*8.12. Из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.
*8.13. Тепловая автоматическая пожарная сигнализация должна предусматриваться в следующих помещениях: кабинетах черчения и изобразительных искусств, лабораториях физики и астрономии, химии, биологии, лаборантских физики, химии, биологии, лаборантских при учебных кабинетах, учебных мастерских для учащихся 5-9 классов по обработке металла, древесины, комбинированной мастерской по обработке металла и древесины, инструментальной - комнате мастера, универсальной мастерской по техническим видам труда, мастерских обслуживающих видов труда по обработке тканей, по кулинарии, учительской и учебно-методическом кабинете, раздевальных при учебно-спортивных залах, снарядных, кабинете инструктора физического воспитания, эстраде, кружковых помещениях, техническом центре (радиоузел, дикторская, комната для ремонта аппаратуры, фото-лаборатория), инвентарной при актовом зале - лекционной аудитории, обеденном зале, кладовой сухих продуктов, загрузочной - тарной, бельевой при кухне, хозяйственной кладовой при кухне, канцелярии, комнате технического персонала и хозяйственной кладовой, в спальных-игровых, комнатах хозяйственного инвентаря, медицинских комнатах.
Автоматическую пожарную сигнализацию, реагирующую на дым необходимо предусматривать в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники, кладовых для хранения сырья и готовой продукции, зрительном зале, лекционной аудитории, киноаппаратных, помещениях библиотеки, вестибюлях и гардеробных с сушилкой, гардеробных, кладовых индивидуального спортивного инвентаря.
Сигнал о срабатывании АПС выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала или в ближайшую пожарную часть
9. Требования к внутренней среде зданий
Эргономические параметры размещения мебели и оборудования
9.1. Основное помещение школы - класс-учебный кабинет - должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств.
Помещение должно включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих) и возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.
Помещения 1-3(9) классов следует оборудовать одноместными легкими ученическими столами и, как правило, встроенными шкафами, а также дополнительным мобильным оборудованием для решения проблем "гибкой" организации пространства с целью активизации форм обучения.
*9.2. Проходы и расстояния между оборудованием в основных учебных помещениях (приложение рис.1-3) должны приниматься в см.:
П_1 - между рядами двухместных или спаренных столов не менее 60;
П_1 - между рядами одноместных столов не менее 50;
П_2 - между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70;
П_3 - между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, не менее 160;
П_4 - между передними столами и демонстрационным столом не менее 140;
Р_1 - от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядкой расстановке не менее 280.
P_2 - от задних столов до задней стены (перегородки) не менее 160;
Р_3 - от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) - не менее 140;
Р_4 - между столом преподавателя и передней стеной (перегородкой) - не менее 140;
Р_5 - между группами столов не менее 140;
Д_1 - между столами в ряду - не менее 50;
Д_2 - между столом преподавателя и передними столами учащихся не менее 80;
У - наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в учебном помещении 860.
Высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для 1 классов - 70 - 80; 2 - 4 классов - 75 - 80; 5 - 11 классов - 80 - 90.
Угол рассматривания классной доски принимается не менее 40°;
9.3. На рис.1 - 3 приложения 26 показана организация пространства, и размещение мебели и оборудования класса-кабинета для фронтальных, фронтально-групповых и групповых форм ведения урока.
Естественное и искуственное освещение
9.4. Естественное освещение помещений школ следует проектировать в соответствии со СНиП 23-05-95
*9.5. Все основные учебные помещения должны иметь КЕО не менее 1,5 на поверхности учебных столов и освещаться, как правило, боковым левым светом. Для организации мобильных форм ведения урока необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света (комбинированного: сочетания верхнего с боковым) или дополнительное искусственное освещение в глубине помещения - вне зоны основных учебных столов.
*9.6. Допускается проектировать без естественного освещения (только с искусственным):
зрительные залы, лекционные аудитории и кулуары,
коммуникации и коридоры, не являющиеся рекреационными помещениями;
умывальные, душевые и уборные при спортивных залах и бассейне, уборные персонала, комнаты личной гигиены женщин;
радиоузлы, кинофотолаборатории, помещения для замкнутых систем телевидения:
книгохранилище, кладовые;
бойлерные, насосные водопровода и канализации, камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха, узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием здания.
В особых случаях, для соблюдения требований максимальной компактности здания допускается обеденный зал, кроме кухни, и санитарные узлы для учащихся проектировать с искусственным освещением. При этом должна быть увеличена кратность обмена воздуха (по расчету).
Допускается освещать коридоры вторым светом путем устройства остекленных перегородок или фрамуг в стенах коридора.
9.7. Нормируемые показатели искусственной освещенности основных помещений общеобразовательных учреждений следует принимать по СНиП 23-05-95 таблица 2 и приложения 23 настоящих норм.
Инсоляция, солнцезащита и ориентация помещений по сторонам света
*9.8. Инсоляцию учебных помещений следует предусматривать в соответствии с нормами, действующими на территории г.Москвы.
9.9. Ориентацию окон основных учебных помещений необходимо принимать согласно приложению 24.
9.10. Учебные помещения, в которых предусматривается использование технических средств обучений, следует оборудовать устройствами для зашторивания.
9.11. Оптимальная ориентация помещений горячего цеха кухни - на север.