Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 сентября 2008 г. N 118 "Об утверждении радионавигационного плана Российской Федерации" стр. 18

5. Системы управления транспортом ведомственных и коммерческих организаций (внутригородские и пригородные перевозки).
6. Системы управления транспортом магистральных перевозчиков.
При создании аппаратуры для средств наблюдения в качестве сервисной задачи целесообразно также предусмотреть определение площадей участков территории при обходе по контуру.
Требования по разработке навигационно-информационной системы предъявляет, к примеру, и МВД России. Такая система должна включать: навигационный блок с передачей по каналам сотовой связи или УКВ-радиосвязи навигационных параметров автомобиля в центр мониторинга и возможностью определения местоположения по базовым станциям сотовой связи или навигационный блок с маломощным радиопередатчиком небольшого радиуса действия (до 100 м), обеспечивающим "выгрузку" содержимого памяти в "считыватель" автоматически либо по запросу и др.

4.6. Система фундаментального обеспечения космических навигационных систем

Система фундаментального обеспечения КНС предназначена, главным образом, для установления и поддержания фундаментальных (небесной и земной) систем отсчета и мониторинга параметров их взаимной ориентации с высокой точностью. Эти данные используются в любой радионавигационной системе космического базирования.
Основой системы фундаментального обеспечения является комплекс "Квазар-КВО", на котором проводятся наблюдения внегалактических радиоисточников методом радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами (РСДБ). Метод РСДБ является единственным методом космической геодезии, позволяющим определять полный набор параметров, необходимых для установления взаимной ориентации земной и небесной систем координат.
Первая очередь комплекса "Квазар-КВО" создана на базе 3-х обсерваторий, каждая из которых оснащена 32-метровой полноповоротной антенной с системой управления, системами частотно-временной синхронизации, приема, преобразования и регистрации сигналов.
Наблюдения внегалактических радиоисточников ведутся как в глобальном (по международным программам), так и автономном (в рамках отечественных программ) режимах. Благодаря участию обсерваторий комплекса в международных программах РСДБ-наблюдений их координаты согласованы с Международной земной системой координат (ITRF - International Terrestrial reference Frame), а групповая шкала атомного времени - с международной шкалой координированного атомного времени UTC.
На обсерваториях ведутся также непрерывные наблюдения ГНС ГЛОНАСС и GPS, мониторинг метеопараметров и локальных геодезических сетей.

5. Снижение уязвимости радионавигационных систем

Уязвимость РНС определяется следующими факторами:
влиянием непреднамеренных и преднамеренных помех,
возникновением системных отказов,
возможностью физического поражения элементов систем (КА, наземных средств, линий связи).
Предварительная оценка показывает, что для наземных РНС наибольшую угрозу представляет физическое поражение наземного оборудования, в первую очередь - антенных систем, имеющих наибольшие размеры, высоту или протяженность. Для приемных радиосредств длинноволнового и средневолнового диапазонов существенную угрозу представляют атмосферные помехи, помехи, обусловленные электризацией корпуса самолета и т.д.
Для ГНС наибольшую угрозу представляют преднамеренные и непреднамеренные помехи навигационной аппаратуре потребителей, поскольку мощность принимаемых сигналов очень мала и находится на уровне -160 дБВт ...-161 дБВт. Воздействия помех могут быть по каналам ГЛОНАСС, GPS, ГАЛИЛЕО, EGNOS, MSAS и локальных ДПС типа GBAS.
Целесообразно использовать комбинацию методов, способов и путей снижения уязвимости.
В качестве одного из важнейших методов защиты от помех КНС ГЛОНАСС следует рассматривать расширение состава частот сигналов. Такие усилия предприняты, в частности, применительно к GPS и ГАЛИЛЕО, посредством ввода сигналов в диапазонах L2 и L3 ГЛОНАСС, L1C и L5 GPS.
При этом необходима интеграция ГНС ГЛОНАСС и GPS, а также наземных систем на уровне НАП.
Второй метод также предполагает реализацию средств защиты от помех в бортовой спутниковой аппаратуре. Это обусловлено тем, что наземные средства могут быть недостаточно надежными и оперативными. Он связан с существенным изменением взглядов на спутниковую аппаратуру как на нечто абсолютно надежное и "неподвижное" и предполагает:
создание блока анализа электромагнитной обстановки и использование внутренних обнаружителей помех;
создание специальных схем и алгоритмов подавления помех (фильтров, развязок, и т.д.);
использование алгоритмов сглаживания кодовых измерений с привлечением измерений фазы несущей;
использование управления пространственной избирательностью синтезируемых антенных систем, в том числе с "нулями" в направлении на помеху.
Важным способом придания устойчивости навигационному обеспечению является резервирование, комплексирование и интегрирование навигационных систем различных принципов действия и различного базирования. Основным системным методом снижения уязвимости является интегрирование с бортовыми автономными системами, предполагающее:
использование информации автономных и других систем на борту подвижных средств для сужения полосы пропускания следящих трактов приемников ГНС;
определение навигационных параметров по данным автономных средств и ГНС в навигационном комплексе и использование этих данных при решении всех задач.

6. Политика в области радионавигационных систем и оперативные планы их развития

6.1. Основные подходы к развитию средств радионавигации

1. После 2010 г. основу радионавигационного обеспечения российских потребителей должна составлять национальная глобальная навигационная система расширенного состава ГЛОНАСС, американская GPS, а затем (после 2014 г.) и ГАЛИЛЕО (как вспомогательные).
После 2010 г. потребители ГНС "Цикада-М" будут переводиться на обслуживание ГНС ГЛОНАСС, и эксплуатация этой системы будет прекращена. Предполагаемый срок вывода системы "Цикада-М" из эксплуатации 2013 год. В результате этого система ГЛОНАСС станет единственной отечественной космической навигационной системой, обеспечивающей потребителей навигационной информацией.
Работы по развитию ГЛОНАСС будут продолжаться в соответствии с ФЦП "Глобальная навигационная система", 2002-2011 гг., а также с находящейся в стадии подготовки ФЦП поддержания, развития и использования ГЛОНАСС на 2012-2020 гг., в состав госзаказчиков которой должны быть введены дополнительно МВД России и МЧС России, и проектом "Концепции системы КВНО военных и специальных потребителей".
ГНС ГЛОНАСС будет использоваться практически всеми потребителями. В частности, стандартный режим ГЛОНАСС должен обеспечивать навигацию морских судов в открытом море. Навигационное обеспечение морских и речных судов в прибрежных и проливных зонах, узкостях, гаванях и в портах, на внутренних водных путях будет осуществляться с помощью функциональных дополнений - МДПС.
Стандартный режим ГЛОНАСС и GPS будет использоваться авиацией при полетах по маршруту, в терминальной зоне и при неточном заходе на посадку. В рассматриваемый период должно продолжиться внедрение авиационных локальных ДПС для некатегорированной посадки и посадки по I категории, а также работы по оценке возможностей использования СДКМ и РДПС.
В ближайшей перспективе совместно со спутниковыми навигационными системами предусматривается использование традиционных систем радионавигации на базе наземных средств РМА-90, РМД-90, DVOR-2000, DME-2000, которые позволяют обеспечить требуемый уровень целостности и непрерывности обслуживания полетов воздушных судов.
Для обеспечения посадки по категориям будут использоваться системы точного захода на посадку типа СП-75, -80, -90, -200 и ПРМГ, а также авиационные локальные ДПС типа GBAS.
Для обеспечения прецизионных измерений в интересах гидрографии и специальных задач будут использоваться РНС типа ГРАС (ГРАС-2), "Крабик-Б", "Крабик-БМ". За другими системами (типа РСБН, "Чайка", "Маршрут" и др.) оставляются функции резервирования и/или функциональных дополнений.
Автотранспорт всех ведомств, включая МВД России и др., в предстоящий период будет использовать информацию ГЛОНАСС в стандартном и дифференциальном режиме; контрольные станции ДПС при этом будут входить в состав соответствующих центров управления и опорных пунктов.
В соответствии с "Концепцией и программой внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО "РЖД", утвержденном ОАО "РЖД" 16 декабря 2008 г. для обеспечения устойчивости функционирования и повышения точности позиционирования на подвижных объектах железнодорожного транспорта необходимо внедрение мультисистемной ГЛОНАСС/GPS, а в перспективе ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО, навигационной аппаратуры с корректирующими поправками, получаемыми с помощью Российской спутниковой широкозонной системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ).
Если СДКМ после её ввода в действие в штатном режиме обеспечит определение координат в реальном времени с точностью до 3 м (в плоскости: 1,0...1,5 м, по высоте: 2,0...3,0 м) на всей территории Российской Федерации, то она вполне удовлетворит требованиям железнодорожных систем мониторинга и контроля подвижных систем путевой диагностики и путевых ремонтных машин. При этом будут обеспечены необходимые характеристики по устойчивости и непрерывности функционирования.
Ожидается также, что при использовании смешанных созвездий ГЛОНАСС/GPS, а в перспективе ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО, широкозонная коррекция позволит повысить точность местоопределения в 2...3 раза и довести ее до уровня 0,5...0,8 м (в плоскости) и 0,7...1,0 м (по высоте), а с увеличением численности группировки и дальнейшего совершенствования ГЛОНАСС и СДКМ точность местоопределения может достичь величины 0,3...0,7 м, что позволит удовлетворить требования железнодорожных автоматизированных систем, требующих позиционирования с точностью "до колеи".
Обеспечение "сантиметрового" уровня точности (по уровню 0,997) определения координат в реальном времени (в плоскости 2 см, по высоте 6 см) в радиусе до 200 км относительно опорных станций (дальность действия определяется возможностями каналов доставки корректирующей информации) позволит обеспечить и решение ряда геодезических задач для железнодорожного транспорта.
Создание высокоточных спутниковых систем координатного обеспечения на основе развертывания и использования наземных подсистем дифференциальной коррекции при использовании сетей спутниковых референцных станций, обеспечивает в режиме реального времени вычисление поправок, позволяющих довести точность определения местоположения до 2...3 см в режиме реального времени и 2...4 мм в постобработке.
Железнодорожные локальные подсистемы дифференциальной коррекции способны обеспечивать решение практически всех задач в области капитального строительства и путевого хозяйства, а также последующей эксплуатации железной дороги, особенно там, где требуется высокоточное координатно-временное определение положения того или иного объекта в пространстве, а именно:
- трассирование при выборе трассы проектируемой железной дороги, а также полевое трассирование с выносом в натуру объектов путевой инфраструктуры, съемка продольного и поперечного профиля трассы;
- спутниковые геодезические определения координат и мониторинг положения объектов путевой инфраструктуры: мосты, тоннели, платформы, опоры контактной сети, светофоры, сигнальные указатели и знаки и др., а также подвижки земной поверхности в потенциально-опасных местах возникновения неблагоприятных природно-техногенных явлений.
В интересах геодезических и картографических работ железнодорожных и других потребителей, кадастра, инженерного обеспечения гражданского строительства планируется широкое использование информации ГНС ГЛОНАСС, GPS и ГАЛИЛЕО в основном в относительном и дифференциальном режимах с использованием фазовых измерений дифференциальных и референцных станций. Общая потребность в таких станциях может составить до 530 единиц.
При решении вопроса высокоточного позиционирования (определения координат) для наземных пользователей необходимо выделение частотного диапазона для передачи дифференциальных поправок (информации референцных станций) потребителям.
2. В интересах повышения точности и надежности навигационного обеспечения целесообразно продолжить интегрированное использование ГЛОНАСС, GPS, ГАЛИЛЕО и их дополнений.