СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.43-2012 Автомобильные дороги Устройство обстановки дороги Часть 2 Нанесение дорожной разметки стр. 4

П р и м е ч а н и е – Разметочные машины для нанесения холодного пластика должны иметь
устройства для перемешивания компонентов и устройства для быстрой очистки (промывки) технологической линии машины на участке прохождения перемешанного материала.
5.6.6. Символьную разметку, а также линии разметки из холодного пластика наносят вручную с использованием специальных шаблонов (трафаретов), изготовленных в соответствии с требованиями 5.4.15.
5.6.7. Технологические операции при механизированном нанесении холодного пластика, в основном, аналогичны операциям, выполняемым при использовании термопластиков (см. 5.5.5), за исключением операций, связанных с приготовлением расплава материала.
5.6.8. При использовании двухкомпонентного холодного пластика, в котором отвердитель в виде порошка вводят в основную массу материала в соотношении 1:50, рекомендуется применять гравитационный метод нанесения разметки.
5.6.9. Для обеспечения равномерного перемешивания компонентов холодного пластика порошок-отвердитель следует вводить в емкость, в которой содержится основная масса материала, порциями в соответствии с инструкцией производителя материала.
5.6.10. После достижения требуемой в инструкции производителя материала длительности перемешивания компонентов холодного пластика смесь следует вылить в каретку разметочной машины и нанести линию до полной выработки материала в каретке.
5.6.11. После опустошения каретки следует очистить ее от невыра-ботанного материала и заполнить новым материалом.
5.6.12. При вынужденной остановке машины на длительный период материал следует удалить из каретки и промыть ее водным раствором синтетических моющих средств по ГОСТ 25644.
5.6.13. Спрей-технологию нанесения холодного пластика рекомендуется применять для многокомпонентных материалов, в которых соотношение двух жидких выходящих компонентов составляет от 1:1 до 1:5, а также для двухкомпонентного холодного пластика, в котором отвердитель в жидком виде вводят в основную массу материала в соотношении, близком к 1:20, с использованием разметочных машин, оснащенных двумя емкостями для разных компонентов и двумя гидронасосами для их подачи.
П р и м е ч а н и е – Смешивание компонентов в этом случае производят либо в смесителе,
расположенном перед форсункой, либо путем одновременной подачи двух компонентов из двух форсунок в заданном соотношении и в одном направлении.
5.6.14. При применении спрей-технологии следует не допускать схватывания материала в технологическом оборудовании и емкостях разметочной машины, своевременно выполняя очистку машины.
5.6.15. При нанесении линий разметки из холодного пластика вручную (как правило, для символьной разметки) используют двухкомпонентный холодный пластик, в котором отвердитель в виде порошка вводят в основную массу материала в соотношении порядка 1:50.
5.6.16. При нанесении символа (линии) разметки предварительно устанавливают его положение на дорожном покрытии, зафиксировав мелом ключевые точки. Затем по ключевым точкам производят оклейку контура линии с использованием бумажной самоклеющейся малярной ленты. После подготовки смеси (внесения отвердителя и перемешивания) материал выливают на покрытие в пределах трафарета и равномерно разравнивают шпателем с небольшим нахлестом на малярную ленту. Затем посыпают поверхность микростеклошариками в количестве, определяемом контрактом, и аккуратно снимают малярную ленту, обеспечивая ровные края линии.
5.6.17. Символы разметки, выполняемые с использованием холодного пластика, можно наносить также с использованием шаблонов, применяемых для ручной разметки краской (см. 5.4.15).
5.6.18. При нанесении разметки из холодного пластика предусматривают защиту нанесенной линии от наездов колес автомобилей на период схватывания слоя материала с использованием направляющих корпусов и вех в соответствии с 4.3.

5.7. Нанесение разметки из полимерных лент

5.7.1. Полимерные ленты для дорожной разметки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54306 (раздел 6).
5.7.2. Для разметки следует использовать полимерные ленты, имеющие клеевой слой на нижней поверхности и фотометрические характеристики (коэффициент яркости, коэффициент световозвращения и коэффициент дневной видимости), соответствующие требованиям ГОСТ Р 52289 (подпункт 6.2.1) в зависимости от дорожных условий.
Нанесение разметки из полимерной ленты следует производить методом ее втапливания в свежеуложенный неостывший слой дорожного покрытия или методом наклеивания.
5.7.3. Технологию втапливания полимерных лент применяют при укладке нового верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Полимерную ленту рекомендуется укладывать на свежеуложенное асфальтобетонное покрытие, имеющее температуру от + 50 °С до + 65 °С при температуре воздуха не менее + 20 °С, с использованием специального механизма – аппликатора или вручную, а затем укатывать дорожным катком массой до 2000 кг(от 2 до 4 проходов катка в направлении раскатывания ленты).
П р и м е ч а н и е – Предварительная разметка в этом случае должна быть выполнена на
горячем дорожном покрытии в процессе его укатки, а схема ограждения места производства работ должна соответствовать схеме, применяемой при укладке асфальтобетонного покрытия.
5.7.4. Технология наклеивания полимерных лент включает следующие операции:
прикатка ленты ручным катком или другим методом, указанным в технической документации производителя материала;
5.7.5. Полимерную ленту можно наклеивать на сухое и чистое асфальтобетонное покрытие, состоящее из плотного мелкозернистого асфальтобетона или песчаного асфальтобетона.
Приклеивание полимерных лент к дорожным покрытиям из щебеночно-мастичного материала; из обработанного битумом щебня или гравия; с поверхностной обработкой щебнем, обработанным битумом – не допускается из-за плохой адгезии ленты к шероховатым поверхностям дорожных покрытий.

5.8. Нанесение световозвращающего материала

5.8.1. В качестве световозвращающего материала для обеспечения видимости разметки в темное время суток применяют микростеклошарики, соответствующие требованиям ГОСТ Р 53172 (разделы 5 и 6).
5.8.2. Нанесение микростеклошариков на поверхность линий разметки проводят в автоматизированном режиме специальным пневматическим распределителем, входящим в комплект разметочных машин.
5.8.3. Перед началом работы микростеклошарики через сито с сеткой № 2 по ГОСТ 6613 засыпают в емкость разметочной машины. Если микростеклошарики потеряли сыпучесть из-за попадания влаги, их нельзя использовать без предварительного просушивания до достижения легкосыпучего состояния.
В процессе работы разметочной машины микростеклошарики под давлением воздуха через форсунку, расположенную позади устройства, формирующего основной разметочный материал, наносят на поверхность линии разметки.
Расходмикростеклошариковрегулируютдавлениемвоздухавраспределителе, а ширину россыпи – высотой расположения форсунки.
5.8.4. При ручном нанесении дорожной разметки микростеклошарики также наносят вручную или с использованием специальных ручных пневматических пистолетов.

5.9. Нанесение фрикционного материала

5.9.1. Нанесение фрикционного материала на линии горизонтальной дорожной разметки с целью повышения сцепления шин автомобиля с поверхностью разметки рекомендуется выполнять в местах, определенных по контракту.
5.9.2. В качестве фрикционного материала для повышения сцепления колес автомобиля с линией разметки применяют частицы дробленных светлых прочных горных пород (например, кварца с твердостью по Шору от 7 до 8 ед.) размером от 0,5 до 1,0 мм, имеющих коэффициент яркости по ГОСТ 52575 не ниже 70 %.
5.9.3. Фрикционные материалы используют в смеси с микростекло-шариками в количестве до 25 % массы последних.
5.9.4. Нанесение смеси микростеклошариков с фрикционным материалом производят аналогично нанесению микростеклошариков (см. 5.8.2 – 5.8.4).

5.10. Нанесение структурной и профилированной разметки

5.10.1. Структурную и профилированную разметку выполняют из термопластиков и холодных пластиков с применением экструдерной или гравитационной технологии нанесения.
5.10.2. Для нанесения структурной разметки в виде капель с применением экструдерной технологии применяют разметочную машину, содержащую вращающийся перфорированный барабан, расположенный перед щелевыми заслонками.
Для нанесения профилированной разметки с применением гравитационной технологии применяют разметочную машину, имеющую в задней части каретки перемещающуюся заслонку, периодически поднимающуюся для локального увеличения толщины линии разметки.
5.10.3. Технология производства работ и требования к разметочным материалам при нанесении структурной и профилированной разметки должны быть аналогичны технологиям и требованиям, изложенным в 5.5 для термопластиков и в 5.6 для холодных пластиков.

5.11. Нанесение вертикальной дорожной разметки

5.11.1. Вертикальную дорожную разметку выполняют из красок белого и черного цвета, соответствующих требованиям ГОСТ Р 52575 (пункт 5.1).
5.11.2. Вертикальную дорожную разметку наносят вручную аналогично 5.4.15 настоящего стандарта.

6. Контроль соответствия требованиям к производству работ

6.1. Контроль соответствия требованиям к производству работ по нанесению разметки в соответствии с «Рекомендациями по контролю качества горизонтальной дорожной разметки» [5] подразделяют на четыре стадии: входной, операционный, приемочный и эксплуатационный.