В соответствии с Приказом ФТС России от 30.12.2005 N 1272 "Об утверждении плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, на 2006 год" обязываю:
1. Утвердить прилагаемое методическое пособие по планированию и организации проведения командно-штабных учений (тренировок) в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - методическое пособие).
2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен, руководителям учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при проведении командно-штабных учений (тренировок) руководствоваться настоящим методическим пособием.
Первый заместитель
Руководителя,
генерал-полковник
таможенной службы
В.А.ШАМАХОВ
Приложение
к распоряжению ФТС России
от 17 мая 2006 г. N 182-р
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ
УЧЕНИЙ (ТРЕНИРОВОК) В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Установлены периодичность и порядок проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и тренировок. Так, на предприятиях, в учреждениях и организациях командно-штабные учения продолжительностью до одних суток и штабные тренировки продолжительностью до восьми часов проводятся один раз в год.
Командно-штабные учения (тренировки) (далее - КШУ; КШТ) - это форма подготовки руководящего состава органов управления таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), к решению задач военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На учениях и тренировках отрабатываются: способы управления силами и средствами и их всестороннее обеспечение при организации и проведении мероприятий гражданской обороны (далее - ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); порядок действий по сигналам оповещения; организация и проведение мероприятий по защите должностных лиц и работников таможенных органов (далее - должностные лица) от оружия массового поражения; повышение устойчивости функционирования таможенных органов в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; способы ликвидации последствий нападения противника.
Целями учений и тренировок являются: подготовка таможенных органов к выполнению задач по предназначению в условиях возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при нападении противника; совершенствование практических навыков обучаемых и достижение согласованности руководящего состава и органов управления; проверка реальности планов ГО таможенных органов; улучшение системы управления, оповещения и связи.
Сущность обучения на фоне проведения КШУ заключается в действиях его участников при исполнении возложенных на них обязанностей (в соответствии с занимаемыми должностями) по выполнению мероприятий, предусмотренных планом ГО и планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Действия отрабатываются на фоне разнообразной динамичной обстановки, которая может сложиться на территории таможенного органа, вблизи него, а также при авариях на потенциально опасных объектах, если поражающие факторы будут воздействовать на деятельность таможенного органа.
Организация, планирование и проведение командно-штабных учений и тренировок организуются в соответствии с годовыми планами основных мероприятий ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц в ходе комплексных проверок таможенных органов вышестоящими организациями.
Одним из главных требований к подготовке и проведению учений является всесторонний учет характера возможных ЧС природного, техногенного и военного характера и практического опыта их предупреждения и ликвидации.
Организация обучения на КШУ осуществляется по принципу - старший руководитель обучает своих подчиненных. Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению отработанных в ходе учений мероприятий по повышению эффективности системы предупреждения и ликвидации ЧС.
При подготовке и проведении учений и тренировок особое внимание уделяется отработке его участниками обязанностей и задач, которые им придется решать в ЧС.
Учения и тренировки должны способствовать повышению готовности и уровня профессиональной подготовки руководящего состава, органов управления ГОЧС и сил к решению внезапно возникающих задач по ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Методическое пособие разработано применительно для таможенных органов, продолжающих работу в категорированных городах в военное время и переносящих свою деятельность в загородную зону с учетом специфики их деятельности, а также для таможенных органов, прекращающих свою деятельность или переносящих ее в безопасную зону.
1. Организация руководства, подготовка учений и тренировок
Для подготовки и проведения учений и тренировок в таможенном органе создается руководство и посреднический аппарат. Их состав определяется руководителем учения исходя из его темы, целей и отрабатываемых учебных задач.
В состав руководства учением входят руководитель учения, его помощники и штаб руководства во главе с начальником штаба.
Руководитель учения обеспечивает своевременную подготовку, определяет исходные данные для проведения учения и его общий замысел.
Исходными данными являются: тема, учебные цели, этапы учения и их учебные вопросы (для каждого из обучаемых звеньев); состав обучаемых руководителей и органов управления; количество и состав привлекаемых подразделений и нештатных формирований; продолжительность, время и место проведения.
Тема учения, если она не определена организационными указаниями о подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, может определяться руководителем учения. Она должна предусматривать отработку вопросов, связанных с функционированием таможенного органа при угрозе и возникновении ЧС или вследствие воздействия внешних источников опасности (воздействия стихийных бедствий, катастроф), расположенных за пределами территории таможенного органа. Например: "Обеспечение защиты должностных лиц и устойчивого функционирования таможенного органа в условиях возникновения ЧС (указывается характер ЧС) и при ликвидации ее последствий".
Формулировка темы может требовать от руководителя учения обучения должностных лиц таможенного органа способам ликвидации ЧС как по всем возможным видам, так и только наиболее вероятным из них. Например: "Организация функционирования таможенного органа в условиях нарушения электроснабжения (водоснабжения, подачи топлива, ГСМ и т.п.)".
Примером общих целей учения могут служить следующие формулировки:
совершенствование навыков руководящего состава и специалистов структурных подразделений, членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности таможенного органа (далее - КЧС и ПБ) в управлении проведением мероприятий по защите должностных лиц и обеспечению устойчивого функционирования таможенного органа в ЧС;
проверить готовность руководства таможенного органа, КЧС и ПБ, структурного подразделения по охране труда и гражданской обороны к действиям в ЧС;
оценить полноту и реальность плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
оценить эффективность проведенных и намеченных к выполнению мероприятий по защите должностных лиц и повышению устойчивости функционирования таможенного органа в ЧС;
дать практику участникам учения в анализе обстановки, оценке последствий ЧС для должностных лиц и таможенного органа в принятии решений по обеспечению продолжения таможенного дела в условиях сложившейся обстановки.
Замысел КШУ включает: графическую часть замысла на карте (плане), этапы учения, необходимые расчеты и таблицы.
В графической части замысла отражаются: исходная обстановка, задача и решение вышестоящего таможенного органа по исходной обстановке; задачи обучаемых без раскрытия их решения; обстановка, создаваемая для каждого этапа; наименование этапов и их продолжительность; учебные вопросы и время на их отработку; мероприятия, проводимые руководителем учения.
КШУ проводятся, как правило, в несколько этапов.
Этап учения представляет временной отрезок, характеризующийся сложившейся на этот период обстановкой, в условиях которой отрабатывается группа логически взаимосвязанных учебных вопросов темы.
Количество этапов, их содержание и продолжительность зависят от темы, целей учения и его продолжительности. Обычно при проведении учений по гражданской обороне (предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) предусматривается два-три этапа.
Так, например, при отработке темы "Организация проведения мероприятий по ликвидации последствий катастроф, а также обеспечению устойчивости функционирования таможенного органа при угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе" могут быть предложены следующие три этапа проведения учения:
1 этап - "Организация проведения мероприятий по обеспечению защиты персонала и устойчивости функционирования таможенного органа при угрозе и возникновении ЧС".
2 этап - "Оценка последствий ЧС для таможенного органа. Проведение мероприятий по обеспечению защиты жизнедеятельности должностных лиц и устойчивого функционирования таможенного органа в условиях ЧС".
3 этап - "Проведение работ по ликвидации последствий аварий и предупреждению других ЧС в таможенном органе, а также в городе. Обеспечение таможенного дела в условиях сложившейся обстановки".