ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 42

Для обеспечения качества устраиваемого слоя этот участок подхода к границе производства работ также, как и аналогичный, перед остановкой автогудронатора следует закрыть защитным слоем: толем, плотной бумагой (рис. 1).
Начальную и конечную границу участка розлива намечают сигнальными флажками, устанавливаемыми на обочине. В конце участка розлива при прохождении первого (предупредительного) флажка готовятся к перекрытию кранов, а у второго флажка на конечной границе быстро их перекрывают и останавливают автогудронатор.
После окончания розлива защитные материалы убирают.
На участках с продольным уклоном во избежание растекания вяжущего розлив производят при движении автогудронатора на подъем.
Закончив розлив на одной полосе, автогудронатор возвращают к началу захватки и разливают вяжущее на второй, следя за тем, чтобы на стыке полос не было излишков битума или пропусков. Для этого по оси каждой из устраиваемых полос обозначают ориентиры для водителя (см. рис. 1).
Норма розлива контролируется автоматической системой распределения битума.
2.5.5. Черненый щебень доставляют на участок работ автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111.
Автомобиль-самосвал задним ходом въезжает на разгрузочный мостик и, выгрузив щебень в приемный бункер щебнераспределителя, отъезжает.
Щебень по конвейеру попадает в передний распределительный бункер и с помощью шнека равномерно распределяется по всей ширине бункера и через щель равномерно рассыпается по разлитому вяжущему, при этом колеса распределителя проходят по рассыпанному щебню. По окончании россыпи щебня на одной полосе участка распределитель возвращают к началу и распределяют щебень на второй полосе.
Норма россыпи черненого щебня устанавливается в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и составляет (табл. 3):
Таблица 3

Нормы расхода материалов при устройстве одиночной поверхностной обработки на вязких битумах

Фракции щебня, мм
Расход щебня
Расход битума,
л/м2
кг/м2
м3/100 м2
10-15
15-20
1,2-1,4
0,5-0,7
15-20
20-25
1,3-1,5
0,7-0,9
Россыпь щебня по заданной норме достигается регулированием скорости вращения шнеков, барабана, выдающего материал, и скорости передвижения распределителя на первом пробном участке россыпи за 1-2 попытки.
Вслед за распределением щебня исправляют дефектные места.
В местах, где образовались излишние скопления вяжущего (жирные пятна), скребком срезают слой щебня с битумом, из леек распределяют вяжущее, засыпают это место новым щебнем и распределяют его слоем в одну щебенку.
2.5.6. Прикатку черненого щебня наиболее целесообразно выполнять катком на пневматических шинах за 4-5 проходов по одному следу с нагрузкой на колесо не менее 1,5 т и давлением в шинах 0,7-0,8 МПа. Для одноразмерного щебня достаточно двух проходов по одному следу.
Задача укатки - уложить и прижать щебень к вяжущему.
Лучшая шероховатость слоя обеспечивается прикаткой пневматическим катком, исключающим дробление или вдавливание щебня в основу.
Для предотвращения прилипания смеси в процессе укатки вальцы катков смачивают водой, смесью воды и керосина (1:1) или 1%-ным водным раствором соапстока.
2.5.7. При устройстве поверхностной обработки в рамках ремонта автомобильной дороги необходимо обеспечить бесперебойное движение транспорта.
В этом случае дорожные работы следует производить сначала на I полосе ремонтируемого участка, пропуская транспорт по II и III полосам, затем поочередно закрывают II и III полосы, организовывая движение по двум свободным (рис. 3).
2.5.8. Движение при наличии объезда закрывают на сутки, при его отсутствии на 8 ч.
В течение первых 2-3 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать его по ширине проезжей части.
Уход за поверхностной обработкой состоит в наметании сброшенных щебенок, исправлении сухих мест и углублений, в добавке вяжущего, а в местах избытка вяжущего - в добавке мелкого "белого" щебня.
2.6. Технологическая последовательность процессов по устройству одиночной поверхностной обработки на вязких битумах с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 2, 4.
2.7. Технологический план потока по устройству одиночной поверхностной обработки приведен на рис. 2.
2.7.1. Предлагается следующий график работы автогудронатора при наличии объезда или на участке нового строительства: после распределения вязкого битума (захватка II), количество которого соответствует вместимости цистерны автогудронатора ДС-142Б, предусмотрена его заправка битумной эмульсией для подгрунтовки покрытия (захватка I).
На заправку автогудронатора битумной эмульсией в количестве 7,5 т необходимо 1,55 ч (рис. 1):
Н х Q + l/V = 0,14 х 7,5 + 20/40 = 1,55 ч,
вр
где Н - норма времени на наполнение цистерны автогудронатора по ЕНиР
вр Е 17-5, ч/т;
Q - вместимость цистерны автогудронатора, т;
l - расстояние доставки вяжущего, км;
V - скорость движения автогудронатора, км/ч.
На захватке I автогудронатор работает 2,08 ч с учетом дозаправки 2,2 т.
Автогудронатор загружен 6,48 ч или 0,81 смены.
2.7.2. При необходимости обеспечения бесперебойного движения транспорта в двух направлениях на участке производства дорожных работ коэффициент загрузки автогудронатора на объекте значительно ниже.
Подгрунтовку очередной полосы следует начинать после открытия движения по вновь уложенному слою.
2.7.3. Технология операционного контроля качества работ при устройстве одиночной поверхностной обработки приведена в табл. 5.
Таблица 4

Состав отряда

Машины
Профессия и разряд рабочего
Потребность в машино-сменах на захватку l=250 м
Потребность в машинах
Коэффициент загрузки
Количество рабочих
Поливомоечная машина МД-433-03
Машинист IV разряда
0,68
1
0,68
1
Автогудронатор
Машинист V разряда, Дорожные рабочие:
IV разряда
III разряда
II разряда
0,47
1
0,47
2
Автосамосвал КамАЗ-55111
Водитель
1,95
2
0,98
2
Щебнераспределитель
WS 4100 Vario
Машинист VI разряда асфальтобетонщик
Дорожный рабочий IV разряда
0,39
1
0,39
1 1
Каток на пневматических шинах ДУ-100
Машинист VI разряда
1
1
1
1
Итого
6
11
Примечание. Рабочие бригады выполняют следующие работы.
Машинисты самоходных машин управляют машинами в процессе работ, заправляют машины горючим и водой, готовят их к работе в начале смены и очищают в конце.
Дорожный рабочий III разряда работает в течение смены при щебне- распределителе, дает сигнал на подход автомобилей-самосвалов, ведет учет доставленного щебня, следит за равномерным распределением щебня.
Дорожные рабочие IV, III и II разрядов - 2 выставляют на обочинах сигнальные флажки, намечают шпильками оси полос розлива, выставляют ограждение участка работ, укрывают бумагой участки готовой обработки, граничащие с участками розлива, убирают бумагу после розлива эмульсии. Кроме того, рабочие заняты на устранении дефектных мест, в процессе работы они проволочными щетками сметают наслоения щебня, выравнивают его на кромках покрытия, удаляют жирные пятна и т д.
Дорожный рабочий IV разряда является старшим и отвечает за качество работ по распределению щебня. В процессе работы он определяет дефектные места и заделывает их, следит за качеством продольных сопряжений.