В ФЦП "Глобальная навигационная система" предусмотрено создание прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (ОКР "Центр-П"), в результате чего должен быть развит распределенный прикладной потребительский центр на базе ИАЦ КВНО ЦУП ЦНИИМАШ и МНИЦ ОАО "Российские космические системы" как система информационного обеспечения широкого круга потребителей о состоянии и возможностях применения системы ГЛОНАСС.
В дополнение к работам, осуществляемым Центром аэронавигационной информации ГА по выпуску НОТАМ, в ФЦП "Глобальная навигационная система" намечены работы по созданию комплексной автоматизированной системы сбора и доведения до авиационных пользователей в воздушном пространстве России информации о состоянии орбитальных группировок глобальной навигационной спутниковой системы и средств функциональных дополнений (ОКР "Центр-Авиа" и НИР "Доведение"), по созданию базы данных аэронавигационной информации (АНИ) и ее реализации на электронных носителях (ОКР "АНИ" и НИР "НТ-АНИ"), а также предусмотрено проведение комплекса работ по организации и научно-техническому обеспечению геодезической съемки аэронавигационных ориентиров (АНО) гражданских аэродромов и воздушных трасс России для использования спутниковой навигации (НИР "Ориентир").
В ФЦП "Глобальная навигационная система" предусмотрена разработка предложений по созданию службы оповещения потребителей водного транспорта о функционировании глобальных навигационных систем с учетом внедрения дифференциальных подсистем. (НИР "НАВИГАЦИЯ"), разработка предложений по созданию службы оповещения речных пользователей о работе глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений" (НИР "Оповещение-Река"), создание баз данных для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений (ОКР "Карта-Река"), а также оснащение электронными навигационными картами (ЭНК) внутренних водных путей ("ЭНК на ВВП").
Предусмотрена также разработка средств мониторинга электромагнитной обстановки в диапазонах сигналов ГНС.
6.13. Система фундаментального обеспечения космических радионавигационных систем
К основным задачам, которые будут решены в рамках системы фундаментального обеспечения, относятся следующие:
- регулярное высокоточное определение Всемирного времени отечественными РСДБ-средствами независимо от международных служб;
- создание узлов колокации с включением средств РСДБ-, GPS/ГЛОНАСС-наблюдений и лазерной локации спутников на базе обсерваторий радиоинтерферометрического комплекса "Квазар-КВО";
- создание и внедрение универсальных комплексов программ, позволяющих совместную обработку различных типов высокоточных координатно-временных и навигационных измерений;
- согласование государственной геоцентрической системы координат (ПЗ-90.02) с международной земной системой координат (ITRF);
- создание эталонных базисов больших длин средствами РСДБ- и GPS/ГЛОНАСС-наблюдений.
Таблица 6.1. Планы развития радионавигационных систем
Годы Система | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||||||
ОГ ГНСГЛОНАССВсе потребители | Запуск "Глонасс-К" | |||||||||||||||||||
24-28КА | 30КА | 30-32 КА | 30-32КА | 30-32 КА | 30-32 КА | |||||||||||||||
СДКМ | ||||||||||||||||||||
Разработка | 2014 Ввод в эксплуатацию системы полного состава | |||||||||||||||||||
Цикада-ММорской флот, ВМФ | ||||||||||||||||||||
Прекращение эксплуатации и переход на ГЛОНАСС | ||||||||||||||||||||
МДПСМорской и речной флот, ВМФ | ||||||||||||||||||||
22 | 27 | 49 | ||||||||||||||||||
АЛДПСGBASГА, МО | ||||||||||||||||||||
20 | 8-10 ЛККС в год | Эксплуатация и развитие | ||||||||||||||||||
РДПС на основе ИФРНС.МО, морской флот | ||||||||||||||||||||
ОКР "ЧАЙКА-СНС" "СНС-Восток" | "СНС-Север" | Эксплуатация и развитие | ||||||||||||||||||
Центры управления и диспетчерские пункты наземного транспорта | ||||||||||||||||||||
30 | 110 Эксплуатация и развитие | |||||||||||||||||||
Геодезические ДПС | ||||||||||||||||||||
530 | Эксплуатация и развитие | |||||||||||||||||||
Парк НАП ГНС | ||||||||||||||||||||
300000 | Эксплуатация и развитие | |||||||||||||||||||
Альфа "Маршрут", МО | ||||||||||||||||||||
4 станции | Решение вопроса о дальнейшем использовании | |||||||||||||||||||
Чайка, "Тропик-2П", МО | ||||||||||||||||||||
Модернизация по ОКР "Пустырник" и "Скорпион" | Продолжение эксплуатации | |||||||||||||||||||
Марс-75, ВМФ | ||||||||||||||||||||
Эксплуатация и замена по мере выработки ресурса разрабатываемой РНС "Скорпион" | ||||||||||||||||||||
РСБН, МО | ||||||||||||||||||||
Перевод в разрешенную часть диапазона частот | ||||||||||||||||||||
Эксплуатация в качестве основного средства БН | ||||||||||||||||||||
Резервное средство | ||||||||||||||||||||
РМА-90, РМД-90 BOP/ДМЕ, DVOR-2000, DME-2000, ГА, МО | ||||||||||||||||||||
Основное средство для обеспечения маршрутных полетов и неточных заходов; развитие, будет использоваться, пока это экономически целесообразно | ||||||||||||||||||||
Комплекс ПРС-АРК, ГА, МО | ||||||||||||||||||||
Основное средство до оснащения воздушных судов перспективными навигационными средствами Резервное и аварийное средство Постепенное снижение числа систем | ||||||||||||||||||||
РНС БРАС-3, и PC-10, ВМФ | ||||||||||||||||||||
Эксплуатация РНС до выработки ресурса - заменена на "Спрут" и МДПС | ||||||||||||||||||||
ГРАС (ГРАС-2), "Крабик-Б (БМ)", ВМФ | ||||||||||||||||||||
ГРАС (ГРАС-2), "Крабик-Б" по мере выработки ресурса заменяются на "Крабик-БМ" | ||||||||||||||||||||
СП-75 (-80, -90, -200), ГА, МО | ||||||||||||||||||||
Эксплуатация пока это будет экономически целесообразно. Возможна замена систем I категории на АЛДПС | ||||||||||||||||||||
Системы ПРМГ-5 (76У), МО | ||||||||||||||||||||
Доработки и модернизации систем для работы в разрешенной части диапазона частот Замена части систем на АЛДПС Продолжение эксплуатации до 2015 г. |
7. Эффективность реализации радионавигационного плана
Анализ материалов, представленных в плане, показывает, что абсолютное большинство потребителей планируют к использованию в качестве основной радионавигационной системы глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС и вспомогательной - GPS, а в последствии и ГАЛИЛЕО.
Ниже приведены виды эффекта, получаемые в Российской Федерации за счет использования ГНС.
Учитывая, что существует переходный период, когда наряду с системой ГЛОНАСС одновременно будут использоваться традиционные радионавигационные средства, делать прогноз по абсолютному экономическому эффекту в народном хозяйстве страны от использования системы ГЛОНАСС чрезвычайно трудно. Это связано с относительно медленным насыщением парка навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС, длительным периодом использования традиционных радионавигационных средств и связанными с этим другими факторами. В связи с этим рассмотрены только виды сравнительного эффекта при использовании системы ГЛОНАСС вместо традиционных радионавигационных средств.
Социально-экономический эффект - снижение себестоимости перевозок за счет:
- экономии топлива на 5% в результате сокращения времени нахождения транспортных средств в пути;
- сокращения эксплуатационных расходов на 10%;
- экономии капитальных вложений за счет исключения установки новых наземных радионавигационных средств, сокращения номенклатуры навигационной аппаратуры потребителей;
- экономии электроэнергии за счет сокращения количества эксплуатируемых наземных радионавигационных средств.
Социальный эффект:
- прогнозируемое уменьшение количества чрезвычайных происшествий за счет повышения уровня безопасности на всех видах транспорта;
- создание более благоприятных условий для эффективной борьбы с преступностью и терроризмом;
- повышение качества обслуживания пассажиров за счет повышения регулярности движения транспорта;
- повышение производительности труда за счет увеличения объемов перевозок в часы "пик" и, как следствие, снижение фактора "транспортной усталости";
- увеличение числа рабочих мест за счет расширения производства спутниковой навигационной аппаратуры потребителей.
Научно-технический эффект:
- создание высокоточного непрерывного глобального навигационно-временного поля;
- повышение точности местоопределения транспортных и других объектов в 20...50 раз;
- повышение степени достоверности получения навигационной информации;
- создание условий для научных исследований атмосферы и земной поверхности, способности по предсказанию землетрясений и других неблагоприятных явлений и катастроф;
- освоение самых современных микроэлектронных и информационных технологий.
Политический эффект:
- создание условий для обеспечения благоприятной и стабильной политической обстановки в стране за счет более эффективной борьбы с терроризмом и преступностью;
- обеспечение суверенитета в области радионавигационного обеспечения;
- признание отечественной системы ГЛОНАСС в качестве международной;
- использование отечественными и зарубежными пользователями отечественных дифференциальных систем на территории Российской Федерации;
- создание рынка сбыта отечественной комбинированной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС\GPS, а затем и ГЛОНАСС\GPS\ГАЛИЛЕО в России и за рубежом.
Экологический эффект:
- исключение радиоизлучения наземных радионавигационных систем, снимаемых с эксплуатации, улучшение экологической обстановки вследствие прекращения эксплуатации дизельных установок на наземных радионавигационных объектах;
- улучшение экологической обстановки за счет снижения расхода топлива при полетах воздушных судов и движении автотранспорта по наиболее выгодным и спрямленным маршрутам.
8. Международное сотрудничество в области радионавигационных систем
Главными целями сотрудничества являются:
создание и обеспечение условий для комбинированного использования отечественными потребителями ГНС ГЛОНАСС, GPS и ГАЛИЛЕО;
взаимовыгодный информационный обмен в интересах совершенствования и развития навигационных средств и систем;
создание объединенных (международных) РНС "Чайка" - "Лоран-С".
Основные задачи сотрудничества: