СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.43-2012 Автомобильные дороги Устройство обстановки дороги Часть 2 Нанесение дорожной разметки стр. 2

дорожная разметка: Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.
гидравлический (безвоздушный) метод: Способ нанесения разметки с использованием краски путем подачи материала через специальные форсунки под высоким давлением за счет гидравлического сжатия, создаваемого гидронасосом поршневого или диафрагменного типа.
гравитационный метод: Способ нанесения разметки с использованием термопластика или холодного пластика путем вытекания материала под собственным весом через щелевое отверстие каретки при движении разметочной машины.
координаты цветности: Характеристика цвета разметки в колориметрической системе МКО 1931 г. по ГОСТ Р 51256.
коэффициент дневной видимости: Характеристика видимости дорожной разметки водителем из транспортного средства в светлое время суток при рассеянном солнечном свете или в темное время суток при наличии искусственного освещения дороги (по ГОСТ Р 52289 этот показатель имеет наименование «светоотражение при диффузном дневном или искусственном освещении»).
коэффициент световозвращения: Характеристика видимости разметки водителем из транспортного средства в темное время суток при освещении ее фарами транспортного средства.
коэффициент яркости: Характеристика видимости разметки в светлое время суток при наблюдении в направлении, перпендикулярном плоскости ее расположения.
краска (эмаль): Композиционный материал, который в исходном виде представляет собой жидкую суспензию пигмента и минеральных наполнителей в растворе полимерного связующего с включением технологических и функциональных добавок.
микростеклошарики: Прозрачные частицы стекла сферической формы, применяемые в качестве световозвращающих элементов для дорожной разметки с целью обеспечения ее ночной видимости в свете фар автомобилей.
пневматический (аэрозольный) метод: Способ нанесения разметки с использованием краски путем подачи материала через форсунки под давлением воздуха, создаваемым компрессором, с образованием аэрозольного факела на выходе из форсунок.
полимерная лента для дорожной разметки: Готовые формы разметки в виде полосы (в рулонах) или фрагментов символов разметки из полимерного материала.
предварительная разметка: Линии, выполненные из краски в виде периодических точек диаметром от 3,0 до 7,0 см с расстоянием между ними от 1,0 до 3,0 м, или нитевидной полосой, фиксирующие проектное положение линий разметки, по которым ориентируются при нанесении разметочного материала.
профилированная разметка: Горизонтальная дорожная разметка из термопластиков или холодных пластиков, которая служит для улучшения ночной видимости разметки при наличии влаги на поверхности (во время дождя), нанесенная сплошным слоем, имеющим периодические выступы или другие специально созданные неровности, создающие шумовой эффект при большой высоте выступов.
спрей-метод: Метод нанесения разметки с использованием термопластика или холодного пластика путем пневматического или гидравлического напыления.
структурная разметка: Горизонтальная дорожная разметка из термопластиков или холодных пластиков, нанесенная не сплошным слоем, а отдельными фрагментами (каплями) в пределах заданной ширины линии, предназначенная для улучшения ночной видимости разметки при наличии влаги на поверхности (во время дождя), а также для повышения сцепления колеса автомобиля с линией разметки.
термопластик: Композиционный материал, который в исходном виде представляет собой порошковую смесь компонентов, или литые объемные элементы (брикеты, гранулы и т.п.) из остывшего расплава материала, или плоские готовые формы разметки (фрагменты символов и линий) из остывшего расплава материала.
функциональная долговечность: Период времени, в течение которого разметка отвечает требованиям данного стандарта, а ее разрушение или износ по площади не влияет на восприятие участниками движения заложенной информации.
холодный пластик для дорожной разметки: Композиционный материал, который в исходном виде представляет собой текучую суспензию основных компонентов и отдельно прилагаемый отвердитель.
экструдерный метод: Способ нанесения разметки с применением термопластика путем подачи материала через щелевые отверстия под давлением, создаваемым шнековым механизмом.

4. Организация работ по нанесению разметки

4.1. Работы по нанесению дорожной разметки производят на основании разработанного проекта организации движения, включающего схему дорожной разметки.
На основе проекта рекомендуется составить календарный график выполнения работ с учетом приоритета дорог и технического состояния покрытия.
В соответствии с календарным графиком следует уточнить комплектность оборудования, его техническое состояние и укомплектованность разметочных бригад специалистами.
4.2. Дорожное покрытие, на которое наносят разметку, должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597. В случаях, когда состояние покрытия не соответствует этим требованиям, решение о целесообразности проведения работ принимается до начала нанесения разметки.
4.3. Обустройство мест производства работ необходимыми техническими средствами рекомендуется проводить с учетом методических рекомендаций «Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ» [1], «Инструкции по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» ВСН 37-84 [2], «Временных технических требований к горизонтальной дорожной разметке городских магистралей и улиц, Правила нанесения и демаркировки» ВН-01-01 [3], «Рекомендаций по устройству горизонтальной дорожной разметки безвоздушным способом» [4].
4.4. При планировании работ по нанесению дорожной разметки и их выполнении на строительной площадке безопасность труда рабочих следует обеспечивать с учетом требований СНиП 12-03 и СНиП 12-04, а организацию строительных работ – с учетом требований СНиП 3.06.03.

5. Правила нанесения дорожной разметки и материалы, применяемые при производстве работ

5.1. Состав технологического процесса

5.1.1. Технологический процесс нанесения разметки включает следующие группы работ:
  • нанесение предварительной разметки;
  • подготовка поверхности дорожного покрытия;
  • нанесение основного разметочного материала (краски, термопластика, холодного пластика, полимерной ленты);
  • нанесение микростеклошариков или смеси микростеклошариков с фрикционным материалом на поверхность основного разметочного материала;
  • обеспечение мероприятий по недопущению движения транспорта по нанесенным линиям дорожной разметки на время их формирования.

5.2. Нанесение предварительной разметки

5.2.1. Предварительную разметку дорожного покрытия производят вручную или с использованием специальных устройств, входящих в комплект разметочных машин.
5.2.2. Нанесение предварительной разметки вручную начинают с выноса на дорожное покрытие контрольных точек линий разметки (начала и конца линий, положения линий в поперечном профиле), заложенных в проекте организации движения. Для измерений используют рулетку по ГОСТ 7502. Точки фиксируют краской или меловыми засечками. Затем по контрольным точкам укладывают (натягивают) шнур, изготовленный по ГОСТ 29231, и краской с помощью кистей, изготовленных по ГОСТ 10597, наносят линии или «точки» предварительной разметки, ориентируясь по положению уложенного шнура.
5.2.3. Линии предварительной разметки, параллельные нанесенным вручную, могут быть нанесены с помощью разметочной машины с установленным на ней телескопическим кронштейном с маркером предварительной разметки. Расстояние между следящим устройством разметочной машины и маркером устанавливают равным расстоянию между параллельными линиями разметки. Оператор разметочной машины в движении ориентирует следящее устройство по нанесенной линии предварительной разметки, в это время маркером наносится параллельная ей линия.
5.2.4. На цементобетонных покрытиях при попадании продольной линии дорожной разметки на продольный шов ее следует наносить рядом со швом по ГОСТ 52289 (подпункт 6.1.4) не ближе, чем на 5,0 см от него.

5.3. Подготовка поверхности дорожного покрытия

5.3.1. Дорожное покрытие при нанесении разметки должно быть сухим и очищенным от загрязнений.
5.3.2. Загрязнение на покрытии дороги должно быть очищено с использованием поливомоечной машины (промывка и очистка щеткой) или специальной машины, оснащенной комбинацией щеточного и воздуходувного оборудования. При очистке дорожного покрытия с использованием поливомоечной машины перед нанесением разметочного материала необходимо дождаться высыхания покрытия.
5.3.3. При наличии влаги на дорожном покрытии его следует просушить предназначенным для этого оборудованием, например, оснащенным газовыми горелками инфракрасного излучения по ГОСТ 25696.
5.3.4. При наличии остатков старой разметки их удаление (демаркировку дорожного покрытия) следует предусматривать в следующих случаях:
  • при несоответствии старой разметки утвержденной схеме организации движения;
  • при суммарной толщине слоев старой и новой разметки, превышающей предельно допустимое по ГОСТ Р 51256 (пункт 4.3) значение (6,0 мм).
      1. Перед нанесением новой разметки сохранившиеся элементы старой разметки следует удалить с использованием фрезерных механизмов, изготовленных по ГОСТ 51666, или с применением другого оборудования, допускающего выжигание разметки, а также срезку асфальтобетонного покрытия на глубину не более 2,0 мм, рекомендуемую во «Временных технических требованиях к горизонтальной дорожной разметке городских магистралей и улиц» ВН 01-01 [3].

5.4. Нанесение разметки из краски

5.4.1. Краски для дорожной разметки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52575 (пункт 5.1), но для применения рекомендуются материалы классов не ниже В7, НВ2 и ВВ3 по ГОСТ Р 52575.
5.4.2. Нанесение краски следует производить при температуре и относительной влажности воздуха, а также температуре дорожного покрытия, которые соответствуют требованиям, указанным производите-лем в инструкции по применению материала. Рекомендуемая температура покрытия при нанесении краски должна быть не ниже + 15 °С, а относительная влажность воздуха – не более 85 %. Для измерения температуры покрытия применяют пирометры по ГОСТ 28243, а для измерения влажности воздуха – гигрометры по ГОСТ 17142 и ГОСТ 23382.
5.4.3. Однокомпонентные краски следует наносить на сухое и чистое дорожное покрытие.
П р и м е ч а н и е – Многокомпонентные краски химического отверждения допускается
наносить на влажное покрытие при наличии в инструкции по применению материала правил его нанесения.
5.4.4. Нанесение разметки из краски осуществляют методами пневматического (аэрозольного) или гидравлического (безвоздушного) распыления. При использовании многокомпонентных красок используют разметочные машины, оснащенные оборудованием, включающим устройства для смешивания компонентов.
При использовании аэрозольного оборудования рекомендуется применять краски по ГОСТ Р 52575 класса УВ3 по условной вязкости, а при использовании безвоздушного оборудования – краски класса УВ2 по условной вязкости и класса СП2 по степени перетира (по ГОСТ Р 52575).
5.4.5. Технология нанесения разметки из краски включает следующие операции: