- подготовительные работы (см. 6.5.2);
- опалубочные работы (см. 6.5.3);
- арматурные работы (см. 6.5.4);
- бетонные работы (см. 6.5.5);
- уход за бетоном (см. 6.5.6);
- заключительные работы (см. 4.7).
6.5.2. Подготовительные работы.
6.5.2.1. Подготовительные работы должны выполняться согласно 4.6.
6.5.2.2. Для устройства пустотелых опор и пилонов должна быть подготовлена переставная опалубка (см. 6.1.3) или агрегат со скользящей опалубкой в соответствии с требованиями ППР и технологического регламента.
6.5.2.3. Агрегат для устройства пустотелых опор и пилонов из монолитного железобетона должен, как правило, состоять из внутренних и внешних щитов скользящей опалубки, несущей платформы, П-образной рамы с монорельсом для тельфера, нижних подвесных подмостей, верхнего рабочего настила, гидравлического уровня и насосной станции с домкратами.
Примечание – Несущая платформа представляет собой сборно-разборную жесткую балочную конструкцию из швеллеров с болтовыми соединениями и предназначена для закрепления на ней щитов опалубки, домкратов, рамы тельфера, подмостей и перил, размещения насосной установки, домкратов для подъема опалубки и арматурных заготовок.
П-образная рама тельфера представляет собой несущую конструкцию, ригелем которой служит монорельс из двутавра.
6.5.2.4. Щиты опалубки должны быть выполнены из плоских металлических конструкций, облицованных бакелизированной фанерой по ГОСТ 11539. Щиты наружной и внутренней опалубки должны быть скреплены болтовыми соединениями для образования в плане жесткой рамы, формирующей наружный и внутренний контуры опоры. Высота щитов опалубки должна быть 1,2 м.
6.5.2.5. Несущую платформу, на которой монтируют П-образную раму, необходимо собрать в соответствии с ППР на коробах опалубки, на которой крепят тельфер на монорельсе, затем установить верхний рабочий настил с перилами, насосную станцию, трубопровод и гидравлический уровень.
6.5.2.6. Нижние подвесные подмости снаружи и внутри опоры должны быть установлены в соответствии с ППР и предназначены для ухода за бетоном и контроля качества работ. Настил над средней пустотелой частью опоры предназначен для приема бетона и распределения его по сечению опоры. До начала бетонирования все проходы на подмостях следует освободить от посторонних предметов (ящиков, досок и др.).
6.5.2.7. Гидравлический уровень должен включать четыре стеклянные сообщающиеся трубки, установленные по углам опалубки. Проектное положение опалубки следует определять по уровню жидкости в стеклянных трубках.
6.5.2.8. При наличии ветра, относительной влажности менее 40 % и температуре наружного воздуха плюс 15 °С и выше, щиты опалубки следует окрашивать в белый цвет, а бетон ниже щитов закрывать влагозащитным материалом по ГОСТ 10354.
6.5.3. Опалубочные работы.
6.5.3.1. Опоры и пилоны высотой до 24 м следует сооружать в переставной опалубке, выше 24 м – в скользящей опалубке.
Примечание – Допускается использование переставной опалубки для опор и пилонов
высотой более 24 м.
6.5.3.2. Процесс устройства опор и пилонов в скользящей опалубке должен соответствовать ППР и технологическому регламенту и включать:
одновременный подъем скользящей опалубки (внутренней и внешней) при бетонировании опоры (см. 6.5.3.4);
6.5.3.3. Агрегат следует собирать на цокольной части опоры при помощи автокрана. При монтаже опалубки сначала необходимо собирать внутренний короб из четырех щитов, затем наружный короб, скрепляя щиты болтами.
6.5.3.4. Одновременный подъем скользящей опалубки следует осуществлять с опиранием ее через домкраты на домкратные стержни, расположенные по контуру сечения опоры. Домкратные стержни длиной по 2 м следует наращивать по мере подъема опалубки, стыкуя муфтами на внутренней резьбе.
6.5.4. Арматурные работы.
6.5.4.1. Арматурные работы (см. 6.1.4).
6.5.4.2. Арматурный каркас следует наращивать в процессе бетонирования опоры. Стержни вертикальной арматуры длиной от 3,0 до 3,5 м следует стыковать сначала с арматурными выпусками цокольной части, а затем наращивать по мере бетонирования.
6.5.4.3. В процессе арматурных работ следует устраивать температурные скважины, изготавливаемые из металлических или пластмассовых труб диаметром не менее 25 мм, количество местоположения и глубина которых определяется технологическим регламентом. На период укладки бетонной смеси устье скважин следует загерметизировать пробками из геотекстиля или деревянными пробками. Арматурный каркас следует устраивать на высоту не более двух захваток.
6.5.5. Бетонные работы.
6.5.5.1. Бетонные работы в скользящей опалубке (см. 6.1.5).
6.5.5.2. Скользящую опалубку следует заполнять бетонной смесью по всей площади опоры или пилона слоями: сначала двумя слоями толщиной от 30 до 40 см, а далее по 40 см, причем каждый последующий слой следует укладывать до начала схватывания предыдущего.
6.5.5.3. Скользящую опалубку требуется заполнять бетонной смесью со скоростью до 7 см/ч на высоту 110 см. Первый подъем скользящей опалубки на длину хода поршня домкрата следует производить через 2,5 – 3,0 часа после начала бетонирования. В дальнейшем скорость подъема скользящей опалубки принимается в зависимости от температуры воздуха и времени выдержки бетона в опалубке в соответствии с требованиями технологического регламента.
6.5.5.4. Для уплотнения бетонной смеси следует применять глубинные вибраторы с гибким валом.
6.5.6. Уход за бетоном.
6.5.6.1. Работы по уходу за бетоном в скользящей опалубке (см. 6.1.6).
6.5.6.2. При уходе за бетоном при использовании скользящей опалубки следует соблюдать требования технологического регламента в части, в которой учитываются:
- скорость передвижения скользящей опалубки с внутренней и внешней стороны пилона;
- погодные условия;
- динамика изменения температуры твердеющего бетона;
- продолжительность установки арматуры вышерасположенной захватки;
- особенности укладываемой бетонной смеси (по удобоукладываемости, началу схватывания, скорости набора прочности при твердении).
6.5.6.3. Для защиты бетона при наборе прочности в солнечную погоду внизу скользящей опалубки следует подвешивать солнцезащитный фартук из геотекстиля.
6.5.6.4. После каждого перемещения скользящей опалубки необходимо с нижних подвесных подмостей (см. 6.5.2.7) осматривать качество поверхности бетона на отсутствие трещин, раковин и пор. При обнаружении дефектов их следует затирать цементно-песчаным раствором.
7. Устройство сборных опор
7.1. Общие требования по устройству сборных опор
7.1.1. Технологические операции при устройстве сборных опор включают:
- подготовительные работы (см. 7.2);
- монтажные работы (см. 7.3);
- арматурные работы (см. 7.4);
- опалубочные работы (см. 7.5);
- работы по омоноличиванию стыков (см. 7.6);
- уход за бетоном (см. 6.1.6);
- заключительные работы (см. 4.7).
Примечание – К сборным опорам мостов следует относить опоры, состоящие на 90 % – 95 % по объему из сборных железобетонных элементов заводского изготовления. Различают следующие виды сборных опор мостов: безростверковые свайные, столбчатые, опоры-стенки и сваиоболочки.
Сборные опоры мостов состоят из вертикальных элементов, объединенных поверху железобетонной насадкой. В устоях на насадку устанавливают шкафные стенки и открылки.
7.2. Подготовительные работы
7.2.1. Подготовительные работы при устройстве сборных опор (см. 4.6).
7.2.2. Блоки должны быть доставлены к каждой опоре комплектом.
7.2.3. Блоки должны быть очищены от загрязнений и льда, а арматурные выпуски, при необходимости, выправлены.
Способы выправки погнутых арматурных выпусков должны исключать их излом (или появление трещин) и нарушение бетона защитного слоя.
7.2.4. Подготовленные для монтажа блоки следует разместить с учетом очередности установки на опоре.
7.2.5. Вспомогательные металлические конструкции, если они предусмотрены ППР для временного крепления блоков в проектном положении, должны быть доставлены к месту монтажа и установлены в соответствии с ППР.
7.2.7. Перед монтажом сборных конструкций должна быть произведена инструментальная разметка положения в плане опор, фундаментов и вспомогательных металлических конструкций для монтажа. Результаты разметки должны быть зафиксированы в соответствующих актах, рекомендуемые формы которых приведены в пособии (приложения 7 – 9, 12) [1].
7.2.8. Для герметизации швов должно быть подготовлено в соответствии с ППР достаточное количество полиэтиленовых шнуров (см. 5.3.3).