Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2007 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 180500 Управление водным стр. 3

способностью применять методы работы с персоналом, оценки качества и результативности труда (ПК-18);
способностью использовать основы сертификации и лицензирования предприятий, технических средств отрасли (ПК-19);
научно-исследовательская деятельность:
умением пользоваться основными нормативными документами отрасли, проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов техники, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, регистрации программ и баз данных (ПК-20);
знанием программно-целевых методов и методик их использования при анализе и совершенствовании производства (ПК-21);
знанием основных объектов, явлений и процессов, связанных с управлением водным транспортом и гидрографическим обеспечением судоходства и умением использовать методы научного исследования (ПК-22);
знанием методов теоретического и экспериментального исследования с использованием современных методов планирования эксперимента, средств вычислительной техники (ПК-23);
проектная деятельность:
знанием комплексных методов моделирования и проектирования движения транспортных средств (ПК-24);
знанием методов инженерных и теоретических расчетов, связанных с проектированием деятельности в области управления водным транспортом и гидрографического обеспечения судоходства (ПК-25);
знанием методов оценки эксплуатационных качеств транспортного оборудования (ПК-26);
способностью использовать программно-целевые методы анализа технических, технологических, организационных, экономических и социальных вопросов (ПК-27);
способностью использовать методы инженерных расчетов и принятия инженерных и управленческих решений (ПК-28);
способностью к выполнению анализа состояния, технологии и уровня организации производства (ПК-29).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать: программно-целевые методы и методики их использования при анализе и совершенствовании производства; основные направления и тенденции развития систем и технологий управления водным транспортом и гидрографического обеспечения судоходства; состояние и направления использования достижений науки и практики в профессиональной деятельности; основные этапы развития науки, техники и технологии отрасли; методики эффективной организации работы предприятий отрасли; основные понятия в области интеллектуальной собственности, прав авторов, патентообладателей, основные положения патентного законодательства и авторского права;уметь: пользоваться нормативными документами по вопросам интеллектуальной собственности, проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов оборудования и технологий, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, официальной регистрации программного обеспечения и баз данных; использовать информационное обеспечение основных позиций отраслевой науки, техники и технологии с учетом социальных аспектов;владеть: методами и формами научного познания; методами решения проблем управления водным транспортом и гидрографического обеспечения судоходства эксплуатационной надежности водного транспорта.
20
6
Современные проблемы отраслевой науки, техники и технологии,История и методология отраслевой науки,Интеллектуальная собственностьОК-1ОК-2ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ПК-2ПК-20
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: цели, задачи и методы исследований; методологические основы научного познания и творчества: понятие научного знания; теоретические и эмпирические методы исследования; элементы теории и методологии научно-технического творчества; современные компьютерные технологии предметной области; основы и области применения теории планирования эксперимента; предмет и научные подходы в инженерной педагогике; проблемы экономики научно-технического прогресса;уметь: использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт; использовать методы и средства научных исследований для улучшения производственных процессов в отрасли;ставить и решать теоретические и практические задачи исследования; преподавать технические дисциплины; совершенствовать экономическую работу отраслевого комплекса; владеть: методами организации творческих процессов в инновационной деятельности; методиками моделирования производственных и технологических процессов; методологией экспериментальных исследований; компьютерной, информационной техникой и технологиями; методами и средствами обучения с учетом психологических и социологических аспектов преподавания технических дисциплин; методами организационно-экономического анализа, синтеза и проектирования.
40
12
Основы научных исследований,Аналитические и численные методы в планировании экспериментов и инженерном анализе,Компьютерные технологии в науке,производстве и образовании,Научные проблемы отраслиОК-3ОК-4ПК-3ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практика и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
57
ОК-1ОК-3ОК-4ПК-1ПК-2 - 30
М.4
Итоговая государственная аттестация
3
ПК-6ПК-11ПК-12ПК-13ПК-26
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 24 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать семинары и практические занятия по дисциплинам базовых частей циклов M1, М2, а также по дисциплинам вариативной части этих циклов, рабочие программы которых, предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная и учебная.