2.1. До начала работ по устройству поверхностной обработки должно быть полностью завершено строительство дорожного покрытия и принято представителями технического надзора органа управления.
При устройстве поверхностной обработки в рамках ремонта автомобильной дороги необходимо предварительно выполнить заделку трещин, выбоин, исправление кромок и устранение других повреждений.
2.2. Работы по устройству двойной поверхностной обработки ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ, представленной в табл. 2.
2.3. Скорость потока (длина сменной захватки) 1000 м/смену определена из условия наиболее полного использования автогудронатора СД-203 в течение смены (рис. 1).
2.4. Работы по устройству двойной поверхностной обработки с применением битумной эмульсии следует производить по чистой увлажненной водой (из расчета 0,5 л/м2) поверхности.
Покрытие очищают от пыли и грязи за два прохода по одному следу поливомоечной машины МД-433-03. В первую очередь производят очистку самого покрытия, затем за один проход по каждой обочине пыль и мусор удаляют на откосы.
Таблица 2
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
N процессов | N захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ на захватку l=1000 м | Производительность в смену | Потребность в машино-сменах на захватку l=1000 м | Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 1350 м | ||||
Норма времени, чел.-ч. | Заработная плата, руб.-коп. | |||||||||||
на единицу измерения | на полный объем работ | на единицу измерения | на полный объем работ | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | Расчет | Очистка покрытия от пыли и грязи поливомоечной машиной МД-433-03 за 2 прохода по одному следу | км | 1 | 2 | 0,5 | 4 | 4 | 74-24 | 74-24 | ||
2 | Расчет | Поливка покрытия водой поливомоечной машиной МД-433-03 из расчета 0,5 л/м2 | т | 4,5 | 100 | 0,045 | 0,08 | 0,36 | 1-48 | 6-66 | ||
3 | Расчет | Подвозка быстрораспадающейся битумной эмульсии автогудронатором СД-203 и первый розлив вяжущего в количестве 30% от нормы, т.е. 0,8 л/м2 (при концентр битума в эмульсии 50%) | т | 7,2 | 33,3 | 0,22 | 0,48 | 3,46 | 9-31 | 67-03 | ||
4 | Расчет | Подвозка щебня фр. 15-20 мм автосамосвалами КамАЗ-55111 с выгрузкой в бункер щебнераспределителя WS 4100 Vario при дальности транспортировки 10 км | м3 | 126 | 74,7 | 1,69 | 0,11 | 13,86 | 1-99 | 250-74 | ||
5 | Расчет | Первая россыпь щебня щебнераспределителем WS 4100 Vario из расчета 70% от нормы, т.е 1,4 м3 на 100 м2 | м2 | 9000 | 31100 | 0,29 | 0,0003 | 2,7 | 0-006 | 54-00 | ||
6 | Расчет | Уплотнение слоя тяжелым катком на пневматических шинах ДУ-100 за 3 прохода по 1 следу | м2 | 9000 | 12120 | 0,74 | 0,0007 | 6,3 | 0-01 | 90-00 | ||
7 | Расчет | Подвозка быстрораспадающейся эмульсии автогудронатором СД-203 и второй розлив вяжущего из расчета 70% от нормы, т.е. 2,2 л/м2 | т | 19,8 | 41,1 | 0,48 | 0,38 | 7,52 | 7-39 | 146-32 | ||
8 | Расчет | Подвозка щебня фр. 5-10 мм автосамосвалами КамАЗ-55111 с выгрузкой в бункер щебнераспределителя WS 4100 Vario при дальности транспортировки 10 км | м3 | 54 | 74,7 | 0,72 | 0,11 | 5,94 | 1-99 | 107-46 | ||
9 | Расчет | Вторая россыпь щебня щебнераспределителем WS 4100 Vario из расчета 30% от нормы, т.е. 0,6 м3 на 100 м2 | м2 | 9000 | 34600 | 0,26 | 0,0002 | 1,8 | 0-005 | 45-00 | ||
10 | Расчет | Уплотнение слоя тяжелым катком на пневматических шинах ДУ-100 за 3 прохода по 1 следу | м2 | 9000 | 12120 | 0,74 | 0,0007 | 6,3 | 0-01 | 90-00 | ||
11 | Расчет | Уход за слоем износа и регулировка движения по ширине проезжей части в течение первых 2-3 суток при ограничении скорости автомобилей до 40 км/ч | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого: | 52,24 | 931-45 |

2.5. Розлив эмульсии и распределение щебня производят за два раза в такой последовательности:
- розлив эмульсии в количестве 30% нормы;
- россыпь 70% нормы щебня;
- розлив остального количества эмульсии (70% нормы);
- распределение оставшихся от нормы 30% щебня;
- укатка слоя двойной поверхностной обработки.
2.5.1. В зависимости от ширины покрытия, а также технических характеристик автогудронатора и распределителя щебня определяют число и ширину устраиваемых полос.
В данном конкретном случае при ширине проезжей части 7,5 м с учетом двух краевых полос по 0,75 м при общей ширине покрытия 9 м целесообразно устраивать 3 полосы по 3 м, что соответствует ширине распределения материала щебнераспределителем WS 4100 Vario.
2.5.2. Розлив битумной эмульсии выполняют автогудронатором ДС-142Б.
Расход вяжущего на 1 м2 обрабатываемой поверхности должен соответствовать нормам, установленным СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
Нормативный расход битумной эмульсии обеспечивает заполнение остаточным вяжущим межщебеночного пространства на высоту, обеспечивающую надежное сцепление с покрытием и исключающую выпотевание битума в период высоких летних температур.
2.5.3. При составлении почасовых графиков следует учитывать, что, в силу различной производительности автогудронатора и щебнераспределителя, часто имеет место недопустимо длительный интервал между операциями по распределению вяжущего и щебня.
В данном конкретном случае (рис. 1) на захватке длиной 1000 м время работы щебнераспределителя составляет 2,32 ч, автогудронатора СД-203 - 1,76 ч. Интервал между этими операциями в конце захватки составит 0,56 ч, что недопустимо, поскольку за такой промежуток времени процесс распада битумной эмульсии может завершиться полностью или частично.
Во избежание этого необходимо предусматривать остановки автогудронатора через каждые 200 м на 0,11 ч (~7 мин), которые целесообразно совмещать с вынужденными остановками для загрузки щебнераспределителя.
2.5.4. Автогудронатор устанавливают в рабочее положение в 2-3 м от границы обрабатываемого участка. Такой задел необходим, так как при наборе скорости автогудронатора, равно как и при торможении, нарушается норма распределения вяжущего.
Для обеспечения качества устраиваемого слоя этот участок подхода к границе производства работ, так же как и аналогичный, перед остановкой автогудронатора следует закрыть защитным слоем: толем, плотной бумагой.
Начальную и конечную границу участка розлива намечают сигнальными флажками, устанавливаемыми на обочине.
В конце участка розлива при прохождении первого (предупредительного) флажка готовятся к перекрытию кранов, а у второго флажка на конечной границе быстро их перекрывают и останавливают автогудронатор.
После окончания розлива защитные материалы убирают.
На участках с продольным уклоном во избежание растекания вяжущего розлив производят при движении автогудронатора на подъем.
Закончив розлив на одной полосе, автогудронатор возвращают к началу захватки и разливают вяжущее на второй, следя за тем, чтобы на стыке полос не было излишков битумной эмульсии или пропусков. Для этого по оси каждой из устраиваемых полос обозначают ориентиры для водителя.
Норма розлива контролируется автоматической системой распределения вяжущего.
2.5.5. Щебень доставляют на участок работ автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111.
Автомобиль-самосвал задним ходом въезжает на разгрузочный мостик и, выгрузив щебень в приемный бункер щебнераспределителя, отъезжает.
Щебень по конвейеру попадает в передний распределительный бункер и с помощью шнека равномерно распределяется по всей ширине бункера и через щель равномерно рассыпается по разлитому вяжущему, при этом колеса распределителя проходят по рассыпанному щебню. По окончании россыпи щебня на одной полосе участка распределитель возвращают к началу и распределяют щебень на второй полосе.
Норма россыпи щебня устанавливается в соответствии со СниП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и составляет (табл. 3):
Таблица 3
Нормы расхода материалов при устройстве двойной поверхностной обработки
Фракции щебня, мм | Расход щебня, м3/100 м2 | Расход эмульсии, л/м2, при концентрации битума, % | |
60 | 50 | ||
15-20 | Первая россыпь 1,1-1,3 | 1,5-1,8 | 1,8-2,2 |
5-10 | Вторая россыпь 0,7-1,0 | 1,3-1,5 | 1,5-1,8 |
Примечание. При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими, при использовании анионных эмульсий - преимущественно черненый щебень.
Россыпь щебня по заданной норме достигается регулированием скорости вращения шнеков, барабана, выдающего материал, и скорости передвижения распределителя на первом пробном участке россыпи за 1-2 попытки.
Вслед за распределением щебня исправляют дефектные места.
В местах, где образовались излишние скопления вяжущего (жирные пятна), скребком срезают слой щебня с эмульсией, из леек распределяют вяжущее, засыпают это место новым щебнем и распределяют его слоем в одну щебенку.
2.5.6. Прикатку щебня наиболее целесообразно выполнять катком на пневматических шинах за 4-5 проходов по одному следу с нагрузкой на колесо не менее 1,5 т и давлением в шинах 0,7-0,8 МПа. Для одноразмерного щебня достаточно двух проходов по одному следу.
Задача укатки - уложить и прижать щебень к вяжущему.
Лучшая шероховатость слоя обеспечивается прикаткой пневматическим катком, исключающим дробление или вдавливание щебня в основу.
Для предотвращения прилипания смеси в процессе укатки вальцы катков смачивают водой, смесью воды и керосина (1:1) или 1-процентным водным раствором соапстока.
2.5.7. При устройстве поверхностной обработки в рамках ремонта автомобильной дороги необходимо обеспечить бесперебойное движение транспорта.
В этом случае дорожные работы следует производить сначала на I полосе ремонтируемого участка, пропуская транспорт по II и III полосам, затем поочередно закрывают II и III полосы, организовывая движение по двум свободным (рис. 2).
2.5.8. Движение при наличии объезда закрывают на сутки, при его отсутствии - на 8 ч.