6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 45-55 | ||
Базовая часть | 40-55 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:иностранный язык в объеме, необходимом для получения информации профессионального содержания из зарубежных источников;движущие силы и закономерности исторического процесса;место человека в историческом процессе;закономерности развития общества и социальная организация и социальные движения, современные социологические теории, многообразие культур и цивилизаций;теоретические основы функционирования рыночной экономики, экономические основы производства и ресурсы предприятия, понятие себестоимости и классификация затрат на производство и реализацию продукции;научные философские, религиозные картины мира, взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу;роль государства и права в жизни общества, основные правовые системы современности, основы системы российского права, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности, законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны понятие фирмы как объекта менеджмента, организацию инновационных процессов, комплексную подготовку производства, начальную маркетинговую разработку, организацию производственных процессов, методы сетевого планирования;основные понятия культурологи:культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, динамика культуры, культурные ценности и нормы;стили современного русского литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного языка, особенности и правила оформления документов и устных выступлений;международные и национальные гарантии режима ядерного нераспространения;нормативно-правовая основа национальных гарантий;главные принципы Договора о нераспространении ядерного оружия, основы деятельности Международного агентства по ядерной энергии, общие требования к государственной системе учета и контроля ядерных материалов;применение гарантий на различных ядерных установках;основные принципы экспорта ядерных материалов и оборудования, условия экспорта предметов двойного использования и ядерных технологий;проблемы разоружения:запрещение производства расщепляющихся материалов;нормативные и руководящие документы федерального и отраслевого уровня, документы регламентирующие деятельность систем учета на объекте;уметь:анализировать социально-политическую и научную литературу, применять экономическую и правовую терминологию, применять основные экономические категории;проводить укрупненные расчеты затрат, определять экономическую целесообразность принимаемых технических и организационных решений;оптимизировать стратегию и тактику рыночного поведения;применять специальную правовую терминологию, включая Договор о нераспространении ядерного оружия, рекомендации и нормы Международного агентства по ядерной энергии, правовое законодательство в области учета и контроля ядерных материалов;применение гарантий, экспорта ядерных материалов и оборудования, экспорта предметов двойного использования и ядерных технологий;владеть:основами методов менеджмента;разработкой планов работы первичных подразделений;методами разработки производственных и исследовательских планов и программ отвечающих требованиям норм, стандартов и рынка, включая рынок ядерных материалов и технологий, стандарты безопасного обращения и гарантии режима ядерного нераспространения. | иностранный язык, отечественная история, социология, экономика, философия правоведение, менеджмент и маркетинг, производственный менеджмент, культурология, русский язык и культура речи, правовые и международные аспекты ядерного нераспространения, правовое обеспечение безопасности ядерных материалов технический иностранный язык, | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-13 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-15 ПК-22 ПК-23 ПК-24 ПК-27 ПК-28 ПК-29 ПК-37 ПК-33 ПК-42 ПК-43 ПК-44 ПК-45 ПК-46 ПК-47 ПК-48 ПК-49 ПК-50 ПК-51 ПСК-1.5 ПСК-1.15 ПСК-2.4 ПСК-2.6 ПСК-2.9 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
С.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 100-110 | ||
Базовая часть | 95-110 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:понятия и методы математического анализа:дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и функции многих переменных;аналитическую геометрию;линейную алгебру;векторный и тензорный анализ;теорию функций комплексного переменного;обыкновенные дифференциальные уравнения;теорию вероятности и математическую статистику;физику:механику, молекулярную физику и основы статистической термодинамики, электричество и магнетизм, волны и оптику;атомную физику:ядерную модель атома, волновые свойства микрочастиц, элементы физики атомного ядра и физики элементарных частиц;основы теоретической механики:принцип наименьшего действия и уравнения Лагранжа, интегралы движения;кинематику твердого тела;общие теоремы динамики;химию:химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования вещества;экологию:структуру биосферы, экосистемы, экологические принципы рационального использования природных ресурсов, основы экологического законодательства;информатику:прикладные программы для использования в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), законы и методы накопления, передачи и обработки информации, характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий;уметь:использовать математические методы в технических приложениях, рассчитывать основные числовые характеристики случайных величин, решать основные задачи математической статистики;решать уравнения и системы дифференциальных и интегральных уравнений, применительно к реальным процессам;применять методы решения задач анализа и расчета характеристик механических, электромагнитных и ядерных энергетических системах, использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами;выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ);представить техническое решение средствами компьютерной графики и геометрического моделирования;решать типовые расчетные задачи, вводить экспериментальную информацию в компьютер, использовать программные средства и сетевые технологии для решения конкретных задач;владеть:методами математического анализа и моделирования;методами решения задач анализа и расчета характеристик физических систем, основными приемами обработки экспериментальных данных;основными методами работы на ПЭВМ в том числе методами работы с прикладными программными продуктами;экологическим обеспечением производства. | Математика:математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, векторный и тензорный анализ, обыкновенные дифференциальные уравнения, теория функций комплексного переменного, интегральные уравнения, теория вероятностей и математическая статистика;физика, атомная физика, физический практикум;теоретическая механика;химия и химический практикум, экология, информатика;квантовая механика и статистическая физика;уравнения математической физики; | ОК-1 ОК-6 ОК-12 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-13 ПК-14 ПК-19 ПК-26 ПК-27 ПК-28 ПК-29 ПК-35 ПК-38 ПК-39 ПСК-1.3 ПСК-1.4 ПСК-1.5 ПСК-1.8 ПСК-1.14 ПСК-2.1 ПСК-2.2 ПСК-2.3 ПСК-2.12 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
С.3 | Профессиональный цикл | 110-125 | ||
Базовая (общепрофессиональная) часть | 80-100 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:методы инженерной и компьютерной графики, элементы начертательной геометрии и инженерной графики;основы оформления конструкторской документации;теоретические основы электротехники и электроники, основные понятия и законы электрических и магнитных цепей;методы анализа цепей постоянного и переменного токов;материалы электронной техники и их электрофизические свойства, физические основы электроники, характеристики и параметры p-n - перехода, принципы действия полупроводниковых и электронных приборов;теоретические основы метрологии и сертификации средств измерения;принципы и методы расчетов на прочность элементов систем при простейших видах нагрузки, основы теории напряженно-деформируемого состояния;основы механики машин и механизмов, типовых деталей и узлов, способы их сопряжения;свойств материалов и их характеристик;основы физиологии труда и безопасности жизнедеятельности;основы ядерной и нейтронной физики, состав и характеристики ядер, закон и характеристики радиоактивного распада, ядерные реакции и их особенности;основные закономерности нейтронно-физических процессов в активных зонах ядерных реакторов, методы проектирования активных зон и реакторного оборудования, источники и методы регистрации нейтронов, экспериментальные методы измерения сечений нейтронных реакций, размножающих свойств среды и нуклидного состава топлива;эффекты реактивности, выгорание и воспроизводство ядерного топлива, топливные циклы, перегрузки топлива;средства и методы обеспечения безопасности ядерных энергетических установок;источники ионизирующих излучений в ядерных энергетических установках, закономерности ослабления ионизирующих излучений в веществе;законы термодинамики, циклы паротурбинных и газотурбинных установок, энергетический баланс ядерно-энергетических установок, основные положения теории тепломассобмена, законы переноса тепла и массы в твердых телах, жидкостях и газах, коэффициент полезного действия;теплогидравлические процессы в ядерных реакторах и энергетических установках, особенности реакторов различных типов, физические принципы реакторов с внутренне присущей безопасностью;технико-экономические требования к ядерным энергетическим установкам, топливной загрузке и расходу ядерного горючего, методы технико-экономических расчетов;проблемы снятия с эксплуатации ядерных энергетических установок;процессы образования радиоактивных отходов,способы транспортировки, захоронения и уничтожения радиоактивных отходов;ядерные материалы и потенциальную опасность обращения с ними;современные численные методы для решения сложных задач описания физических процессов в ядерных реактора, включая перенос нейтронов, изменение изотопного состава;основы методов и процедур учета и контроля ядерных материалов:компьютерные технологии в системах учета и контроля ядерных материалов, основы автоматизации учета и контроля ядерных материалов, принцип измеряемого материального баланса;физическая инвентаризация и основные процедуры учета и контроля;статистические критерии оценки аномалий; идентификации и защиты ядерных материалов;средства контроля доступа и организационные меры контроля ядерных материалов;требования государственной системы учета и контроля ядерных материалов;уметь:представить техническое средствами компьютерной графики и геометрического моделирования;применять численные методы расчета электрических цепей;рассчитать параметры полупроводниковых и электронных приборов по их вольтамперных характеристикам, грамотно использовать их в простейших электронных цепях;выбрать оптимальное конструкторское решение, назначить допуски и посадки;использовать технические средства для измерения тока, напряжения, мощности, частоты и фазы, исследовать форму сигнала и анализировать его спектр;измерять параметры образцов материалов и компонент, выбирать типы, типономиналы и типоразмеры компонент, отвечающие функциональным, конструктивным и эксплуатационным требованиям;грамотно действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь пострадавшим;вырабатывать требования к точности измерений, осуществлять контроль качества измерений, проводить нейтронно-физические и тепловые расчеты активной зоны ядерных установок и реакторного оборудования, проводить нейтронно-физические, гидродинамические и тепловые расчеты, выбирать критерии безопасной работы ядерной установки;уметь использовать современные расчетные пакеты;оценивать риски при эксплуатации ядерно-физических и энергетических установок, проводить сравнительный анализ экономики различных ядерно-технологических центров и ядерных технологий;владеть:использованием закономерности проявления физических эффектов для их технической реализации;математическим описанием систем управления процессов и установок, анализом и обеспечением их качества;методами расчетов и проектирования в области ядерной физики и ядерных технологий, установок ядерно-физического комплекса;способами подготовки нейтронных эффективных сечений и теплофизических данных, знанием свойств материалов;умением рассчитывать и измерять основные физические характеристики ядерных реакторов, включая критическую массу, температурные коэффициенты и эффекты реактивности, нуклидный состав топлива, температуры и напряжения в твэлах; техникой и экспериментальными методами определения параметров реакторов различного назначения;современной вычислительной техникой и компьютерными кодами для инженерных расчетов протекающих в реакторных установках процессов;навыками работы с технической литературой, научно-техническими отчетами, справочниками и другими информационными источниками (в том числе на иностранном языке);методами математической обработки данных и математической статистики;современными экспериментальными методами измерений ЯМ. | Детали машин и основы конструированияКурсовой проект по конструированию приборов и установокМатериаловедение:материалы ядерных установокТеория тепломассопереносаСопротивление материаловЧисленные методыОсновы электротехникиБезопасность жизнедеятельностиЭлектротехника и электроникаКомпьютерный практикумИнженерная и машинная графикаЯдерная физикаТеория переноса нейтроновТехническая термодинамикаГидродинамика и теплообменИнженерные расчеты и проектирование ядерных установокОсновы экономики ядерного топливного циклаЯдерные технологииТеория переноса излученияСпециальные материалы и защищенность ядерно-топливного циклаОсновы учета, контроля и физической защиты ядерных материаловМетоды и приборы физических измеренийКритерии безопасности и оценка риска А.Специализация "Ядерные реакторы"Физическая теория реакторовКурсовой проект:проектирование и выбор оборудования ядерно-энергетической установки, безопасность и экономичность ядерно-энергетической установкиБ. Специализация "Ядерные материалы:учет, контроль и безопасное обращение"Теоретические и экспериментальные основы ядерных процессовКомпьютерные технологии в системах учета и контроля ядерных материаловМетоды и процедуры учета и контроля ядерных материалов | ОК-4 ОК-14 ПК-5 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 ПК-20 ПК-21 ПК-22 ПК-23 ПК-24 ПК-25 ПК-26 ПК-27 ПК-28 ПК-29 ПК-30 ПК-31 ПК-32 ПК-33 ПК-34 ПК-35 ПК-36 ПК-37 ПК-38 ПК-39 ПК-40 ПК-41 ПК-44 ПК-47 ПСК-1.1 ПСК-1.2 ПСК-1.3 ПСК-1.4 ПСК-1.5 ПСК-1.6 ПСК-1.7 ПСК-1.8 ПСК-1.9 ПСК-1.10 ПСК-1.11 ПСК-1.12 ПСК-1.13 ПСК-1.14 ПСК-1.15 ПСК-1.16 ПСК-2.1 ПСК-2.2 ПСК-2.3 ПСК-2.4 ПСК-2.5 ПСК-2.6 ПСК-2.7 ПСК-2.8 ПСК-2.9 ПСК-2.10 ПСК-2.11 ПСК-2.12 ПСК-2.13 | ||
1. Специализация "Ядерные реакторы"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:нейтронный цикл в ядерном реакторе, эффективный коэффициент размножения нейтронов, условия критичности, основы теории решетки и нестационарных процессов;закономерности формирования пространственно-энергетического распределения нейтронов и удельного энерговыделения;теорию реактора с гомогенными зонами и гетерогенных решеток, кинетику реактора, запаздывающие нейтроны и их роль в переходных процессах, критическое и подкритическое состояние реактора, динамические характеристики, обратные связи, устойчивость и способы регулирования реактора, методы проектирования активных зон, проблемы топливно-энергетических ресурсов;уметь:моделировать, рассчитывать и измерять основные характеристики ядерных установок различного назначения, включая специальное, на основе современных прикладных расчетных пакетов и техники измерений;проводить предэскизное проектирование ядерных энергетических установок;владеть:методами нейтронно-физического и теплогидравлического расчета ядерных установок, расчета распределения нейтронного поля, энерговыделения, изменения изотопного состава и температур;методами расчета эффективного коэффициента размножения нейтронов, методами гетерогенного методами расчета решеток твэлов;основами проектирования и конструирования перспективных и специальных ядерных реакторов, эффективных и безопасных энергетических установок, методикой расчета экономических показателей и экономической целесообразности внедрения новых ядерно-энергетических установок. | ||||
2. Специализация "Ядерные материалы:учет, контроль и безопасное обращение"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные закономерности ядерно-физических и теплофизических процессов в ядерных установках, основные методы преобразования тепловой и ядерной энергии в электрическую;потенциальные угрозы ядерным материалам и установкам, модели нарушителей;технические средства обнаружения и управление доступом;инструментальные средства программирования систем, современные компьютеризированные системы учета и контроля ядерных материалов;основы обеспечения защищенности ядерных материалов;современные процедуры учета и контроля ядерных материалов;методы измерения основных характеристик ядерных материалов;уметь:проводить моделирование операций с ядерными материалами и оценку эффективности систем и подсистем;организовывать и проводить измерения основных характеристик ядерных материалов, организовывать и проводить процедуры с ядерными материалами;владеть:методами измерения ЯМ и процедурами учета и контроля, современными методами организации учета и контроля, компьютерными методами количественной оценки уязвимости и эффективности систем, основами проектирования систем учета и контроля. | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
С.4 | Физическая культура | 2 | ОК-8 ОК-11 | |
С.5 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа | 25-35 | ОК-4 ОК-7 ОК-13 ОК-14 ОК-15 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-11 ПК-12 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-29 ПК-32 ПК-37 ПК-38 ПК-43 ПК-47 ПК-51 | |
С.6 | Итоговая государственная аттестация | 14 | ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-12 ОК-14 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-15 ПК-16 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 330 |
_____________________________
* Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП C.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 90% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. В циклах С.1 и С.2 на дисциплины специализации может быть выделено не более 8%, а в цикле С.3 - не более 12% трудоемкости базовой части соответствующего цикла.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП основные образовательные программы подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 45 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП образовательная программа подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается ученый совет вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП основной образовательной программы подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физика, химия, информатика, инженерная и компьютерная графика электротехника и электроника, детали машин и основы конструирования, сопротивление материалов, ядерная физика, безопасность жизнедеятельности, техническая термодинамика, гидродинамика и теплообмен, инженерные расчеты и проектирование ЯЭУ, физическая теория реакторов, методы и приборы физических измерений, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.15. Раздел ООП основной образовательной программы подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: научно-производственная, научно-исследовательская, преддипломная.
Целью производственной практики является изучение опыта работы предприятий, учреждений, организаций, овладение практическими навыками и передовыми методами по выбранному профилю, приобретение практического опыта и навыков производственной работы. Продолжительность научно-производственной практики не должна быть менее одного месяца. Практика может включать в себя технические туры на предприятия и организации ядерной отрасли.
Целью научно-исследовательской практики является проработка теоретических вопросов в рамках выбранного профиля подготовки, участие в научных исследованиях, школах, семинарах и конференциях.
Целью преддипломной практики является сбор, анализ и обобщение материалов по тематике выпускной квалификационной работы специалиста.
Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области знаний соответствующего направления подготовки (специальности) 140300 Ядерные установки и материалы;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок по теме (заданию) научно-исследовательской работы;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию) научно-исследовательской работы;
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию;
выступить с докладом на конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры.
7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.