Поверхностная обработка - это способ создания шероховатой поверхности покрытия. Она также восстанавливает слой износа и является защитным слоем и, тем самым, продлевает срок службы дорожных покрытий.
При одиночной поверхностной обработке на очищенное от пыли и грязи покрытие разливают органическое вяжущее с последующим распределением черного щебня определенных фракций и его укаткой.
Необработанный щебень допускается применять на дорогах с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут.
Вяжущее обеспечивает гидроизоляцию покрытия, приклеивание каменного материала к покрытию или основанию и соединение щебенок в единый слой.
Для выполнения этих функций могут быть использованы разные виды вяжущего:
- для подгрунтовки - битумные эмульсии марок ЭБК-1, ЭБК-2, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-81 "Эмульсии битумные дорожные";
- для обеспечения связей щебенок с покрытием и между собой - вязкие битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, отвечающие требованиям ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия". Марка битума выбирается с учетом дорожно-климатической зоны.
Щебень следует применять из трудношлифуемых горных пород с преимущественно кубовидной формой зерен, отвечающих требованиям, приведенным в табл. 1. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.
Таблица 1
Горные породы | Петрографические особенности исходной горной породы | Марки по ГОСТ 8267-93 | Примечание | |
по износу | по прочности | |||
Изверженные | Кристаллические без следов выветривания | И-I | 1200 | На дорогах всех категорий |
Изверженные | Породы с кристаллической и порфировой структурой | И-II | 1000 | На дорогах II-IV категорий |
Метаморфические | Породы с кристаллической структурой без следов выветривания | И-I | 1200 | На дорогах всех категорий |
Осадочные | Породы с явно выраженной зерно-кристаллической структурой без следов выветривания | И-II | 1000 | На дорогах III, IV категорий |
Щебень должен быть обработан органическим вяжущим материалом в установке по норме 1-1,5 % от массы щебня. Для обработки могут быть использованы битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, МГ 130/200, МГ 70/130 и др.
При устройстве одиночной поверхностной обработки на капитальных покрытиях применяют однородный по размерам щебень 10-15, 15-20 мм. Крупные зерна должны отличаться от мелких не более чем на 5 мм.
Основным требованием при выполнении поверхностной обработки является точное дозирование материалов в соответствии с нормами расхода, установленными СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" (табл. 15).
Работы по устройству поверхностной обработки на вязких битумах следует выполнять при температуре воздуха не ниже 15°С.
В технологической карте принят механизированный способ выполнения работ с применением автогудронатора ДС-142Б, распределителя WS 4100 Vario.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.
2. Организация и технология производства работ
2.1. До начала работ по устройству поверхностной обработки должно быть полностью завершено строительство дорожного покрытия и принято представителями технического надзора органа управления.
При устройстве поверхностной обработки в рамках ремонта автомобильной дороги необходимо предварительно выполнить заделку трещин, выбоин, исправление кромок и устранение других мелких повреждений.
2.2. Работы по устройству поверхностной обработки ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ (табл. 2) на двух захватках по 1350 м каждая.
2.3. Скорость потока (длина сменной захватки) 1350 м/смену определена из условия, при котором объем вяжущего для основного розлива равен вместимости цистерны автогудронатора ДС-142Б, составляющей 7500 л.
2.4. На первой захватке выполняют следующие технологические операции:
- очистка покрытия от пыли и грязи;
- подгрунтовка покрытия битумной эмульсией.
2.4.1. Покрытие очищают от пыли и грязи за два прохода по одному следу поливомоечной машины типа МД-433-03. В первую очередь производят очистку самого покрытия, затем за один проход по каждой обочине пыль и мусор удаляют на откосы.
Таблица 2
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
N процессов | N захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ | Производительность в смену | Потребность в машино-сменах | Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 1350 м | ||||||
на захватку l=1350 м | на 1 км | на захватку l=1350 м | на 1 км | Норма времени, чел.-ч. | Заработная плата, руб.-коп. | |||||||||
на единицу измерения | на полный объем работ | на единицу измерения | на полный объем работ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
1 | I | Расчет | Очистка покрытия от пыли и грязи поливомоечной машиной МД-433-03 | км | 1,35 | 1 | 2 | 0,68 | 0,5 | 4 | 5,4 | 74-78 | 100-95 | |
2 | I | Расчет | Подвозка и розлив битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б из расчета 0,8 л на 1 м2 покрытия (подгрунтовка) | т | 9,72 | 7,2 | 37,4 | 0,26 | 0,19 | 0,42 | 4,16 | 8-15 | 79-22 | |
3 | II | Расчет | Подвозка и розлив вязкого битума БНД 90/130 автогудронатором ДС-142Б из расчета 0,6 л на 1 м2 | т | 7,29 | 5,4 | 34,8 | 0,21 | 0,16 | 0,46 | 3,36 | 8-15 | 59-41 | |
4 | II | Расчет | Подвоз черненого щебня фр. 10-15 мм автосамосвалами КамАЗ-55111 с выгрузкой в бункер щебнераспределителя в количестве 1,2 м2/100 м2 покрытия | м3 | 145,8 | 108 | 74,7 | 1,95 | 1,45 | 0,11 | 16,04 | 1-99 | 290-14 | |
5 | II | Расчет | Распределение черненого щебня фр. 10-15 мм щебне- распределителем WS 4100 Vario | м2 | 12150 | 9000 | 31100 | 0,39 | 0,29 | 0,0003 | 3,65 | 0-01 | 121-50 | |
6 | II | Расчет | Уплотнение слоя самоходным катком на пневматических шинах ДУ-100 за 3 прохода по 1 следу | м2 | 12150 | 9000 | 12120 | 1,0 | 0,74 | 0,0007 | 8,51 | 0-01 | 121-50 | |
7 | II | Расчет | Уход за покрытием в течение 3 сут (ограничение скорости движения и регулирование его по полосам) | |||||||||||
Итого: | 41,12 | 772-72 |
2.4.2. Подгрунтовка покрытия выполняется битумной эмульсией из расчета 0,8-1,2 л/м2 и должна быть закончена не менее чем за 4 ч до розлива вязкого битума. Этого времени достаточно для полного испарения воды после распада битумной эмульсии.
Подгрунтовку вяжущим свежеуложенного асфальтобетонного покрытия можно исключить, если поверхность его чистая.
2.5. На второй захватке выполняют основные технологические операции по устройству одиночной поверхностной обработки на вязких битумах:
- розлив вяжущего;
- транспортировку черненого щебня;
- распределение черненого щебня;
- укатку поверхностной обработки.
2.5.1. В зависимости от ширины покрытия, а также технических характеристик автогудронатора и распределителя щебня определяют число и ширину устраиваемых полос.
В данном конкретном случае при ширине проезжей части 7,5 м с учетом двух краевых полос по 0,75 м при общей ширине покрытия 9 м целесообразно устраивать 3 полосы по 3 м, что соответствует ширине распределения материала щебнераспре- делителем WS 4100 Vario.
2.5.2. Розлив вязкого битума для основного слоя выполняют автогудронатором ДС-142Б.
Расход вяжущего на 1 м2 обрабатываемой поверхности не должен превышать 0,5-0,7 л при использовании черненого щебня фракции 10-15 мм и 0,7-0,9 л, если применяется черненый щебень фракции 15-20 мм.
Этого количества вяжущего достаточно, чтобы заполнить межщебеночное пространство на высоту, равную примерно 2/3 диаметра щебенок, обеспечивающую надежное сцепление с покрытием и исключающую выпотевание битума в период высоких летних температур.
Температура битума во время розлива должна быть:
- для марок БНД 60/90, БНД 90/130 в пределах 130-160°С;
- для марки БНД 130/200 в пределах 100-130°С.
2.5.3. Сменную захватку разбивают на участки розлива битума (рис. 1).

Длину этого участка целесообразно назначать, увязывая почасовые графики работы автогудронатора с распределителем щебня на захватке с учетом запаса производительности автогудронатора (рис. 2).
На захватке длиной 1350 м время работы щебнераспределителя составляет 3,12 ч, автогудронатора ДС-142 Б - 1,68 ч. Интервал между этими операциями в конце захватки составит 1,44 ч, что недопустимо, поскольку распределенный битум за такой промежуток времени остывает и, как следствие, теряет свою подвижность и клеящую способность.
Для предотвращения остывания битума необходимо предусматривать остановки автогудронатора через каждые 270 м на 0,28 ч (~ 17 мин), которые целесообразно совмещать с вынужденными остановками для загрузки щебнераспределителя.

2.5.4. Автогудронатор устанавливают в рабочее положение в 2-3 м от границы обрабатываемого участка. Такой задел необходим, так как при наборе скорости автогудронатора, равно как и при торможении, нарушается норма распределения вяжущего.