Распоряжение от 17.05.2006 N 182-Р "Об утверждении методического пособия по планированию и организации проведения командно-штабных учений (тренировок) в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России" стр. 2

На штаб руководства (группу управления) возлагаются обязанности: разработка в соответствии с замыслом руководителя учебно-методических документов; организация подготовки посредников; контроль за подготовкой всех участников, учебно-материальной базы, пунктов управления, рабочих мест обучаемых, средств связи и оповещения. Штаб руководства создается в минимально необходимом составе, обеспечивающем надлежащую организацию и качественное проведение учения. В таможенных органах с небольшой штатной численностью вместо штаба руководства может создаваться группа управления, состоящая из двух-трех человек.
Посредники назначаются при комиссии по чрезвычайным ситуациям, эвакокомиссиях, формированиях и подразделениях, которые привлекаются к участию в учении. Они подчиняются руководителю и отвечают за обеспечение своевременного выполнения всеми участниками поставленных задач (для достижения целей). В подготовительный период изучают план проведения учения, свои обязанности, порядок работы с обучаемыми, разрабатывают частные планы.
Подготовка учений и тренировок включает:
уяснение исходных данных для разработки;
разработку и утверждение документов;
подготовку руководства, посреднического аппарата, исследовательских групп и участников;
подготовку обучаемых органов управления и нештатных аварийно-спасательных формирований;
подготовку мест проведения (пунктов управления);
организацию материального, технического и других видов обеспечения.

2. Разработка документов

При подготовке и планировании учений и тренировок в таможенном органе разрабатываются следующие документы:
приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки) (Приложение N 1);
схема организации руководства учением (тренировкой) (Приложение N 2);
календарный план подготовки командно-штабного учения (тренировки) (Приложение N 3);
замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной запиской (Приложение N 4);
задание на командно-штабное учение (тренировку) (Приложение N 5);
план проведения командно-штабного учения (тренировки) (Приложение N 6);
инструкция по мерам безопасности при проведении комплексного учения (тренировки) (Приложение N 7).
Организационные указания по подготовке к КШУ, как правило, разрабатываются в форме приказа и доводятся до исполнителей заблаговременно.
В приказе устанавливаются: сроки проведения, состав руководства и участников учения; задачи по подготовке, включая порядок и сроки оборудования рабочих мест, обеспечение транспортом, ответственные лица за создание натурных участков, если такие предусмотрены планом, силы и средства, выделяемые для этих целей, срок окончания работ; меры по доукомплектованию КЧС и ПБ, служб, эвакоорганов и других структур, обеспечению средствами защиты, связи, специальной техникой. Приказ подписывает руководитель таможенного органа.
В качестве приложения к приказу (или самостоятельного документа) разрабатывается схема организации руководства учением. На ней графически должны быть представлены руководство и все органы управления, структурные подразделения, привлекаемые службы, формирования и другие участники учения.
Календарный план подготовки командно-штабного учения разрабатывается для обеспечения организованной работы руководства и своевременного проведения всех подготовительных мероприятий. В плане указываются мероприятия, которые должны быть проведены при подготовке учения, сроки выполнения каждого мероприятия и лица, ответственные за их выполнение.
Замысел учения является одним из важнейших документов, разрабатываемых штабом руководства. На основе замысла готовятся все остальные документы учения.
Он разрабатывается на карте (плане, схеме) с текстуальной пояснительной запиской, справочными таблицами и необходимыми расчетами.
В замысле отражается решение руководителя на каждом этапе проведения учения, создаваемая обстановка, а также способы, силы и средства руководителя, предусматриваемые для достижения поставленных целей учения. При разработке замысла учения руководствуются задачами, изложенными в организационно-методических указаниях по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем РСЧС на текущий год, плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС таможенного органа. Замысел обычно оформляется на карте или схеме.
В замысле, оформленном графически на карте (плане, схеме), отражаются:
тема, учебные цели, время проведения учения, состав участников (привлекаемые органы управления, силы и средства);
исходная обстановка - пункты управления, районы (места) дислокации (размещения) сил и средств РСЧС и ГО (в зависимости от темы проведения учения), зоны разрушений, маршруты эвакуации, приемные эвакопункты, пункты временного размещения, зоны возможного катастрофического затопления, радиационная, химическая и биологическая обстановка вследствие аварий на потенциально опасных объектах и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов;
этапы - их наименование, продолжительность, основные учебные вопросы и время для их отработки;
районы, участки розыгрыша этапов учения (при необходимости указываются места проведения тактико-специальных учений, проводимых в рамках командно-штабного учения);
нормы расхода моторесурсов и имитационных средств (если планируется проведение практических мероприятий).
Данные обстановки, которые не могут быть отражены графически, показываются в таблицах. В табличной форме представляются сведения: о метеоусловиях, численности должностных лиц таможенного органа и их обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно-восстановительных, аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), возможностях формирований таможенного органа и другие данные.
После разработки проекта замысла начальник штаба руководства учения согласовывает его с территориальным органом управления ГОЧС и не позднее 30 суток до начала учения утверждает у руководителя учения.
В пояснительной записке к замыслу учения обычно указываются: состав участников учения и их задачи; общий характер исходной обстановки, обстановка, создаваемая на последующих этапах; порядок проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени); частная обстановка по наиболее важным этапам учения, учебные вопросы и порядок их отработки, практические мероприятия, организация руководства учением, время, место и порядок проведения разбора.
Исходным документом для обучаемых, предназначенным для ввода их в обстановку к началу учения и проведению подготовительных мероприятий, является задание на командно-штабное учение.
Задание обучаемым должно содержать разделы: общей и частной обстановки, справочные данные и конкретные указания обучаемым, к чему быть готовым при отработке задач на каждом этапе учения. Задание является исходным документом для непосредственной подготовки к учению обучаемых, руководящего состава, органов управления ГОЧС, сил РСЧС и ГО.
В разделе "Общая обстановка" излагаются: характеристика территории района расположения таможенного органа, природно-климатические и метеоусловия, время дня (ночи) и особенности потенциальных источников возникновения ЧС, оценка социально-экономической ситуации, масштабов и последствий ЧС.
В разделе "Частная обстановка" указывается состояние органов управления, сил и средств РСЧС или ГО в зависимости от темы проведения учения, обстановка в таможенном органе, другие сведения, побуждающие обучаемых к действиям на учениях.
В разделе "Справочные данные" сообщаются сведения, необходимые для обоснования принимаемых решений и уточнения планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе по укомплектованности и оснащенности органов управления и сил данным системы оповещения, сигналам управления, взаимодействия, позывные должностных лиц для связи, о состоянии коммуникаций, метеоусловиях и других сведениях, необходимых для ориентировки обучаемых и принятия решения.
В разделе "Исполнить" даются указания участникам учения, что следует изучить и оценить по обстановке, что следует исполнить и к чему быть готовым в ходе отработки учебных вопросов. Задание по исходной обстановке обычно вручается обучаемым заблаговременно. К заданию может прилагаться карта или схема исходной обстановки.
План проведения командно-штабного учения в таможенном органе является основным документом, разрабатываемым для подготовки и проведения учения.
В плане в краткой форме отражаются: замысел руководства по этапам и общая последовательность проведения учения, указывается тема и цели учения, состав участников, время и место его проведения, этапы, их продолжительность и учебные вопросы, отражается содержание вводных, работа руководителя учения, заместителя (помощников) и посредников на этапах, ожидаемые действия обучаемых, в том числе по выполнению практических мероприятий, время начала и окончания учения, время и место проведения общего и частных разборов.
Степень детализации плана проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня профессиональной подготовки личного состава, штаба руководства и посредников.
План проведения учения (замысел) служит основой для разработки частных планов работы заместителей и помощников руководителя, посредников, а также и других документов учения.
Для эффективного руководства обучением может разрабатываться личный план работы руководителя и частные планы работы заместителей.
В личном плане руководителя учения обычно указываются: время и места его работы по этапам учения, состав проводимых мероприятий, привлекаемые участники учения, контролируемые должностные лица и время их заслушивания в ходе учения, указываются места и время проведения практических мероприятий, вопросы оказания помощи обучаемым и др.
Частные планы работы заместителей руководителя учения и посредников разрабатываются на основе плана проведения учения.
В частных планах обычно указываются: тема, общие и частные учебные цели учения для соответствующих категорий обучаемых, состав участников учения, этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени, учебные вопросы и время на их отработку, содержание вводных, работа обучаемых, работа заместителя (помощника) руководителя, посредника, порядок наращивания обстановки (время и способы вручения вводных), сигналы управления, необходимые справочные данные (расчеты), сроки представления докладов руководителю учения, время окончания учения, проведения общего и частных разборов учения.
Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем учения.
План наращивания обстановки разрабатывается посредниками и группой розыгрыша учения на основе плана (замысла) проведения учения и содержит: названия этапов, время их проведения (оперативное и астрономическое), учебные вопросы на этапах, содержание изменений оперативной обстановки; решение вышестоящей инстанции по обстановке; способ доведения изменений обстановки, время и должность лица, которому они должны доводиться.