Машинист автогудронатора подготавливает автогудронатор к розливу, распределяет битумную эмульсию, заполняет автогудронатор битумной эмульсией, обеспечивает ежедневный уход за автогудронатором.
Машинист поливомоечной машины подготавливает машину к работе и очищает покрытие от пыли и грязи.
Машинист катка работает на уплотнении щебня, заправляет горючим и готовит к работе в начале смены.
Машинист щебнераспределителя, подготовив машину к работе, распределяет щебень вслед за розливом битумной эмульсией.
Таблица 5
Технология операционного контроля качества работ при устройстве одиночной поверхностной обработки на вязких битумах
Основные операции, подлежащие контролю | Состав контроля | Метод и средства контроля | Режим и объем контроля | Лицо, осуществляющее контроль | Предельные отклонения от норм контролируемых параметров | Где регистрируются результаты контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Качество материала | Сцепление пленки вяжущего с щебнем | Лабораторный По ГОСТ 12801-98 | Не реже 1 раза в смену | Лаборант | Журнал лабораторных работ | |
Однородность и чистота щебня | Визуальный | Постоянно | Мастер | Общий журнал работ | ||
Розлив битума | Температура битума в автогудронаторе | Инструментальный Термометр | В каждом автогудронаторе | Мастер | Для БНД 60/90; 90/130- 130-160°С; для БНД 130/200- 100-130°С | Общий журнал работ |
Равномерность распределения битума | Инструментальный Взвешивание распределенного материала на площади 0,25 м2 | Не реже 1 раза в смену | Мастер | 0,5-0,7 л/м2 | Общий журнал работ | |
Россыпь черненого щебня | Однородность щебня | Визуальный | Постоянно | Мастер | +- 5 мм | Общий журнал работ |
Равномерность распределения щебня | Визуальный | Постоянно | Прораб | - | Общий журнал работ | |
Уход за поверхностной обработкой | Ограничение скорости | Визуальный Ограждения, сигнальные знаки | Постоянно | Мастер, прораб | До 40 км/ч | Общий журнал работ |
Регулирование движения по ширине | Визуальный Ограждения, сигнальные знаки | Постоянно | Мастер, прораб | - | Общий журнал работ | |
Определение коэффициента сцепления | Инструментальный ППК-МАДИ | В конце смены на готовом участке | Мастер, лаборант | - для легких условий движения >= 0,45; - для затрудненных условий движения >= 0,5; - для опасных условий движения >= 0,6 | Общий журнал работ | |
Определение глубины впадин шероховатости | Инструментальный Метод "песчаное пятно" | В конце смены на готовом участке | Мастер, лаборант | - для легких условий движения >= 0,35, - для затрудненных условий движения >= 0,4; - для опасных условий движения >= 0,45 | Общий журнал работ |
3. Безопасность труда
3.1. К работам по устройству покрытий с шероховатой поверхностью допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.
3.2. Лица, допускаемые к эксплуатации дорожных машин и оборудования, используемых при устройстве поверхностной обработки, должны иметь удостоверение на право работы на них.
3.3. Все работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, предусмотренными действующими нормами и по защитным свойствам соответствующими виду и условиям работ, а также применяемым материалам.
3.4. Место устройства покрытий с шероховатой поверхностью должно быть ограждено в соответствии с требованиями ВСН 37-84.
3.5. При работе машин по устройству покрытий необходимо соблюдать требования, изложенные СНиП III-4-80.
3.6. При проведении работ необходимо принять меры по обеспечению безопасности движения. С этой целью на участках проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84.
Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
- предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами и показать характер этой опасности;
- четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;
- создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов на подходах и на участках проведения дорожных работ.
При работах, имеющих подвижный и краткосрочный характер, временные знаки можно размещать на переносных ограждающих барьерах, щитах, а также на автомобилях и самоходных дорожных машинах, участвующих в работе. В темное время суток дорожные машины и оборудование должны находиться за пределами земляного полотна. В случае невозможности выполнения этого требования, дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты, с установкой барьеров на расстоянии 10-15 м от машины.
Выполнение требований по организации движения и техники безопасности в местах производства дорожных работ возлагается на инженерно-технический персонал, который непосредственно руководит производством работ (руководителя организации, главного инженера, начальника участка, прораба, мастера).
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
4. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
5. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с: ил.
Технологическая карта N 18
Устройство двойной поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий
1. Область применения
Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
Технологическая карта составлена на устройство двойной поверхностной обработки с использованием катионных битумных эмульсий при раздельном распределении вяжущего и щебня.
Следует учитывать, что более высокое качество поверхностной обработки достигается при синхронном распределении материалов машинами типа "Би-мажор". Однако их ограниченное распространение в дорожно-строительных организациях делает весьма актуальным традиционный способ устройства двойной поверхностной обработки.
Поверхностная обработка - наиболее распространенный способ повышения шероховатости дорожных покрытий. Она позволяет также восстанавливать слой износа и, тем самым, продлевать срок службы дорожного покрытия.
При двойной поверхностной обработке розлив вяжущего выполняют в два приема с распределением щебня и его уплотнением после каждого розлива.
Этот способ поверхностной обработки применяют при высокой интенсивности движения на дорогах, а также на цементобетонных покрытиях.
Вяжущее обеспечивает гидроизоляцию покрытия, приклеивание каменного материала к покрытию и соединение щебенок в единый слой.
При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий следует применять преимущественно катионные эмульсии ЭБК-1, ЭБК-2. Эмульсии должны выдерживать испытание на сцепление пленки вяжущего с щебнем по ГОСТ 18659-81 "Эмульсии битумные дорожные".
При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими.
Щебень следует применять из трудношлифуемых горных пород с преимущественно кубовидной формой зерен, отвечающих требованиям, приведенным в табл. 1. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.
Таблица 1
Горные породы | Петрографические особенности исходной горной породы | Марки по ГОСТ 8267-93 | Примечание | |
по износу | по прочности | |||
Изверженные | Кристаллические без следов выветривания | И-I | 1200 | На дорогах всех категорий |
Изверженные | Породы с кристаллической и порфировой структурой | И-II | 1000 | На дорогах II-IV категорий |
Метаморфические | Породы с кристаллической структурой без следов выветривания | И-I | 1200 | На дорогах всех категорий |
Осадочные | Породы с явно выраженной зерно-кристаллической структурой без следов выветривания | И-II | 1000 | На дорогах III, IV категорий |
Для первой россыпи применяют щебень фракций 15-20 или 20-25 мм, для второй соответственно - фракций 5-10 или 10-15 мм.
Основным требованием при выполнении поверхностной обработки является точное дозирование материалов, в соответствии с нормами расхода, установленными СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" (табл. 15).
Работы по устройству поверхностной обработки на битумных эмульсиях допускается выполнять при температуре воздуха не ниже 5°С.
При температуре воздуха ниже 20°С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55-60% и температурой 40-50°С.
При температуре воздуха выше 20°С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена на 50%.
В технологической карте принят механизированный способ выполнения работ с применением автогудронатора СД-203 и распределителя щебня WS 4100 Vario. Вместимость цистерны автогудронатора- 10000 л, бункера щебнераспределителя - 5 т.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.