СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.43-2012 Автомобильные дороги Устройство обстановки дороги Часть 2 Нанесение дорожной разметки стр. 3

установка ограждающих и направляющих устройств, защищающих разметку от наездов автомобилей до полного высыхания материала;
5.4.6. Перемешивание краски в емкости следует выполнять с использованием деревянных палок. При наличии в краске трудноразмешиваемого осадка, не позволяющего обеспечить однородность материала перемешиванием, рекомендуется приостановить использование данного материала.
5.4.7. Заправку рабочих емкостей разметочной машины рекомендуется производить с процеживанием материала через сито с сеткой № 05 по ГОСТ 6613.
5.4.8. Подготовка самоходной разметочной машины к работе осуществляется в соответствии с инструкцией производителя машины и включает следующие операции:
  • установка рабочего агрегата и места оператора на нужную, правую или левую, сторону машины в зависимости от вида наносимой линии (при наличии такой возможности на машине) и соответствующая регулировка следящего устройства;
  • установка на разметочной машине и на машинах прикрытия требующихся дорожных знаков;
  • заправка рабочих емкостей разметочным материалом;
  • установка на компьютере машины требуемого расхода разметочных материалов или регулировка расхода под требуемое значение при отсутствии такой функции на компьютере;
  • установка на оборудовании требуемой ширины линии разметки;
  • установка на компьютере машины типа наносимой линии;
  • пробное нанесение линии длиной от 50 до 100 м.
5.4.9. Рабочий агрегат и рабочее место оператора (при возможности их регулировки) устанавливают таким образом, чтобы при нанесении линии разметочная машина перемещалась по проезжей части в направлении потока, движущегося по данной полосе движения. Положение визира следящего устройства разметочной машины устанавливают таким образом, чтобы при прямом движении машины оно совпадало с осью наносимой линии (положением форсунки).
5.4.10. При отсутствии функции задания расхода материала в компьютере разметочной машины расход рекомендуется регулировать давлением краски (воздуха) и скоростью движения разметочной машины, а также заменой форсунки на форсунку с другим размером отверстия.
5.4.11. Размер наносимой линии разметки в агрегатах безвоздушного нанесения следует регулировать подъемом или опусканием форсунок. При замене форсунки на форсунку с другим размером отверстия следует заново отрегулировать расход материала, а затем ширину линии.
5.4.12. На разметочной машине, оборудованной агрегатами пневматического типа, ширина линий разметки должна быть задана регулированием положения форсунки в горизонтальной плоскости, а равномерность толщины наносимого материала должна быть обеспечена регулированием высоты расположения форсунки.
5.4.13. При использовании разметочной машины, оборудованной компьютером, тип наносимой линии (сплошная или прерывистая) и длина штрихов-интервалов для прерывистых линий должны задаваться на бортовом компьютере машины.
5.4.14. При нанесении продольных линий разметки с использованием самоходных разметочных машин машинист (или водитель и оператор) должен ориентировать следящее устройство по нанесенной линии предварительной разметки или по сохранившейся линии старой разметки при ее обновлении.
5.4.15. При нанесении линий разметки ручным способом (для символьной и поперечной разметки) следует использовать шаблоны (трафареты), изготовленные из оцинкованной листовой стали толщиной от 0,8 до 1,2 мм по ГОСТ 14918, листов из алюминиевых сплавов толщиной от 1,0 до 2,0 мм по ГОСТ 21631 или линолеума толщиной от 2,0 до 3,0 мм по ГОСТ 7251, которые создают путем вырезания из листа элемента разметки.
5.4.16. Шаблон укладывают на дорожное покрытие, предварительно установив и зафиксировав мелом положение линии символа разметки.
5.4.17. Краску в границах выреза в шаблоне наносят равномерным слоем с помощью краскораспылителя, входящего в комплект разметочной машины, веерообразными движениями от края шаблона к центру.
5.4.18. Защиту нанесенных материалов от наезда на них автомобилей следует выполнять в соответствии с рекомендациями 4.3.

5.5. Нанесение разметки из термопластика

5.5.1. Термопластики для дорожной разметки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52575 (пункт 5.2).
5.5.2. Нанесение термопластика следует производить при температуре и относительной влажности воздуха, а также температуре дорожного покрытия, которые соответствуют требованиям, указанным производителем в инструкции по применению материала. Рекомендуемая температура покрытия при нанесении термопластика должна быть не ниже + 10 °С, а относительная влажность возду ха – не более 85 %. Температуру покрытия следует определять с использованием пирометра по ГОСТ 28243, а влажность воздуха – с помощью гигрометра по ГОСТ 17142 или ГОСТ 23382.
5.5.3. Термопластик следует наносить на сухое и чистое дорожное покрытие.
5.5.4. Для нанесения разметки из термопластика с помощью самоходных разметочных машин следует применять оборудование, работающее с использованием гравитационного и экструдерного методов или спрей-метода.
При выборе марки термопластика следует учитывать возможность его использования с применяемым типом технологического оборудования, что, как правило, отмечено в инструкции по применению материала.
Символьную разметку, а также и линии разметки из термопластика наносят вручную из готовых форм материала.
5.5.5. Технология механизированного нанесения разметки из термопластика включает следующие операции:
нанесение термопластика на дорожное покрытие с обеспечением прикрытия разметки от наездов для отверждения материала;
П р и м е ч а н и е – Маточные котлы предназначены для заблаговременного приготовления расплава большого количества термопластика (от 1,0 до 2,0 м3) с целью периодической дозаправки расплавом котла разметочной машины, имеющего емкость до 0,5 м3. Маточные котлы устанавливают либо в кузове машины, буксирующей прицеп с разметочной машиной, либо на грузовой платформе.
5.5.6. Котлы при подготовке к работе должны быть очищены от остатков материала с использованием водных растворов синтетических моющих средств по ГОСТ 25644. Должна быть проверена исправность разогревающего и перемешивающего устройств котла.
5.5.7. При приготовлении расплава термопластика следует строго соблюдать температурный режим, продолжительность операции разогрева и перемешивания (включения перемешивающего устройства), указанные производителем в инструкции по применению материала.
5.5.8. Подготовка самоходной разметочной машины к работе включает следующие операции:
  • установка рабочего агрегата и места оператора на нужную сторону машины в зависимости от вида наносимой линии (при наличии такой возможности на машине) и регулировка следящего устройства;
  • установка требующихся дорожных знаков на разметочной машине и на машинах прикрытия;
  • заправка котла машины расплавом термопластика;
  • регулировка расхода термопластика под требуемое значение;
  • установка на оборудовании требуемой ширины линии разметки;
  • установка на компьютере машины типа наносимой линии;
  • пробное нанесение линии.
5.5.9. Рабочий агрегат и рабочее место оператора (при возможности их регулировки) устанавливают таким образом, чтобы при нанесении линии разметочная машина перемещалась по проезжей части в направлении потока, движущегося по данной полосе движения. Положение визира следящего устройства разметочной машины устанавливают таким образом, чтобы при прямом движении машины оно совпадало с осью наносимой линии разметки.
5.5.10. Заправку котла разметочной машины следует выполнять путем слива расплава материала из маточного котла. Во избежание попадания инородных предметов, а также комков разметочного материала, слив расплава рекомендуется производить через сито с сеткой № 2,5 по ГОСТ 6613.
5.5.11. Расход материала при нанесении линии следует отрегулировать следующими способами:
  • на гравитационном оборудовании (каретке) – изменением скорости движения машины;
  • на экструдерном оборудовании – изменением ширины раскрытия щелевой заслонки, частоты вращения шнека, скорости движения разметочной машины;
  • на спрей-оборудовании – изменением давления воздуха, создаваемого компрессором разметочной машины, скорости движения разметочной машины, заменой форсунки на форсунку с другим размером отверстия.
5.5.12. Толщина линии разметки при использовании гравитационной и экструдерной технологии должна составлять от 3,0 до 5,0 мм, а при спрей-технологии – от 1,0 до 2,0 мм.
5.5.13. Ширину наносимой линии разметки задают:
  • на гравитационном оборудовании – установкой каретки, имеющей фиксированное отверстие;
  • на экструдерном оборудовании – фиксированием необходимой ширины на бортовом компьютере разметочной машины, обеспечивающим автоматическое открытие или закрытие сегментных заслонок механизма;
  • на спрей-оборудовании – изменением высоты форсунок или путем замены форсунки на форсунку с другим размером отверстия.
5.5.14. Пробное нанесение линий разметки из термопластика длиной от 50 до 100 м выполняют с применением листовых подкладок, изготовленных из оцинкованной листовой стали толщиной от 0,8 до 1,2 мм по ГОСТ 14918, линолеума толщиной от 2,0 до 3,0 мм по ГОСТ 7251 или листов из алюминиевых сплавов толщиной от 1,0 до 2,0 мм по ГОСТ 21631.
5.5.15. При нанесении продольных линий разметки с использованием самоходных разметочных машин машинист (или водитель и оператор) ориентируют следящее устройство по нанесенной линии старой разметки при ее обновлении или по точкам предварительной разметки при отсутствии старой разметки.
5.5.16. При нанесении линий разметки из термопластика вручную (для символьной разметки), используют готовые формы. Допускается использовать фрагменты символов и линий из термопластика, изготовленные в заводских условиях по ГОСТ Р 53170.
5.5.17. Из фрагментов выкладывают на дорожном покрытии символ (линию) разметки, предварительно установив и зафиксировав мелом его положение. Затем материал разогревают до плавления с использованием инжекторных газовоздушных горелок, газовых линеек-разогревателей, или другим подобным оборудованием и ожидают, когда после остывания до температуры + 40 С материал затвердеет.
5.5.18. При разогреве готовых форм следует следить, чтобы материал был расплавлен на всю толщину слоя, и не допускать перегрев (горение) термопластика, контролируя его температуру с помощью пирометров по ГОСТ 28243.
5.5.19. При нанесении разметки из термопластика следует предусмат-ривать защиту нанесенной линии от наездов колес автомобилей на период остывания слоя материала с использованием направляющих конусов и вех в соответствии с 4.3.

5.6. Нанесение разметки из холодного пластика

5.6.1. Холодные пластики для дорожной разметки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52575 (пункт 5.3).
5.6.2. Нанесение холодного пластика следует производить при температуре и относительной влажности воздуха, а также температуре дорожного покрытия, которые соответствует требованиям, указанным производителем в инструкции по применению материала. Температуру покрытия следует определять с помощью пирометров по ГОСТ 28243, а влажность воздуха с помощью гигрометров по ГОСТ 17142 и ГОСТ 23382.
5.6.3. Холодный пластик следует наносить на сухое и чистое дорожное покрытие.
П р и м е ч а н и е – В случаях, предусмотренных в инструкции производителя холодного
пластика, допускают его нанесение и на влажное дорожное покрытие.
5.6.4. Выбор технологии нанесения холодного пластика следует выполнять с учетом марки используемого разметочного материала, способа внесения в материал отвердителя и способа перемешивания компонентов материала.
5.6.5. Для нанесения разметки из холодного пластика с помощью самоходных разметочных машин допускается применять оборудование, работающее с использованием гравитационного и экструдерного методов или спрей-метода.