не сформирован "заказ на новую экономику и новую промышленность";
не развиты элементы рынка интеллектуальной собственности;
в Санкт-Петербурге в течение ряда лет не происходит увеличения количества патентных заявок;
наблюдается тотальный дефицит представительств транснациональных компаний - инновационных лидеров глобальных рынков;
потребность в повышении образовательного уровня работников предприятий и сокращения кадрового дефицита.
Задачи политики:
содействие изменению технологической базы городской промышленности и созданию новых технологических компаний.
Направления деятельности:
сохранение вклада промышленности в валовый региональный продукт Санкт-Петербурга на существующем уровне, а при благоприятных условиях - обеспечение его роста;
сохранение числа занятых в промышленности города при перераспределении занятых между разными сегментами промышленного рынка труда;
рост технологической сложности производимой продукции и рост продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме выпуска;
расширение "рекрутинга капитала" в целевых секторах промышленности города;
формирование оптимальной пространственной организации промышленности.
15.2. Сфера науки, высшего и среднего профессионального образования
Описание текущей ситуации, характеристика основных проблем.
Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России, где сосредоточено более 10 процентов научного потенциала страны. В Санкт-Петербурге осуществляют научные исследования и разработки более 350 научных организаций. Кадровый потенциал сферы науки и высшего профессионального образования составляет более 170 тысяч человек, в том числе более 9 тысяч докторов наук и более 26 тысяч кандидатов наук.
Численность работников, занятых научными исследованиями и разработками, составляет более 79 тысяч человек, в том числе более 43,5 тысяч исследователей. В вузах и научных организациях Санкт-Петербурга насчитывается более 15,4 тысяч аспирантов и 592 докторанта.
Общий объем финансирования научных исследований и разработок, осуществляемых в Санкт-Петербурге, составляет более 96 млрд руб., из которых более 60 процентов направлено на финансирование научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Количество передовых производственных технологий, созданных в Санкт-Петербурге в 2010 году, составило 127 единиц, количество используемых передовых производственных технологий составляет 4584 единицы. В 2010 году количество поданных патентных заявок составило 2748 единиц, количество выданных патентов - 2305 единиц.
Система высшего и среднего профессионального образования включает 52 государственных гражданских вуза, 43 негосударственных вуза, 75 государственных и 5 негосударственных учреждений среднего профессионального образования (включая высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования).
Общая численность студентов всех форм обучения составляет более 493 тысяч человек. Преподавательский состав вузов насчитывает около 30 тысяч человек, в том числе более 5 тысяч докторов наук и более 15 тысяч кандидатов наук. Преподавательский состав системы среднего профессионального образования насчитывает 5,6 тысяч человек.
В 2006-2010 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" профинансировано из федерального и городского бюджетов, а также из внебюджетных источников финансирования на реализацию инновационных образовательных программ 6 университетов, 7 колледжей, 6 образовательных учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга в общем объеме на сумму более 10,5 млрд. рублей.
Двум высшим учебным заведениям Санкт-Петербурга - Санкт-Петербургскому государственному университету и Санкт-Петербургскому государственному морскому техническому университету присвоен особый статус. В отношении четырех университетов (Санкт-Петербургский государственный горный институт им.Г.В.Плеханова (Технический университет); Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Санкт-Петербургский Академический университет - научно-образовательный центр нанотехнологий РАН) установлена категория "национальный исследовательский университет", что позволит каждому из вузов привлечь дополнительное финансирование из средств федерального бюджета в объеме до 1,8 млрд. рублей.
В рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 и 219 в Санкт-Петербурге реализуется 16 проектов по созданию высокотехнологичных производств с общим объемом финансирования более 5 млрд. рублей на три года и 6 проектов по развитию инновационной инфраструктуры с общим объемом финансирования более 660 млн.руб. на три года соответственно. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 220 двенадцати ученым из восьми вузов Санкт-Петербурга на конкурсной основе выделены гранты в размере 150 млн. рублей каждому для проведения научных исследований.
В целях оптимизации системы высшего и среднего профессионального образования Правительством Санкт-Петербурга обеспечено содействие в формировании вертикально и горизонтально интегрированных комплексов. В настоящее время создано 30 вертикально интегрированных университетских комплексов и 9 горизонтально интегрированных комплексов в системе среднего профессионального образования.
В Санкт-Петербурге на базе вузов, научных и промышленных организаций созданы и функционируют 12 инновационно-технологических центров (ИТЦ) общей площадью более 50 тыс.кв.м. В ИТЦ размещаются более 220 компаний-резидентов, осуществляющих научно-техническую и инновационную деятельность; создано более 2000 рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
В целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности с участием вузов и научных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, зарегистрировано более 85 организаций (предприятий), в которых организовано более 450 рабочих мест; более 200 сотрудников в таких организациях являются студентами, аспирантами, молодыми учеными.
В сфере науки и профессионального образования основными проблемами являются:
несовершенство цепочки создания инновационной продукции: фундаментальные научные исследования - прикладные, поисковые научные исследования - опытно-конструкторские работы - промышленное производство;
физический и моральный износ материально-технической базы научно-образовательной сферы и ее социальной инфраструктуры, недостаточно быстрые темпы ее обновления;
старение кадров, осуществляющих научную и научно-педагогическую деятельность, слабый приток молодежи в сферу науки и профессионального образования;
низкий спрос со стороны реального сектора экономики на инновационную продукцию, слабая инновационная активность предпринимательского сектора экономики;
несоответствие структуры спроса, предъявляемого со стороны бизнеса, имеющейся структуре научно-технологических заделов;
недостаточное развитие инновационной инфраструктуры;
несовершенство законодательства в сфере регулирования вопросов интеллектуальной собственности;
неполное соответствие уровня подготовки специалистов требованиям регионального рынка труда.
Задачи:
развитие научной деятельности и повышение качества высшего и среднего профессионального образования, содействие научно-техническому прогрессу, обеспечение интеграции науки и образования.
Направления деятельности:
создание благоприятных условий для прихода в науку и систему высшего и среднего профессионального образования талантливой молодежи, закрепление способных молодых исследователей и преподавателей в сфере науки и профессионального образования;
поддержка сохранившихся и возникающих научных (научно-педагогических) школ;
дальнейшая интеграция образования, науки и производства;
стимулирование спроса со стороны реального сектора экономики на результаты научных исследований и разработок;
стимулирование инновационной активности организаций предпринимательского сектора;
совершенствование законодательства в части регулирования вопросов интеллектуальной собственности;
содействие модернизации и обновлению материально-технической базы, повышение эффективности ее использования;
содействие развитию инновационной инфраструктуры;
повышение квалификации научно-педагогических работников образовательных учреждений;
формирование вертикально и горизонтально интегрированных образовательных комплексов, изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
внедрение образовательных стандартов нового поколения, разработка и реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями регионального рынка труда;