Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 28 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 161100 Системы управления д стр. 3

организационно-управленческая деятельность:
организация в опытном, серийном производстве и на испытательных базах работы коллектива исполнителей, принятие решений по управлению в условиях рыночной экономики, нахождение компромиссных решений (ПК-21);
проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных видов продукции (ПК-22);
подготовка заявок на патенты, изобретения, рационализаторские предложения и промышленные образцы, оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности (ПК-23);
оценка затрат на производство, отладку и внедрение в серийное производство разработанных образцов новой техники, осуществление кооперации с исполнителями смежных специальностей в решении комплексных задач, связанных с приборами, системами и комплексами (ПК-24);
организация в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, их элементов и по разработке проектов стандартов и сертификатов (ПК-25);
адаптация современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-26);
поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции (ПК-27);
способность выполнять оценку инновационного потенциала проекта, а также способность разрабатывать и осуществлять планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии, способность осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов (ПК-28);
готовностью управлять программами освоения новой продукции и технологии и оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности (ПК-29);
способностью разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику риск-менеджмента на предприятии (ПК-30);
способностью владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-31);
производственно-технологическая деятельность:
способностью разрабатывать технологические процессы изготовления деталей и узлов, сборки приборов и агрегатов систем стабилизации, пилотажно-навигационных комплексов подвижных объектов (ПК-32);
способностью к организации эффективного входного контроля комплектующих элементов, узлов и агрегатов систем стабилизации и навигации (ПК-33);
способностью к организации метрологического контроля основных параметров прецизионных приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации в процессе их изготовления (ПК-34);
готовностью к использованию компьютерных технологий в процессе подготовки производства, изготовления и контроля приборов и комплексов соответствующего направления (ПК-35);
готовностью обеспечивать технологичность изделий и процессов изготовления, а также оценивать экономическую эффективность технологических процессов (ПК-36).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:принципы использования природных ресурсов, энергии и материалов;основные математические, физические, химические положения, законы и другие сведения, необходимые для применения в конкретной предметной области в процессе производства приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации подвижных объектов;уметь:применять физико-математические методы для разработки систем управления летательных аппаратов с применением стандартных программных средств;владеть:навыками разработки новых и применения стандартных программных средств на базе физико-математических моделей в конкретной предметной области.
12-16
4-6
Высшая математика - спец. главыИстория и методология науки и техники управленияОК-1 - 15ПК-1 - 21
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:теоретические основы гидроаэродинамики, кинематику и динамику твердого тела, современные проблемы и направления в теории и методах управления;принципы автономного наведения, теоретические основы электротехник, электроники и микроэлектроники, и технологию приборостроения, государственные стандарты по выполнению технической документации, виды новых конструкционных материалов, касающиеся выполняемой работы;принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;методы исследований, правила и условия выполнения работ, основные типы узлов их соединений и механизмов;уметь:рассчитывать аэродинамические характеристики профилей, рассчитывать параметры регулирования объектов, теоретические основы астроинерциальной и спутниковой навигации, выполнять работы в области анализа надежности работы приборов и их систем в соответствии с требованиями стандартов и технических заданий, применять компьютерные технологии для разработки приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации подвижных объектов, выполнять машиностроительные чертежи, рассчитывать прочность конструкций исходя из применяемых материалов, метрологически обеспечивать, технический процесс производства приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации подвижных объектов, общими принципами методами и навыками выполнения проектов по дисциплинам;владеть:общими принципами методами и навыками выполнения проектов по дисциплинам, общими принципами методами и навыками выполнения проектов по дисциплинам.
38-42
8-12
Информационно-измерительные комплексы.Прикладная оптика.Управляющие вычислительные системы и комплексы.ОК-1 - 2ОК-12 - 15ПК-1 - 36
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практики и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
50-58
ОК-2 - 4ОК-8ОК-10 - 12ОК-14ОК-17ПК-1 - 2ПК-4ПК-7 - 12ПК-15 - 16
М.4
Итоговая государственная аттестация
12
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
_____________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ ситуаций на основе имитационных моделей, проведение тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области "Информационно-измерительные комплексы", "Прикладная оптика", "Управляющие вычислительные системы и комплексы", "Моделирование и испытание систем управления летательными аппаратами", а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: