В области разработки перспективных средств ГНС ГЛОНАСС основной задачей является завершение ОКР по созданию КА "Глонасс-К" с улучшенными ТТХ и проведение его летных испытаний с 2010 г. Основные качественные отличия КА "Глонасс-К" от КА "Глонасс-М" состоят в повышенном сроке активного существования (до 10 лет), наличии МСИ в полном объеме и аппаратуры, позволяющей решать задачу обнаружения терпящих бедствие объектов в реальном масштабе времени с точностью определения места аварии от 100 м. На смену этим КА должен придти КА "Глонасс-КМ". При этом предполагается поддержание группировки КА на уровне 30-32 единиц (табл. 6.1).
В соответствии с интересами национальной безопасности и расширением использования аппаратуры спутниковой навигации при развитии навигационных сигналов планируется сохранение существующих навигационных сигналов, обеспечивающих работоспособность существующего парка аппаратуры потребителей.
Функционирование орбитальной группировки должно поддерживаться совершенствованием орбитальной структуры, повышением автономности эфемеридно-временного обеспечения ГЛОНАСС, в том числе переносом основных функций ЭВО на борт КА, развитием и поддержанием инфраструктуры формирования базовых навигационных полей. В частности, совершенствование НКУ предполагает развертывание глобальной сети наземных измерительных средств (ИС), формирование высокостабильной шкалы системного времени и обеспечение ее синхронизации с государственным эталоном UTC (SU), повышение точностных характеристик ИС, повышение живучести и помехозащищенности средств НКУ ГЛОНАСС.
Планируется создание к 2014 г. и развитие СДКМ. В частности, предполагается развернуть 8 опорно-измерительных (контрольных) станций - Мурманская обл. (Ловозеро), Екатеринбург, Тюменская обл. (Ноябрьск), республика Саха (Якутск и Тикси), Магадан, Владивосток и Южно-Сахалинск. Предполагается дальнейшее развитие системы и с использованием глобальной сети станций сбора измерений СДКМ в пунктах за рубежом: Антарктида (Новолазаревская), Австралия (Брисбен), Никарагуа (Манагуа), Бразилия (Натал) и Индонезия (Джакарта).
Передачу информации потребителям предполагается вести с помощью передатчиков сигналов геостационарных космических аппаратов (ГКА) "Луч-5А", Луч-5Б" и "Луч-4" с точками стояния соответственно 16° з.д., 95° в.д. и 167° в.д., запуск которых намечен на 2011, 2012 и 2014 гг. соответственно.
Планируется также создание в рамках СДКМ системы высокоточного позиционирования с точностью навигационных определений на территории Российской Федерации и стран СНГ на уровне 3...5 см в реальном масштабе времени.
6.3. Морские ДПС ГНС
МДПС рассматриваются в качестве наиболее перспективных средств навигационного обеспечения мореплавания в прибрежных и проливных зонах, портах и узкостях, обеспечения водного транспорта на внутренних водных путях. МДПС имеют также возможности повышения точности местоопределения для решения таких задач, как выполнение гидрографических работ, прокладка подводных трубопроводов и автоматическая постановка в док при использовании фазовых методов определения навигационных параметров.
В соответствии с программой работ по ФЦП ГЛОНАСС в Российской Федерации должны быть введены в строй 49 ККС МДПС, 22 из которых на побережье морей Российской Федерации и по Северному морскому пути, а остальные 27 на внутренних водных путях России (табл. 6.1).
В целях недопущения взаимных помех смежных станций МДПС и радиомаяков (отечественных и сопредельных стран) под эгидой МАМС выполнена координация частотных присвоений в полосе Радионавигации 300 кГц для Европейской морской зоны. 18 сентября 2001 года соответствующий Частотный план был введен в действие. По решению 14 сессии FERNS создана рабочая группа из представителей стран-участниц Совета для разработки соответствующего Частотного плана по Дальневосточной морской зоне.
МДПС России предоставляется отечественным и зарубежным потребителям в бесплатное и доступное пользование, при объявлении о вводе каждой из МДПС в штатную эксплуатацию Российская Федерация гарантирует соответствие ее характеристик международным нормам и несет ответственность за качество функционирования данного средства навигационного оборудования.
6.4. Авиационные ЛДПС тина GBAS и РДПС типа GRAS
В настоящее время разработана, сертифицирована и принята для оснащения аэродромов гражданской авиации Российской Федерации наземная контрольно-корректирующая станция ЛККС-А-2000 производства НППФ "Спектр". Данная система соответствует требованиям выполнения посадки по I категории ИКАО. В дальнейшем, после разработки и принятия соответствующих SARPs ИКАО, предполагается ее доработка до требований II и III категорий. К концу 2010 г. в аэроузловых зонах и аэродромах Российской Федерации должно быть установлено 20 наземных контрольно-корректирующих станций ЛККС-А-2000. В последующие годы предполагается установка 8-10 станций в год, в соответствии с планами Росавиации.
Разработана и сертифицируется отечественная бортовая аппаратура GBAS. Разрабатывается нормативная база и конструкторская документация, необходимая для установки данной аппаратуры на различных типах воздушных судов и ее использования.
В настоящее время создание и применение в Российской Федерации региональных систем функционального дополнения типа GRAS не предполагается.
6.5. Региональные ДПС на основе ИФРНС
Предусматривается создание региональной (для Европейской территории Российской Федерации) дифференциальной подсистемы на базе передающих станций ИФРНС "Тропик-2Е" ("Чайка") в городах Петрозаводск, Сызрань, Карачев в соответствии с ОКР "Чайка-СНС" ФЦП "Глобальная навигационная система", а также ОКР "Пустырник". Создание аналогичных ДПС на основе мобильных ИФРНС "Тропик-2П" должно проводиться в ходе ОКР "Скорпион" (табл. 6.1).
Предполагается создание РДПС на основе РНС "Тропик-2В" - ОКР "СНС-Восток", "Тропик-2С" - ОКР "СНС-Север", Северо-Кавказской РНС "Тропик-2П" - ОКР "СНС-Юг" в рамках ФЦП "Глобальная навигационная система".
6.6. Центры управления и диспетчерские пункты наземного транспорта
Предусматривается создание и использование за пятилетие свыше 110 центров управления и диспетчерских пунктов автомобильного и городского электрического транспорта с дифференциальными опорными станциями.
6.7. Геодезические ДПС
В соответствии с ФЦП "Глобальная навигационная система" и ФЦП поддержания, развития и использования ГЛОНАСС на 2012-2020 гг. предусмотрено создание сети спутниковых дифференциальных геодезических станций (СДГС) на базе наблюдений спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. При этом для оснащения служб геодезии, картографии и землеустройства в пределах пятилетия существует потребность в более чем 530 опорных (референцных) дифференциальных станциях.
6.8. Производство и внедрение потребительской аппаратуры ГНС
К настоящему времени было разработано более 70 типов навигационно-временной аппаратуры гражданского и специального назначения, сравнимых по техническим характеристикам с зарубежными аналогами, включая разработку и освоение производства образцов приемоизмерительных модулей навигационных приемников, работающих по сигналам систем ГЛОНАСС и GPS. Уже к концу 2011 года - должен быть ряд образцов навигационно-временной аппаратуры гражданского и специального назначения, в том числе не менее 5 базовых модулей нового поколения мультисистемных (ГЛОНАСС, GPS, ГАЛИЛЕО) навигационных приемников и 20 образцов навигационно-временной аппаратуры гражданского назначения и систем на ее основе.
Основная задача при этом - развитие элементной базы с разработкой базового чипа ГЛОНАСС/GPS на одном кристалле.
Требуемый объем НАП для госсектора составит до 2012 г. включительно около 300000 комплектов. Объем сектора массовых потребителей в несколько раз превосходит потребности потребителей госсектора.
6.9. Радиотехнические системы дальней навигации
Радиотехнические системы дальней навигации "Маршрут", "Тропик-2" ("Чайка"), "Тропик-2П", "Марс-75" остаются (табл. 6.1) в качестве важных средств коррекции автономного счисления ЛА военного назначения и морских судов. По мере внедрения ГНС за ними будут оставаться функции резервных систем и функциональных дополнений (системы "Тропик-2", "Тропик-2П").
Эксплуатация системы "Маршрут" ("Альфа") в составе 4-х станций будет продолжаться до 2020 года, после чего будет решаться вопрос о целесообразности ее дальнейшего использования.
Системы "Тропик-2" ("Чайка") модернизируются в ходе ОКР "Пустырник" и продолжают работать вплоть до 2020 года.
Система "Тропик-2П" модернизируется в ходе ОКР "Скорпион" продолжает работать вплоть до 2020 года.
Эксплуатация действующих цепей РНС "Марс-75" планируется до выработки технического ресурса. Предполагается их заменена разрабатываемой в настоящее время системой "Скорпион", которая будет работать по крайней мере до 2020 года.
6.10. Радиотехнические системы ближней навигации
РСБН
Система РСБН-4Н (-8Н) будет продолжать работать в разрешенном диапазоне частот в качестве основного средства ближней навигации военных самолетов и вертолетов по крайней мере до 2012 года (табл. 6.1) и затем в качестве резервного средства. При этом должны проводиться необходимые мероприятия, связанные с корректировкой диапазона частот, и по поддержанию маяков в работоспособном состоянии.
Комплекс РМА-90, РМД-90, DVOR-2000, DME-2000. (типа ВОР/ДМЕ)
Комплекс совместим с зарубежной аппаратурой типа ВОР/ДМЕ и обеспечивает самолетовождение по воздушным трассам и районах аэродромов Российской Федерации, является основным радионавигационным средством в гражданской авиации и будет использоваться, пока это экономически целесообразно (табл. 6.1).
Комплекс ПРС-АРК
Комплекс ПРС-АРК будет продолжать использоваться в качестве радионавигационного средства обеспечения воздушных судов до момента их оснащения перспективными навигационными средствами, а затем - в качестве резервного и аварийного навигационного средства с постепенным снижением числа систем (табл. 6.1).
РНС БРАС-3 и РС-10
Разностно-дальномерные радионавигационные системы БРАС-3 и PC-10 предназначены для обеспечения судовождения в прибрежной зоне плавания и при подходе к портам. Эксплуатация действующих цепей РНС планируется до выработки технического ресурса. Будет заменена разрабатываемой в настоящее время системой "Спрут" и МДПС (табл. 6.1).
Системы ГРАС (ГРАС-2). "Крабик-Б". "Крабик-БМ"
Дальномерные радионавигационные системы ГРАС (ГРАС-2), "Крабик-Б" по-прежнему будут обеспечивать решение задач высокоточной геодезической привязки подвижных и стационарных надводных объектов в прибрежной зоне, специальных задач и задач гидрографии, требующих ультравысокой точности определения местоположения.
По мере выработки технического ресурса они будут сниматься с эксплуатации и заменяться разработанным в настоящее время радиогеодезическим комплексом "Крабик-БМ" (табл. 6.1).
6.11. Системы посадки
Системы СП-75 (-80, -90, -200)
Будучи стандартным средством обеспечения посадки ВС международной гражданской авиации (аналогом ИЛС), системы СП-75 (-80, -90, -200) будут эксплуатироваться, пока это будет экономически целесообразно (решение ИКАО). Возможна замена систем I категории на АЛДПС (табл. 6.1).
Системы ПРМГ-5 (76У)
Являясь основными инструментальными средствами посадки военной авиации, системы ПРМГ будут продолжать эксплуатироваться вплоть до 2015 года. При этом должны быть проведены доработки и модернизации систем для работы в разрешенной части диапазона частот. Предполагается замена устаревших систем на АЛДПС (табл. 6.1).