нарезчик устанавливается так, чтобы режущие круги разместились над линией шва. Скорость вращения кругов должна быть 3100 об/мин. Скорость подачи режущих кругов зависит от прочности бетона и глубины шва и составляет 0,8-1,0 м/мин. Нарезку паза производят одним из двух способов: делают две прорези одновременно двумя расположенными параллельно кругами или две прорези поочередно одним кругом.
Для работы нарезчика ДС-115 на передний шпиндель устанавливают пакет из двух-трех алмазных кругов диаметром 250 мм, на второй шпиндель - круг диаметром 320 мм. Нарезчик устанавливают так, чтобы режущие круги и указатель курса разместились точно над линией шва.
Нарезка швов. Нарезчики швов ДС-112 и ДС-115 работают совместно с поливомоечными машинами, которые используются для подачи воды на охлаждение алмазных кругов в процессе резки пазов. При нарезке швов для повышения скорости резки и сохраняемости кругов рекомендуется применять смазывающе- охлаждающие жидкости (СОЖ) на основе современных синтетических моющих средств типа "Кристалл", "Прогресс", "Лотос" и т.д. СОЖ (водный раствор CMC с концентрацией 0,3-0,5%) готовят на месте работ. Отдозированное количество CMC растворяют непосредственно в баке поливомоечной машины. Расход СОЖ или воды составляет для ДС-112 или ДС-115 около 3000 л на 1000 пог. м шва.
Скорость подачи нарезчика ДС-115 вперед в зависимости от прочности бетона и глубины шва составляет 1,5-1,7 м/мин. Шов нарезают на глубину не менее 1/4 толщины покрытия. Начальный участок нарезаемого шва осматривают, промеряют глубину и ширину шва и окончательно регулируют положение алмазных кругов.
Нарезанные продольный и поперечный швы промывают водой из шланга и при необходимости укрывают пергамином или другим листовым материалом для защиты от засорения.
После окончания работ по нарезке швов алмазные круги снимаются со шпинделей нарезчиков и сдаются на хранение.
Нарезчики швов ДС-112 и ДС-115 обслуживаются звеньями из 2 человек: машиниста IV разряда и его помощника - III разряда. Машинисты управляют нарезчиками, а помощники подключают и переносят шланги, промывают швы водой, готовят раствор СОЖ, при необходимости посыпают песок на линию движения колес, оказывают помощь машинистам.
2.11. Заполнение швов мастикой.
Заполнение нарезанных швов забетонированного покрытия готовыми мастиками производится заливщиком швов ДС-67. Швы заполняются резинобитумными, битумно-полимерными и другими мастиками, в т.ч. мастиками на основе резинобитумного вяжущего. Швы заполняются изоляционными материалами, как правило, немедленно после нарезки, но не позднее чем через 30 сут.
Заливщик ДС-67 смонтирован на автомобиле УАЗ-452Д и состоит из емкости для мастики, системы для ее подогрева, рабочего органа, промывочной емкости, компрессора, а также краско-нагнетательного бака и удочки с наконечниками и распылителями, служащими для подготовки швов.
Подготовка швов. Если швы заполняют сразу после нарезки и промывки, то они должны быть высушены. В другом случае, если швы заполняются через несколько суток, то они должны быть дополнительно очищены стальным крючком и ершом, а затем продуты сжатым воздухом с помощью удочки и специального наконечника. Одновременно сжатым воздухом очищаются прилегающие к шву полосы покрытия шириной 15-20 см. При этой операции используется вся мощность компрессора-0,5 м3/мин. или давлении 0,6 МПа.
Сначала продувают участок продольного шва, а затем поперечного, начиная от продольного шва. Для предотвращения вытекания изоляционного материала из шва у его торцов забиваются колышки (нащельники). На дно паза шва укладывают хлопчатобумажный шнур (для предотвращения протекания мастики), а сверху на паз накладывают веревку толщиной в 1,5-2 раза больше ширины шва, затем поверхность бетона вдоль шва посыпают (припудривают) тонким слоем минерального порошка. После посыпки порошком веревку убирают.
Подгрунтовка стенок и дна швов осуществляется, как правило, холодным разжиженным битумом с помощью удочки со специальным наконечником. Разжиженный бензином или керосином битум до вязкости 60 с заливается в красконагнетательный бак заливщика ДС-67. Сжатым воздухом, который нагнетается в бак до давления 0,4 МПа, битум подается к удочке и распыляется под давлением 0,6 МПа. В первую очередь грунтуется продольный шов, затем - поперечный.
Заполнение швов мастикой производят только в сухую погоду при температуре воздуха не менее +5°С. Как правило, разогретую мастику до 160-180°С привозят с базы и загружают в емкость заливщика. Рабочая температура мастики в емкости в процессе работы поддерживается жидкостно-топливной горелкой. Горелка работает на керосине, который подается сжатым воздухом от компрессора. Давление в топливном баке не должно превышать 0,3 МПа. Система подогрева контролируется по приборам, находящимся в кабине автомобиля. Температура мастики в 150-литровой емкости не должна превышать 180°С.
Швы заполняют горячей мастикой через 2-3 ч после подгрунтовки стенок швов. Для этого используется рабочий орган, состоящий из емкости для мастики объемом 25 л, масляной рубашки, для поддержания температуры, сопла с клапаном и рычажным механизмом. Сопло рабочего органа вводят в паз на 3/4 глубины, открывают выходное отверстие и, перемещая сопло, заполняют шов мастикой выше уровня покрытия на 2-3 мм.
После остывания мастики в швах все ее наплывы срезают металлическим шпателем.
Перед каждой заправкой рабочего органа надо обязательно включать битумный насос на режим циркуляции для перемешивания мастики. Сопло и змеевик горелки необходимо своевременно очищать от нагара. Сопло очищается с помощью загнутой под углом 90° проволочной иглы.
В конце смены остаток мастики сливают в специальную емкость и через 3 мин емкость заливщика, битумный насос, мастикопровод и рабочий орган промываются керосином прокачкой насосом в течение не менее 12 мин. Для промывки перечисленных систем требуется около 30 л керосина, который хранится в промывочной емкости, установленной на заливщике ДС-67.
При движении по участку транспорта или выпадении осадков швы укрывают полиэтиленовой или битуминизированной пленками. Снимать укрытие со швов разрешается после начала отвердевания мастики, но не ранее, чем через 6 ч после заполнения шва.
Заливщик обслуживает звено из 3 человек: машиниста IV разряда и двух дорожных рабочих III разряда. Машинист заливщика выполняет обязанности водителя, следит за работой систем подогрева, обеспечивает подачу сжатого воздуха.
Рабочий III разряда заливает швы мастикой, следит за подогревом масла в масляной рубашке, заполняет рабочий орган горячей мастикой. Другой рабочий очищает швы и готовит их к заполнению мастикой, помогает, при необходимости, машинисту.
После окончания работ все оборудование промывают керосином.
2.12. Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 1. Состав отряда - в табл. 2.
Таблица 1

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

N процессов
N захваток
Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты)
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ
Единица измерения
Количество работ
Производительность в смену
Потребность в машино-сменах
Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 550 м
на захватку 1=550 м
на 1 км
на захватку 1=550 м
на 1 км
Норма времени, чел.-ч.
Заработная плата, руб.-коп.
на единицу измерения
на полный объем работ
на единицу измерения
на
полный объем работ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
I
Расчет
Разбивка пикетажа и установка нивелирных колышков по теодолиту с двух сторон проезжей части дороги:550 х 2 = 1100
пог. м
1100
2000
-
-
-
0,011
12,1
0-16,8
184-80
2
I
Расчет
Установка копирных струн с двух сторон проезжей части дороги
пог. м
1100
2000
-
-
-
0,037
40,7
0-65,9
724-90
3
I
Расчет
Транспортировка бетонной смеси автосамосвалом КамАЗ-551П на расстояние 12 км с выгрузкой на готовое основание:550 х 7,5 х 0,2 х 1,03 = 850
м3
850
1545
35,2
24,15
43,9
0,23
195,5
4-27
3629-50
4
I
Очистка кузова самосвала КамАЗ-5511 от бетонной смеси
чел
16
20,8
-
-
-
1,0
16,0
14-59
233-44
5
I
Расчет
Укладка цементобетонной смеси в покрытие бетоноукладчиком ДС-111: распределение, уплотнение, откидка смеси от боковой скользящей опалубки вручную; проверка ровности цементо-бетонного покрытия с исправлением небольших дефектов вручную; укладка смеси вручную в начальной части покрытия; устройство рабочего шва и отделка покрытия в начале и в конце смены:7,5 х 550 = 4125
м2
4125
7500
4800
0,86
1,56
0,012
49,5
0-22,6
932-25
6
I
Расчет
Отделка поверхности бетонного покрытия бетоноотделочной машиной ДС-104А (трубчатым финишером):7,5 х 550 = 4125
м2
4125
7500
5000
0,83
1,5
0,0016
6,6
0-03,1
127-88
7
I
Расчет
Уход за бетонным покрытием нанесением пленкообразующего материала с расходом 0,6 кг/м2 машиной ДС-105А за 2 прохода: 0,6 х 4125 х 1 = 2,48 т550 х 7,5 + 550 х 0,2 х 2 = 4345
м2
4345
7900
5300
0,82
1,49
0,0015
6,52
0-03
130-35
8
II
Расчет
Нарезка поперечных швов нарезчиком ДС-112 в затвердевшем бетоне (через 6 м):(550/6 - 1) х 7,5 = 680
пог. м
680
1235
470
1,45
2,63
0,034
23,12
0-61
414-80
9
11
Расчет
Нарезка продольного шва нарезчиком ДС-115 в затвердевшем бетоне
пог. м
550
1000
390
1,41
2,56
0,041
22,55
0-73
401-50
10
II
Расчет
Заполнение мастикой поперечных швов заливщиком ДС-67
пог. м
680
1235
600
1,13
2,06
0,039
26,52
0-68,5
465-80
11
II
Расчет
Заполнение мастикой продольных швов заливщиком ДС-67
пог. м
550
1000
570
0,96
1,75
0,041
22,55
0-72
396-00
12
II
Расчет
Снятие копирных струн
пог. м
1100
2000
-
-
-
0,0069
7,59
0-08,7
95-70
Итого:
31,61
57,45
429,25
7736-92
Таблица 2

Состав отряда

Машины
Профессия и разряд рабочего
Потребность в машино-сменах
Потребность в машинах
Коэффициент загрузки
Количество рабочих
на захватку
на 1000 м
1
2
3
4
5
6
7
Автосамосвал КамАЗ-55118
Водитель IV разряда
24,15
43,9
25
0,97
25
Рабочий II разряда
2
Бетоноукладчик цементо-
Машинист VI разряда
0,86
1,56
1
0,86
1
бетонной смеси ДС-111
Пом. машиниста V разряда
1
Бетонщик IV разряда
2
Бетонщик III разряда
2
Слесарь V разряда
1
Трубчатый финишер ДС-104А
Машинист V разряда
0,83
1,5
1
0,83
1
Машина для нанесения пленкообразующего материала ДС-105А
Машинист V разряда
0,82
1,49
1
0,82
I
Нарезчик поперечных швов ДС-112
Машинист IV разряда
Пом. машиниста III разряда
1,45
2,63
2
0,73
2
2
Нарезчик продольных
Машинист IV разряда
1,41
2,56
2
0,71
2
швов ДС-115
Пом. машиниста III разряда
2
Заливщик швов
Машинист IV разряда
2,09
3,81
2
1,0
2
ДС-67
Рабочий III разряда
4
Рабочий IV разряда
1
Рабочий III разряда
1
Рабочий II разряда
1
Рабочий I разряда
1
Итого:
31,61
57,45
34
54
Технологический план потока по устройству цементо-бетонного покрытия приведен на рис. 1.
Технология операционного контроля качества работ при устройстве цементобетонного покрытия приведена в табл. 3.
Таблица 3

Технология операционного контроля качества работ при устройстве цементобетонного покрытия шириной 7,5 м и толщиной 0,2 м с использованием комплекта машин ДС-110

Основные операции, подлежащие контролю
Состав контроля
Метод и средства контроля
Режим и объем контроля
Лицо, осуществляющее контроль
Предельные отклонения от норм контролируемых параметров
Где регистрируются результаты контроля
1
2
3
4
5
6
7
Установка копирных струн
Отметки нивелирных колышков, их положение в плане, отметки копирных струн
Инструментальный
Нивелир, теодолит, стальная мерная рулетка
На каждом нивелирном колышке
Инженер- геодезист
Отклонение копирной струны от вертикальных отметок не должно превышать +- 3 мм. Проектные отметки в плане +- 5 мм
Прием бетонной смеси
1. Подвижность бетонной смеси
Инструментальный
1. Стандартный конус в соответствии с ГОСТ 10181. 1-00
Не реже одного раза в смену
Лаборант
В пределах 1-3 см осадки конуса
Журнал контроля бетонных работ
2. Объем вовлеченного воздуха
2. Объемомер и поромер в соответствии с ГОСТ 10181. 1-00
Не реже одного раза в смену и не менее 1 раза на каждые 200 м покрытия
-"-
Содержание воздуха по объему +- 1%
-"-
3. Прочность при сжатии и растяжении при изгибе
3. В соответствии с ГОСТ 10180-90
Не реже одного раза в смену
-"-
Не менее проектного класса бетона
-"-
4. Морозостойкость бетона
4. В соответствии с ГОСТ 10160. 1-95
Не реже одного раза в квартал
Инженер лаборатории
Снижение прочности бетона после испытаний не более 5%
-"-
Бетонирование покрытия
1. Соблюдение технологических режимов бетонирования
Визуальный
Постоянно
Мастер
Отклонения по ширине +- 5 см, по высоте +- 15 мм
Общий журнал работ
2. Ширина покрытия, толщина покрытия
Инструментальный Рулетка измерительная, линейка металлическая
Не реже одного раза в смену
Мастер
-"-
Отделка поверхности покрытия трубчатым финишером
1. Высотные отметки по оси покрытия
Инструментальный
Нивелир, рейка
Промеры не реже, чем через 100 м
Геодезист
Отклонение до +- 50 мм от проектных значений высотных отметок
Журнал геодезических работ
2. Поперечные уклоны
1. Нивелир, рейка
2. Трехметровая рейка, уклономер
-"-
-"-
Геодезист, мастер
Отклонение от проектных значений в пределах +- 0,010
-"-
3. Ровность
Трехметровая рейка с клиновым промерником
Промеры на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки основания в пяти точках
Мастер
Величина просвета не должна превышать +- 5мм
Общий журнал работ
Уход за бетоном
Качество защитного пленочного покрытия
Визуальный
Нанесение 1%р-ра фенолфталеина или 10% р-ра соляной кислоты на участок покрытия 20х20см
Не менее двух раз в смену
Мастер, лаборант
Вспенивание или покраснение поверхности покрытия не более 2-х точек на 100 см2 поверхности пленки
Журнал ухода за бетоном
После набора прочности бетоном
Амплитудная неровность
Инструментальный
Точный нивелир, рейка типа РН-3000
Участок длиной 300-400 м, замеры через 5 м на расстоянии 0,5-1 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения
Геодезист
В соответствии со СНиП 3.06 03-85, табл 17
Журнал геодезических работ
Нарезка поперечных и продольных швов в затвердевшем бетоне
1. Своевременность нарезки швов
Лабораторный
Приборы для определения прочности бетона механическими методами неразрушающего контроля, соответствующие требованиям ГОСТ 22690-88
До набора прочности бетоном более 8-10 МПа
Мастер, лаборант
Разрушение кромок шва при пробной нарезке более 2-3 мм
Общий журнал работ
2. Установка режущих кругов
Визуальный
По натянутому капроновому шнуру D 5 мм
До начала нарезки и периодически в течение смены
Мастер
-"-
3. Установка нарезчика на линию шва
Визуальный
Пробное опускание всех кругов на линию шва
Перед началом нарезки шва
Мастер
Глубина верхней уширенной части шва +- 5 мм; ширина верхней уширенной части шва +- 1 мм
4. Заглубление режущих кругов (промер глубины и ширины шва)
Инструментальный
Мерник глубины и ширины шва, шаблон
Периодически в процессе нарезки
Мастер
Общий журнал работ
Заполнение швов покрытия мастиками
1. Подгрунтовка стенок и дна пазов швов (равномерность нанесения грунтовки)
Визуальный
(п.п.1, 2.1, 2.3)
Постоянно
Мастер
Общий журнал работ
2. Заполнение швов мастикой
-"-
-"-
2.1. Наличие грунтовки
2.2. Температура нагрева мастики
Инструментальный
Термометр
Постоянно
-"-
2.3. Полнота заливки паза

3. Безопасность труда

При работе бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования: машины комплекта для скоростного строительства ДС-110 транспортируются на специальных прицепах. При запуске машин необходимо соблюдать правила очередности включения трансмиссии и агрегатов.
При совместной работе бетоноукладочной и бетоно-отделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м. До остановки машин запрещается находиться между ними. Во время работ машин запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус. Необходимо, чтобы на верхней площадке вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов. Выгружать бетонную смесь в бункер распределителя можно только после установки автомобиля-самосвала на ручной тормоз и подачи сигнала. Запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения и движения машины.
При нарезке швов в затвердевшем бетоне машинист должен выполнять операции в защитных очках и при исправном защитном кожухе режущих дисков. Запрещается регулировать машину в процессе нарезки шва (при вращающихся дисках) и работать при зафиксированном положении диска.
При работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Запрещается снимать крышку с заливщика швов при наличии давления воздуха в емкости, а также регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
При производстве работ по устройству цементобетонного покрытия руководствоваться следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с: ил.

Технологическая карта N 17

Устройство одиночной поверхностной обработки на вязких битумах

1.Область применения

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
Технологическая карта составлена на устройство одиночной поверхностной обработки на вязких битумах традиционным способом, т.е. при раздельном распределении вяжущего и щебня.
Следует учитывать, что более высокое качество поверхностной обработки достигается при синхронном распределении материалов машинами типа "Чипсилер". Однако ограниченное распространение этих механизмов в дорожно-строительных организациях делает весьма актуальным традиционный способ устройства поверхностной обработки.