3. Развитие и эксплуатацию системы ГЛОНАСС следует осуществлять таким образом, чтобы она давала потребительский и экономический эффект, соответствующий потенциальным возможностям ее состава в конкретном периоде. Реализация этого принципа обеспечивается сбалансированным развитием всех элементов системы ГЛОНАСС в рамках выделенных ассигнований с использованием механизма частно-государственного партнерства.
4. Дальнейшее развитие системы. ГЛОНАСС планируется осуществлять как системы двойного назначения в рамках федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" и ФЦП поддержания, развития и использования ГЛОНАСС на 2012-2020 гг., что должно обеспечить ускорение создания перспективных космических средств, увязку по срокам, возможностям и ресурсам деятельности предприятий космической отрасли России, а также формирование рынка услуг на основе ресурсов координационно-временной и навигационной информации.
При этом должна быть обеспечена безопасность использования ГНС ГЛОНАСС, в том числе, и при сотрудничестве с иностранными государствами.
В целях ускорения развития всех элементов радионавигационных систем необходимо создание конкурентной среды, а также привлечение профессиональных участников рынка, включая операторов связи, поставщиков информационных услуг и системных интеграторов.
5. В системе ГЛОНАСС планируется сохранить каналы высокой и стандартной точности, что позволит разрешить противоречие, свойственное системам двойного назначения, обеспечение решения военных задач и, одновременно, выполнение международных обязательств по предоставлению навигационных услуг гражданским потребителям.
6. Система должна совершенствоваться в соответствии с перспективными требованиями потребителей в следующих направлениях:
- повышение точности, помехоустойчивости и надежности навигационного обеспечения;
- расширение номенклатуры решаемых задач;
- снижение затрат на эксплуатацию и поддержание орбитальной группировки и т.д.
7. Основная доля финансирования НИОКР и серийных поставок по развитию системы ГЛОНАСС должна быть государственной, поскольку в условиях бесплатного предоставления навигационной информации система является высокозатратной и поэтому рассчитывать на серьезные внебюджетные инвестиции возможно только в исключительных случаях.
8. Должна быть проработана реализация режима возможного обеспечения дополнительных услуг. Доход от этого должен быть направлен на компенсацию эксплуатационных затрат.
9. Важным элементом будущей перспективной системы КВНО потребителей на базе ГЛОНАСС должна стать система мониторинга радиопомех. Создание этой системы вызвано ростом промышленного производства, появлением большого количества навигационно-связных систем, повышением уровня естественных помех, а также возможность создания искусственных помех (в т.ч. создаваемых в преступных целях).
10. При проведении работ по развитию и эксплуатации РНС необходимо реализовать комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению их разработки, производства и эксплуатации, направленных на достижение требуемой точности измерения координат и определения времени посредством совершенствования характеристик аппаратуры и передачи размеров единиц от государственных эталонов к средствам измерения.
6.2. ГНС ГЛОНАСС
Основы государственной политики в области развития и использования системы ГЛОНАСС предусматривают следующее:
- система ГЛОНАСС является важной частью государственной инфраструктуры, обеспечивающей национальную безопасность и экономическое развитие страны;
- развитие и поддержание средств навигационного и координатно-временного обеспечения является функцией и ответственностью государства;
- базовые гражданские навигационные услуги предоставляются всем потребителям на безвозмездной основе. Открыт доступ к информации для разработки и применения навигационной аппаратуры гражданского назначения;
- применение отечественных навигационных средств является обязательным для государственных структур и основных отраслей экономики;
- расширение международного сотрудничества в области спутниковой навигации с целью обеспечения совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с другими глобальными и региональными навигационными системами и создания условий для широкомасштабного их использования.
В период до 2011 г. (включительно) в соответствии с ФЦП "Глобальная навигационная система" (2002-2011 гг.) планируется и осуществляется:
Доведение численности КА в ОГ до 24 и более (табл. 6.1).
Повышение основных ТТХ КНС ГЛОНАСС за счет использования межспутниковых измерений (МСИ).
Расширение номенклатуры решаемых задач (обеспечение обнаружения терпящих бедствие объектов).
Увеличение точности навигационных определений в 2...2,5 раза.
Расширение использования межспутниковой радиолинии для обеспечения целостности, передачи информации о терпящих бедствие объектах, оперативного управления и контроля КА и др.
Перевод потребителей наземных навигационных систем на обслуживание системой ГЛОНАСС.
Развертывание новых средств глобального мониторинга целостности ГНС ГЛОНАСС; дальнейшая модернизация средств наземного комплекса управления и средств решения фундаментальных задач в интересах системы ГЛОНАСС, достижение характеристик системы ГЛОНАСС, сопоставимых с зарубежными аналогами.
Создание космического аппарата нового поколения "Глонасс-К", обеспечивающего решение задач на качественно новом уровне, сопоставимом с уровнем космических аппаратов систем GPS и ГАЛИЛЕО.
Формирование основы для внедрения услуг на базе системы ГЛОНАСС путем создания и организации серийного производства конкурентоспособных образцов отечественной навигационной аппаратуры потребителей, работающей по сигналам ГЛОНАСС, GPS и ГАЛИЛЕО, создания открытых цифровых навигационных карт, реализации пилотных проектов в различных отраслях экономики Российской Федерации, создания необходимой нормативной правовой базы; проводятся мероприятия, направленные на использование системы ГЛОНАСС в глобальном масштабе.
Поддержание и даже увеличение штатной орбитальной группировки путем запуска космических аппаратов "Глонасс-К".
Обеспечение достижения характеристик системы ГЛОНАСС до уровня конкурентоспособности, сопоставимого с зарубежными аналогами.
Завершение мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система" по созданию навигационной аппаратуры потребителей, внедрению технологий спутниковой навигации в различных отраслях экономики.
Создание условий для внедрения навигационных услуг с использованием системы ГЛОНАСС.
Завершение работы по комплексированию радиотехнических систем дальней навигации с системой ГЛОНАСС.
Обеспечение использования системы ГЛОНАСС в глобальном масштабе в соответствии с международными стандартами, регламентирующими применение глобальных навигационных спутниковых систем.
В соответствии с основными приоритетами ФЦП "Глобальная навигационная система" и ФЦП поддержания, развития и использования ГЛОНАСС на 2012-2020 гг. развитие орбитальной группировки (ОГ) и потребительского сегмента должно осуществляться сбалансированно. Важнейшими мероприятиями в этой области являются:
- наращивание ОГ ГНС ГЛОНАСС с использованием КА "Глонасс-М";
- развертывание массового производства НАП, конкурентоспособной с лучшими зарубежными образцами, в том числе и по стоимостным показателям.
В настоящее время средства ГНС ГЛОНАСС достаточно активно внедряются в различные транспортные системы. Как показал анализ имеющегося опыта в переводе морских потребителей с обслуживания ГНС "Цикада" и "Цикада-М" на обслуживание системой ГЛОНАСС, потребовалась не только замена НАП, но и проработка вопросов, связанных с увязкой с информационными контурами потребителей, штурманским оборудованием, со сроками ремонта кораблей и решением проблем ЭМС. Это вызвало необходимость серьезной научной проработки указанных проблем, а также дополнительных организационных усилий и финансовых затрат.
В то же время наблюдается тенденция по оснащению отечественных объектов НАП зарубежного производства. В связи с этим целесообразно:
- использовать положительный опыт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которая разработала Федеральную целевую программу перевода геодезического обеспечения на спутниковые технологии, и разработать программы перехода на спутниковые технологии всем другим заинтересованным ведомствам;
- государственные объекты и транспортные средства, действующие в системах безопасности движения, оснащать только совмещенными приемниками ГЛОНАСС/GPS в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641;
- оснащение потребителей осуществлять совмещенными приемниками преимущественно российского производства, что обеспечит поддержку отечественных предприятий; изготавливать современную НАП с ТТХ, не уступающими зарубежным аналогам, что в состоянии делать многие предприятия России (табл. А.1).
Дальнейшие работы предполагается проводить в соответствии с Федеральной целевой программой по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы. Цели этой ФЦП:
- массовое внедрение отечественных навигационных технологий;
- гарантированное предоставление потребителям всех категорий навигационных услуг с учетом непрерывно возрастающих требований к ним в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;
- укрепления лидирующих позиций России в области глобальной спутниковой навигации за счет поддержания и развития системы ГЛОНАСС;
- дальнейшее улучшение характеристик системы ГЛОНАСС, расширения функциональных возможностей, условий и сфер использования;
- сбалансированное развитие составных частей системы ГЛОНАСС.