Что такое OLAP-куб?
OLAP-куб – это хранилище данных, в котором числовые значения, интересные с точки зрения статистического анализа, сочетаются с данными, по которым эти значения можно сгруппировать. Числовые значения принято называть мерами, а данные группировки – измерениями.
Числовые значения мер хранятся в кубе в разрезе всех заданных измерений. Это означает, что для каждой возможной группировки все статистические данные уже рассчитаны, и их остаётся только извлечь в заранее подготовленный шаблон отчёта.
Данная инструкция описывает действия по созданию шаблона отчёта и загрузке в него требуемых данных из OLAP-куба с помощью Microsoft Excel.
Подключение к кубу
Прежде, чем приступить к составлению отчётов, необходимо подключиться к соответствующему кубу. В качестве примера подключимся к кубу аналитики Lync. Если подключение с вашего компьютера к этому кубу производится впервые, то сначала потребуется его создать. Для этого надо перейти на закладку Данные панели инструментов Excel в выбрать пункт «Из других источников | Из служб аналитики» (рисунок 1).
538 × 363 пикс.   Открыть в новом окне | Создание подключения к кубу |
Затем задать имя сервера и нажать «Далее». Выбранный пример куба расположен на сервере datahouse, поэтому вводим это имя в поле «Имя сервера» (рисунок 2).
516 × 359 пикс.   Открыть в новом окне | Ввод имени сервера |
На следующем шаге выбрать из выпадающего списка базу данных, содержащую требуемый куб. В общем случае, аналитическая база данных может содержать произвольное количество кубов, содержащих различную информацию. Доступ к некоторым кубам может быть ограничен настройками прав пользователей, и тогда они не будут отображаться в списке. Для нашего примера выбираем базу данных Lync, в списке кубов выделяем куб Lync1 и нажимаем Далее (рисунок 3).
526 × 373 пикс.   Открыть в новом окне | Выбор базы данных из списка |
На следующем шаге задать подключению понятное имя и при необходимости заполнить поле описания, после чего нажать Готово (рисунок 4).
516 × 431 пикс.   Открыть в новом окне | Ввод имени и описания подключения |
В окне «Импорт данных», которое появится сразу после этого, можно просто нажать OK (рисунок 5).
316 × 242 пикс.   Открыть в новом окне | Импорт данных |
Если ранее вы уже создавали подключение к кубу Lync1 на вашем компьютере, его можно просто выбрать из списка и нажать Открыть (рисунок 6).
555 × 522 пикс.   Открыть в новом окне | Открытие существующего подключения |
Работа с мерами и измерениями куба
После подключения к кубу в Excel отобразится пустая область сводной таблицы и панель со списком полей, которые могут быть включены в отчёт (рисунок 7).
831 × 711 пикс.   Открыть в новом окне | Сводная таблица и панель со списком полей |
Числовые поля, представляющие меры, то есть числовые данные, распределены по группам, отмеченным знаком (рисунок 8).
282 × 183 пикс.   Открыть в новом окне | Числовые данные |
Эти поля можно поместить только в область значений, в другие три области их поместить не получится (рисунок 9).
282 × 499 пикс.   Открыть в новом окне | Возможность помещения в область значений |
Помещать поля в область значений можно как простым перетаскиванием с помощью мыши, так и выделением галочкой (рисунок 10).
280 × 273 пикс.   Открыть в новом окне | Способы помещения полей в область значений |
Поля, представляющие атрибуты измерений, также сгруппированы в списке и отмечены знаком (рисунок 11).
283 × 278 пикс.   Открыть в новом окне | Атрибуты измерений |
Эти поля можно поместить в любую из трёх областей: Фильтр отчета, Названия строк и Названия столбцов. Это те поля, по которым отчёт будет сгруппирован и отфильтрован (рисунок 12).
284 × 501 пикс.   Открыть в новом окне | Помещение полей в области |
Убирать поля из областей можно либо обратным перетаскиванием в список, либо снятием галочек напротив ненужных полей.
Если вы случайно закрыли панель полей, вернуть её назад можно щёлкнув правой кнопкой мыши на области таблицы и выбрав пункт меню «Показать список полей» (рисунок 13).
285 × 326 пикс.   Открыть в новом окне | Контекстное меню открытия списка полей |
Составление отчёта
В качестве примера добавим в отчёт два числовых поля: Количество сессий и Продолжительность сессии (в мин.), рисунок 14.
282 × 272 пикс.   Открыть в новом окне | Пример добавления числовых полей |
После добавления полей в область значений в таблице отобразятся два числа, соответствующие общему количеству входящих и исходящих сеансов связи (сессий), данные по которым присутствуют в кубе, а также общей продолжительности всех сессий, выраженной в минутах (рисунок 15).
440 × 270 пикс.   Открыть в новом окне | Отображение данных по полям |
Как правило, сами по себе числовые значения не представляют практического интереса – они просто отражают итоговые данные по всему кубу. Для составления отчёта необходимо сгруппировать эти данные, разместив, например, имена пользователей в строках и даты в столбцах (рисунок 16).
782 × 400 пикс.   Открыть в новом окне | Группировка данных |
Для группировки данных по пользователям мы выбрали атрибут Имя измерения Пользователь 1 (рисунок 17).
283 × 502 пикс.   Открыть в новом окне | Группировка данных по пользователям |
Для группировки данных по датам мы выбрали иерархию Год-Месяц-Дата измерения Время (рисунок 18).
283 × 502 пикс.   Открыть в новом окне | Группировка данных по датам |
Иерархия отличается от обычного атрибута измерения тем, что она содержит в себе несколько сгруппированных полей, каждое из которых расположено на своём уровне. При добавлении в отчёт иерархии, данные группируются по полю верхнего уровня (рисунок 19).
458 × 181 пикс.   Открыть в новом окне | Иерархия |
Однако, столбцы и строки, в которых присутствуют иерархии, можно раскрывать, просматривая те же данные в разрезе полей, расположенных на следующем уровне (рисунок 20).
659 × 242 пикс.   Открыть в новом окне | Раскрытие строк и столбцов с иерархией |
При раскрытии уровней иерархии появляются дополнительные колонки – промежуточные итоги. Если эти колонки не нужны (иногда они могут мешать), их можно скрыть, щёлкнув правой кнопкой мыши по заголовку такой колонки и сняв галочку с пункта «Промежуточные итоги» в выпадающем меню, представленном на рисунке 21.