Распоряжение от 17.05.2006 N 182-Р "Об утверждении методического пособия по планированию и организации проведения командно-штабных учений (тренировок) в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России" стр. 4

Накопленный в ходе учений опыт должен использоваться в исследовательских целях, а также для корректировки планов ГО и действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Розыгрыш этапов учения осуществляется на основе сопоставления замысла руководителя учения для соответствующих этапов плана проведения с решениями, принимаемыми обучаемыми (отдаваемыми по обстановке распоряжениями).
Штаб руководства оценивает эти решения и распоряжения и готовит руководителю предложения по возможному розыгрышу действий сил и дальнейшему продолжению отработки учебных вопросов, предусматриваемых на этапе.
Обстановка на учении наращивается таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменения, принимать новые или уточнять ранее принятые решения. Достоверность обстановки подкрепляется проведением практических мероприятий и имитацией. Результаты практических мероприятий анализируются и оцениваются в ходе их выполнения.
Информация об обстановке может наращиваться независимо от времени суток в реальном масштабе времени, например методом "час за час", или доводиться обучаемым отдельными независимыми информационными блоками, разделенными значительными временными интервалами "оперативными скачками".
Для реагирования на изменения обстановки после оперативного скачка обучаемым должно быть предоставлено время, достаточное для уяснения новых задач, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач и организации их выполнения.
В необходимых случаях руководитель учения может лично поставить обучаемым новые задачи (или скорректировать прежние) с целью приведения деятельности органов управления и действий сил обучаемых в соответствие с намеченным замыслом проведения учения на этапе.
Наращивание обстановки может осуществляться посредниками личным вручением вводных обучаемым или передачей им установленных ранее сигналов (распоряжений) по техническим средствам.
Руководитель, заместители, помощники и посредники в ходе розыгрыша должны находиться в местах решения наиболее важных задач обучения, осуществляя постоянный контроль и оценку действий обучаемых.
Сочетание разнообразных форм и методов руководства в ходе проведения учений, учет подготовленности обучаемых и особенностей решаемых на каждом этапе задач служат гарантией глубокой и всесторонней отработки учебных вопросов, этапов и целей учения в целом, позволяет оценить состояние дел в каждом звене обучаемых и наметить мероприятия, направленные на совершенствование планов гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

б) Отработка учебных вопросов по этапам учения

В целях более глубокой отработки поставленных задач обучения и сосредоточения усилий обучаемых на решении главных вопросов руководитель учения организует последовательную (поэтапную) отработку учебных вопросов обучаемыми.
На первом этапе учения обычно отрабатываются вопросы наращивания готовности органов управления ГОЧС и нештатных формирований последовательным переводом их в более высокие степени готовности. Аппарат руководства учения при этом должен контролировать время доведения сигналов оповещения (распоряжений) до обучаемых; сроки сбора руководящего состава органов управления ГОЧС, формирований таможенного органа, а также время организации работы эвакоорганов и пунктов управления и готовности сотрудников органов управления ГОЧС к получению задачи.
Особое внимание уделяется: срокам развертывания пунктов управления, системы оповещения и связи; организации и проведению практических мероприятий по защите персонала таможенного органа; мероприятиям по повышению устойчивости работы таможенного органа в условиях ЧС; приведению в готовность формирований, предназначенных для ликвидации ЧС.
При проверке планов защиты должностных лиц таможенного органа руководство и посредники контролируют и оценивают соответствие емкости средств коллективной защиты (защитных сооружений) фактической численности наибольшей работающей смены, обеспеченность должностных лиц и членов семей средствами индивидуальной и медицинской защиты, планов эвакуации требуемому числу эвакуируемых, а также оценивают соответствие возможностей приводимых в готовность сил возлагаемым на них задачам.
С формированиями, привлекаемыми на учение, могут отрабатываться вопросы: наращивания готовности к действиям по предназначению в условиях предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного характера; обеспечения физической безопасности и защиты личного состава формирований от поражающих воздействий разрушений, пожаров, затоплений, химического заражения, радиационного загрязнения; умение проводить работы по спасению людей и ликвидации источников вторичного поражения.
Работа обучаемых направляется руководством учения и посредническим аппаратом таким образом, чтобы в результате отработки учебных вопросов первого этапа были уточнены:
мероприятия планов ГО и действий по предупреждению и ликвидации ЧС, по приведению в готовность органов управления и сил по защите персонала;
мероприятия планов по повышению устойчивости таможенного органа, намечаемые для предотвращения ЧС в военное время и в случае предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
организованное проведение эвакомероприятий.
На втором этапе учения обычно отрабатывают вопросы применения и управления силами и средствами в ходе локализации и ликвидации ЧС.
Отработка учебных вопросов второго этапа начинается с момента вручения вводной, содержащей информацию об обстановке (времени, месте, масштабах аварии и возможных последствиях), решениях вышестоящих инстанций по обстановке.
Основное внимание обращается на выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования таможенного органа, слаженности работы органов управления ГОЧС, подсистемы РСЧС и сил ГО таможенного органа при ведении всех видов разведки, эвакуации персонала, ведении АСДНР.
При отработке задач материального обеспечения обращается внимание на организацию действий обучаемых по решению задач обеспечения формирований, привлекаемых для ведения АСДНР.
Аппарат руководства и посредники направляют работу и оказывают помощь обучаемым в своевременном принятии решений, отдаче распоряжений по устранению нарушений систем жизнеобеспечения таможенного органа (энерго-, тепло-, водоснабжения, коммуникаций), проведению эвакуации персонала и ведению АСДНР в очагах поражения.
В ходе отработки учебных вопросов руководитель учения, штаб и посредники заслушивают доклады должностных лиц, анализируют и оценивают их, изучают разработанные документы, готовят предложения в разбор учения.
Аналогично организуется работа руководства и на последующих этапах учения.

в) Подготовка и проведение разбора

Разбор учения подводит итоги и играет важную учебно-воспитательную роль в процессе обучения.
Цель разбора состоит в том, чтобы на основе требований нормативных и других руководящих документов, а также всестороннего анализа результатов работы и действий обучаемых подвести итоги учения, определить степень достижения поставленных учебных и исследовательских целей, выявить недостатки планов и профессиональной подготовки, наметить пути их устранения и повысить готовность ГО к выполнению возложенных задач.
Сбор материалов разбора осуществляется штабом руководства заблаговременно и продолжается в ходе учения по результатам действий обучаемых на каждом из этапов. По окончании каждого этапа учения заместители руководителя учения и посредники передают в штаб руководства (по заранее разработанной форме) материалы в разбор. Обычно подготовку проекта разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.
До начала учения подготавливается общая часть разбора, излагающая тему, общие цели, этапы, учебные вопросы, раскрывается общая и частная обстановка, создаваемая на этапах для отработки учебных целей, другие данные, не зависящие от решений обучаемых, а также теоретические обоснования решения отдельных важных вопросов, отрабатываемых на учении. Параллельно готовятся иллюстративные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.).
Основой разбора являются личные наблюдения руководителя (заместителей и помощников), данные, полученные при заслушивании кратких докладов, выводы из оценок предложений и решения обучаемых, участвующих в учении.
В тексте разбора излагается общий замысел и цели учения, его этапы и их общее содержание, задачи обучаемым, намеченные для отработки в ходе учения.
Далее в разборе анализируются действия обучаемых и дается оценка этих действий, в заключительной части отмечаются имеющиеся недостатки и ставятся задачи по их устранению.
Крайне важно, чтобы разбор был предельно объективным. Переоценка и недооценка действий обучаемых недопустимы, так как они дискредитируют руководство, форму и методы обучения.
По итогам проведенного учения издается приказ руководителя таможенного органа и в соответствии с приказом установленным порядком вносятся уточнения и изменения в планы ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Отчет о проведении учения представляется в территориальные органы управления ГОЧС и в годовом докладе в ФТС России.
Начальник Главного управления
тылового обеспечения
В.Ф.ЛАГИРЕВ

Приложение N 1 Приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки)

Приложение N 1
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
ПРИКАЗ