Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 сентября 2008 г. N 118 "Об утверждении радионавигационного плана Российской Федерации" стр. 16

Как и при интегрировании космических радионавигационных систем, создание интегрированных наземных и космических систем предполагает интеграцию на уровне приемоиндикаторной аппаратуры потребителей и требует согласования имеющихся расхождений в используемых системах координат, шкалах времени и структуры передаваемых радиосигналов.
Одним из путей интегрирования отечественных наземных и космических радионавигационных систем является интегрирование систем типа "Чайка" и ГЛОНАСС.
Интегрирование указанных систем позволит улучшить доступность и целостность в географических районах, определяемых пределами покрытия, которое создается цепочками станций наземных РНС. При доступности и целостности наземной и космической систем каждой в пределах 0,997...0,998 эти характеристики интегрированных РНС будут близки к 1,0.
Интегрированные радионавигационные системы типа "Чайка"/ГЛОНАСС смогут в дальнейшем использоваться в качестве основных систем для маршрутных этапов навигации.

4.3.4. Интегрирование наземных радионавигационных систем

В условиях, когда применение перспективной космической радионавигационной системы ГЛОНАСС ограничено в связи с неполным составом орбитальной группировки, остается актуальным дальнейшее использование наземных РНС "Чайка" и "Лоран-С".
Высокие технические характеристики РНС "Чайка" и "Лоран-С", большое количество воздушных и морских потребителей, имеющих приемоиндикаторную аппаратуру, относительно небольшие эксплуатационные расходы предопределили и их эффективное применение в ближайшем будущем.
В перспективе системы "Чайка" и "Лоран-С" планируется использовать в направлениях:
- дальнейшего автономного использования;
- сопряжения РНС "Чайка"/"Лоран-С" при создании объединенных международных цепей;
- интегрирования РНС "Чайка"/"Лоран-С".
Продолжение автономного использования РНС "Чайка" и "Лоран-С" объясняется возможностями увеличения рабочих зон и повышения точности местоопределения за счет применения дальномерного и относительного режимов, усовершенствованных поправок на распространение радиоволн, а также использования приемоиндикаторов, работающих по двум различным цепям.
Направление сопряжения при создании объединенных международных цепей РНС "Чайка"/"Лоран-С" реализуются на практике. Так, в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о создании объединенной радионавигационной системы "Чайка" и "Лоран-С" от 31 мая 1988 г. создана Российско-американская цепь "Чайка"/"Лоран-С" в составе двух отечественных станций Александровск-Сахалинский, Петропавловск-Камчатский и одной американской станции на о. Атту. Это направление позволяет при сравнительно небольших затратах и в короткие сроки получить значительные приращения рабочей зоны.
Создание подобных объединенных радионавигационных систем (цепей) предусматривается соответствующими межгосударственными Соглашениями:
- Соглашением по Международной программе создания в Дальневосточных водах объединенной радионавигационной службы с использованием станций "Чайка" и "Лоран-С" от 7 сентября 1992 г.; к этому Соглашению планируется присоединение Индии и Индонезии.
- Соглашением между Правительством России и Правительством Норвегии по созданию объединенной радионавигационной службы в Баренцовом море с использованием станций "Чайка" и "Лоран-С" от 8 марта 1995 г.
В плане реализации первого соглашения ведутся работы по созданию Российско-Корейской и Российско-Японской ОРНС и их координация в рамках FERNS.
Для интегрирования РНС "Чайка"/"Лоран-С" необходимо осуществить:
- выбор единой шкалы времени для точной привязки излучений станции РНС;
- создание интегрированной аппаратуры потребителей с использованием дополнительных нештатных режимов работы.

4.4. Информационные системы для радионавигации

Информационные системы для радионавигации (ИСР) должны быть предназначены для информирования потребителей о состоянии и основных характеристиках ГНС и их функциональных дополнений (МДПС, АЛДПС и др.). Такая информация необходима потребителям для планирования навигационного обеспечения на маршруте, в терминальных зонах (зоны аэропортов), при судовождении в проливных зонах и узкостях и т.д. ИСР должны получать информацию о состоянии ГЛОНАСС от ЦУС и средств мониторинга ГЛОНАСС, а также информацию о состоянии зарубежных ГНС и их дополнений от зарубежных ИСР и собственных средств мониторинга. Подробную информацию о состоянии и реальных точностных характеристиках ГНСС ГЛОНАСС и GPS можно получить на WEB-сайте Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) ЦУП ЦНИИМАШ (http://www.glonass-ianc.rsa.ru/).
Информирование потребителей ГА предполагается обеспечивать посредством использования Центра аэронавигационной информации и создания Аэронавигационной информационной системы.

4.5. Перспективы развития аппаратуры потребителей

Дальнейшее развитие НАП в части специализации связывается с расширением областей ее применения. Первоначальными задачами, решаемыми с помощью ГНС и РНС наземного базирования, являлись традиционные задачи навигации подвижных объектов. Достигнутый уровень технических и эксплуатационных характеристик резко раздвинул границы применения аппаратуры ГНС и наземных РНС и позволил охватить:
- обеспечение транспортных средств (как военного, так и гражданского назначения);
- обеспечение систем управления и идентификации (военного и гражданского назначения);
- проведение топогеодезических и картографических работ;
- синхронизацию систем связи, например, автоматических идентификационных систем (АИС) и др.;
- землеустроительные и другие "кадастровые" работы, мониторинг состояния земной коры;
- обеспечение систем сотовой связи и выставки (коррекции) часов;
- геологоразведочные работы и функционирование топливно-энергетического комплекса;
- строительство и контроль протяженных и высотных сооружений;
- работы в протяженных и глубоких карьерах и в других горнодобывающих предприятиях;
- обеспечение систем стабилизации частоты электроэнергетических систем;
- обеспечение точной агротехники, например, при возделывании и обработке угодий, а также при обработке посевов ядохимикатами;
- сопряжение с аппаратурой всемирной системы спасения терпящих бедствие объектов (ГМССБ);
- обеспечение информационно-навигационных систем и комплексов;
- ГИС-технологии.
Основные направления развития НАП среднеорбитальных ГНС приведены в табл. 4.4.
На основании анализа тенденций развития НАП ГНС и РНС наземного базирования можно выделить следующие общие направления ее развития:
1. Совершенствование характеристик аппаратуры:
- повышение точностных характеристик;
- повышение надежности, помехоустойчивости и электромагнитной совместимости;
- обеспечение автономных методов контроля целостности системы;
- расширение перечня сервисных задач;
- уменьшение массогабаритных характеристик;
- уменьшение стоимости аппаратуры для массового потребителя и ее доступности.
2. Расширение функциональных возможностей:
- выработка углов пространственной ориентации, поправок системы курсоуказания, меток времени;