В ходе учения по решению руководителя КШУ в план могут вноситься изменения, побуждающие обучаемых корректировать намеченные действия в направлении, требуемом руководителю.
Основными способами наращивания обстановки являются: доведение до органов управления и сил установленных сигналов управления и взаимодействия; личное вручение новых данных обстановки и распоряжений вышестоящих инстанций. Наращивание обстановки в ходе учений должно производиться таким образом, чтобы побуждать обучаемых своевременно реагировать на ее изменения и принимать все меры для успешного выполнения своих функциональных обязанностей в сложившихся условиях обстановки.
Для наращивания обстановки могут использоваться технические средства связи и непосредственное общение обучаемых с посредниками.
Решения обучаемых и результаты действий сил по обстановке немедленно докладываются руководителю учения и в группу розыгрыша. Руководство учением (посреднический аппарат) оценивают их с тем, чтобы определить, какие необходимо внести дополнения в ранее разработанный план наращивания обстановки.
Обстановка должна наращиваться непрерывно, в реальном масштабе времени. Наиболее существенные изменения обстановки доводятся в форме оперативных скачков при переходе от одного этапа обучения к другому. При создании новой оперативной обстановки обучаемым должны сообщаться произошедшие изменения обстановки и в состоянии сил. При этом должна соблюдаться определенная логически обоснованная преемственность этапов учения.
Заместители руководителя учения в ходе наращивания обстановки осуществляют контроль за действиями обучаемых, оценивают качество и эффективность практических действий, представляют донесения в штаб руководства, оказывают помощь обучаемым в исполнении функциональных обязанностей и готовят материалы оценки действий обучаемых в разбор учения. Представляемые донесения должны быть краткими по форме и содержать конкретный материал с фактами и числовыми показателями эффективности принимаемых по обстановке решений, слаженности действий и подготовленности должностных лиц к действиям в чрезвычайных ситуациях.
3. Подготовка руководства и посредников
Подготовка заместителя, помощников, штаба руководства учением, а также посредников осуществляется по заранее разработанному плану.
Целью подготовки является обеспечение глубокого изучения директивных и нормативных документов, оценка реального состояния дел по вопросам выполнения мероприятий ГО, защиты должностных лиц таможенного органа от ЧС, обеспечение единства взглядов и понимание замысла, целей, задач учения и способов их достижения, уточнение порядка выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения, а также совершенствование методики обучения.
Руководство и посредники могут готовиться как самостоятельно, так и на специально проводимых инструктажах и занятиях.
В ходе самостоятельной подготовки изучается законодательная и нормативно-методическая база Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, где расположен таможенный орган, в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, приказы, директивы МЧС России, документы органов исполнительной власти, руководства на местах, пособия, материалы разборов предыдущих командно-штабных учений.
В этот же период для руководства могут быть прочитаны лекции, с ним проводятся семинары, групповые упражнения и летучки, проводится просмотр учебных кинофильмов, связанных с предстоящим учением. На занятия могут привлекаться руководство и специалисты территориальных органов ГОЧС.
До начала учения в ходе его подготовки на инструктивных и методических занятиях с докладами могут выступать руководитель учения, его заместители, начальник штаба руководства и другие должностные лица.
В ходе занятий с аппаратом руководства изучаются особенности предстоящего учения, состояние вопросов ГО, организации предупреждения и ликвидации ЧС, а также доводятся указания руководителя о том, на что обратить особое внимание при отработке каждого из учебных вопросов на этапах учения.
Начальник штаба руководства учения обычно докладывает основные положения замысла, задачи штаба руководства и посредников, порядок представления докладов и донесений в штаб руководства, структуру органов и организацию управления на учении, организацию связи и сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Руководитель учения на заключительном этапе подготовки может проверить готовность заместителей, помощников, штаба руководства и посредников к учению, дать указание по методике их работы, проинструктировать о порядке отработки наиболее важных учебных вопросов, обращая особое внимание на выполнение обучаемыми практических мероприятий и строгое соблюдение мер безопасности.
После проведения методических занятий и инструктажа руководитель учения уточняет отдельные положения плана проведения учения, определяет сроки доработки частных планов заместителей руководителя учений и посредников, других планирующих документов, устанавливает порядок их представления для утверждения.
Особое внимание на занятиях руководитель учения уделяет организации проведения практических мероприятий, поскольку действия сил и органов управления по выполнению мероприятий ГО и планов действий по ликвидации последствий ЧС должны осуществляться на фоне имитации и обозначения техногенных аварий (на коммунальных энергетических сетях, очагах химического заражения, гидродинамического воздействия или радиационного загрязнения местности и оборудования).
4. Подготовка участников учений
Подготовка участников учения представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечить успешное достижение целей учения. Она осуществляется заблаговременно на плановых занятиях в течение всего учебного года, а также на дополнительных занятиях, сборах и тренировках, проводимых в период непосредственной подготовки к учению.
Подготовка участников учения призвана обеспечить достижение целей учения, глубокую и качественную отработку всех намеченных учебных вопросов, связанных с выполнением функциональных обязанностей по планам гражданской обороны, и действий по предупреждению и ликвидации ЧС природно-техногенного характера.
5. Подготовка пунктов управления, системы связи и оповещения
Для успешного проведения учения необходимо организовать эффективное управление силами и средствами, привлекаемыми на учение. В этом плане важное значение имеет подготовка пунктов управления и организация работы на них должностных лиц органов управления.
Для проведения учений в соответствии с замыслом используются, как правило, действующие пункты управления, системы связи и оповещения таможенного органа. При подготовке пунктов управления к проведению учений уточняется порядок работы должностных лиц, передача управления и перемещение пунктов управления (если это планируется), распределение аппарата руководства и обучаемых по пунктам управления, организация связи (уточняются схемы связи, позывные должностных лиц, сигналы управления, взаимодействия и оповещения), режимы работы и состав дежурных смен на пункте управления, организация всех видов обеспечения.
Подготовка пунктов управления к проведению учения заключается в принятии мер по их дооборудованию оргтехникой, средствами связи, транспортом, организации тылового и других видов обеспечения.
Подготовка к учению системы связи и оповещения проводится с целью обеспечения своевременного доведения до участников учения, руководящего состава и органов управления соответствующих сигналов и распоряжений, обмена информацией между участниками учения, непрерывного управления силами предупреждения и ликвидации ЧС таможенного органа. В ходе подготовки уточняется состав, возможности и порядок использования имеющихся средств оповещения и связи, уточняется документация по связи пункта управления, позывные для связи и порядок размещения должностных лиц на пункте управления, сигналы оповещения.
6. Материальное и техническое обеспечение учений
Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учения заключается:
в обеспечении участников учения необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами;
в оборудовании рабочих мест (помещений) для руководства, штаба руководства и обучаемых необходимой мебелью, электроосвещением и т.п.;
в подготовке резервной системы освещения, связи и оповещения;
в обеспечении участников учения принадлежностями для работы, а также организации их питания и отдыха;
в техническом обслуживании автотранспорта и другой техники, привлекаемой на учение.
Материальное и техническое обеспечение учения по указанию руководителя осуществляют должностные лица соответствующих служб, предназначенных для этих целей. Состав и порядок выполнения мероприятия материального и технического обеспечения определяются в приказе о подготовке и проведении учения.
7. Контроль за ходом подготовки учений
Для последовательного наращивания готовности участников к учениям, оказания им необходимой помощи осуществляется постоянный контроль за ходом подготовки учений. Контроль осуществляется: проверкой выполнения указаний руководителя по срокам подготовки учения, оценкой полноты и качества разрабатываемых планирующих документов, наблюдением за ходом подготовки к выполнению практических мероприятий, предусмотренных календарным планом разработки учения.
Контроль за ходом подготовки к учению осуществляет руководитель учения лично, через своих заместителей (помощников) и штаб руководства в соответствии с календарным планом подготовки учения, что позволяет более полно и всесторонне оценить готовность привлекаемых органов управления и формирований ГО к выполнению задач по предназначению.
При проверке готовности к проведению учения руководитель оценивает: готовность руководства и его аппарата (штаба руководства, посредников), средств имитации, учебно-материальной базы, системы управления и оповещения, а также формирований сил, привлекаемых на учения.
8. Методика проведения учений
а) Общие положения
По завершении планирования в подготовке учения наступает наиболее сложный и ответственный период в работе руководителя, его заместителей, штаба руководства, посредников и обучаемых - период непосредственного проведения учений и отработки задач, предусматриваемых планами гражданской обороны, и действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основными методами работы руководителя, заместителей и посредников в ходе учения являются:
личное общение, наблюдение и оценка стиля и методов работы обучаемых при исполнении функциональных обязанностей в ходе КШУ;
заслушивание кратких докладов обучаемых;
изучение отработанных документов;
анализ и оценка качества и своевременности выполняемых на учении практических мероприятий;
контроль и оказание помощи обучаемым в ходе КШУ при исполнении функциональных обязанностей, своевременное информирование обучаемых о положительных результатах и недостатках в работе.
При оценке методов работы обучаемых обращается внимание на слаженность при организации работы на пунктах управления, оценке обстановки, принятии и объявлении решений и отдаче распоряжений подчиненным.
При изучении отработанных документов анализируется и оценивается своевременность представления, наглядность, культура и полнота исполнения, соответствие требованиям нормативных документов и обстановке.
Выполнение практических мероприятий на учении оценивается адекватностью действий обучаемых созданной руководителем оперативной обстановке и своевременностью выполнения этих действий.