Стационарное электрическое наружное освещение в темное время суток следует предусматривать на всех внутренних автомобильных дорогах промышленных предприятий (кроме служебных и патрульных дорог), работающих в две и три смены, а в северных районах (за пределами Полярного круга) - и в одну смену. Яркость поверхности дорог должна быть не ниже 0,5 - 0,3 кд/м2.
Большие значения освещенности надлежит применять на опасных участках дорог (при интенсивности движения более 250 автомобилей в час, в местах пересечений с другими дорогами в одном уровне, на железнодорожных переездах, в пунктах погрузки и выгрузки, на пешеходных переходах).
Электрическое освещение автомобильных дорог предприятий следует проектировать по СНиП 23-05-95 с учетом требований СНиП 2.05.02-85 и настоящего раздела
Опоры светильников наружного освещения на прямых участках дорог следует располагать за бровкой земляного полотна. В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине при соблюдении требований СНиП II-89-80* в части расстояний до кромки проезжей части, предусматривая нанесение на них вертикальной разметки. Допускается располагать опоры светильников на разделительной полосе шириной не менее 5 м. При расположении отдельных опор на обочинах дорог, по которым осуществляются пассажирские автоперевозки, а также на разделительной полосе необходимо предусматривать их ограждение".
3.4.6 Какие требования предъявляются к устройству и эксплуатации железнодорожных путей на территории строительной или производственной площадки?
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог, утвержденными Министерством путей сообщения, "Переезды следует оборудовать световой сигнализацией и шлагбаумами. Движение транспорта через железнодорожные пути в других местах не допускается.
В местах пересечения автомобильных дорог с рельсовыми путями должны быть сделаны сплошные настилы (переезды) с контррельсами, уложенными в уровень с головками рельсов.
Прокладка рельсовых путей должна производиться, как правило, за пределами призмы обрушения грунта выемки (котлована, траншеи), стенки которой не закреплены, а их размещение в пределах призмы обрушения грунта выемок с креплениями допускается при условии предварительной проверки расчетом прочности крепления с учетом коэффициента динамичности нагрузки".
3.4.7 Какие подъездные пути к зданиям и сооружениям на производственных территориях должны быть устроены, исходя из требований правил пожаробезопасности?
В соответствии с требованиями постановления Госстроя СССР от 30 декабря 1980 г. N 213 (с изм. N 1, 2, 3, 4) "Генеральные планы промышленных предприятий" (пп.3.43 - 3.48) "Предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
При размере стороны площадки предприятия более 1000 м и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м.
Примечание. Огражденные участки внутри площадок предприятий (открытые трансформаторные подстанции, склады и т.п.) площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.
К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
К зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.
Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м.
В необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.
Примечания:
1*. За ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями.
2. К водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12х12 м.
3. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части.
4*. Подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.
Ширину проездов на территории предприятия надлежит принимать из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями, приведенных в табл. I* и требуемых санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
В проезде следует предусматривать, как правило, одну автомобильную дорогу. Устройство двух автомобильных дорог в одном проезде допускается:
а) при площади покрытия одной автомобильной дороги с подъездами, равной или превышающей площади покрытия двух автомобильных дорог с подъездами;
б) при сложном рельефе площадки предприятия, требующем устройства дорог в разных уровнях, для обеспечения въездов средств безрельсового транспорта в производственные здания".
3.4.8 Какие меры безопасности следует выполнять при складировании материалов у незакрепленных выемок (котлованов, траншей)?
В соответствии с требованиями п.6.3.1 СНиП 12-03-2001 "Складирование материалов, прокладка транспортных путей, установка опор воздушных линий электропередачи и связи должны производиться за пределами призмы обрушения грунта незакрепленных выемок (котлованов, траншей), а их размещение в пределах призмы обрушения грунта у выемок с креплением допускается при условии предварительной проверки устойчивости закрепленного откоса по паспорту крепления или расчетом с учетом динамической нагрузки".
3.4.9 На каких грунтах запрещается создавать складские площадки для складирования материалов и изделий?
В соответствии с требованиями п.6.3.2 СНиП 12-03-2001 "Запрещается осуществлять складирование материалов, изделий на насыпных неуплотненных грунтах".
В соответствии с требованиями п.6.3.2 СНиП 12-03-2001 "Складские площадки должны быть защищены от поверхностных вод".
В соответствии с ГОСТ 12.3.009-76 все операции, связанные с погрузкой, разгрузкой и перемещением грузов и относящиеся к категории тяжелых работ, должны быть механизированы.
Поверхности площадок для складирования должны быть ровными, без выбоин и иметь уклон не более 5°. Покрытие площадок для складирования должно быть равноценно покрытию подъездных путей к ним. С площадок открытого складирования должен быть обеспечен отвод поверхностных вод.
В зимнее время площадки для складирования должны регулярно очищаться от снега и льда и посыпаться песком.
Движение автотранспорта на складах и площадках для складирования должно регулироваться Правилами дорожного движения.
При въезде на территорию склада или площадки для складирования должна быть вывешена схема с изображением направления движения, мест погрузки и выгрузки или стоянки транспортных средств.
На площадках для погрузки и выгрузки тарных штучных грузов (тюков, ящиков, бочек, рулонов и др.), хранящихся в складах, должны быть устроены платформы, эстакады или рампы высотой, равной высоте пола транспортных средств.
При неодинаковой высоте пола транспортных средств и платформы при погрузочно-разгрузочных работах должны применяться трапы.
Грузы в ящиках и кипах должны быть уложены в устойчивые штабеля. Грузы в мешках и кулях должны укладываться в штабеля в перевязку.
3.4.10 Какие требования безопасности предъявляются к складированию материалов, конструкций и изделий и оборудования на строительной площадке и рабочих местах?
Материалы, изделия, конструкции и оборудование при складировании на строительной площадке и рабочих местах должны укладываться в соответствии с требованиями п.6.3.3 СНиП 12-03-2001.
В соответствии с требованиями п.6.3.4 СНиП 12-03-2001 "Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам, деревьям и элементам временных и капитальных сооружений не допускается.
Подавать материалы, изделия, строительные конструкции и узлы оборудования на рабочие места необходимо в технологической последовательности, обеспечивающей безопасность работ. Складировать материалы и оборудование на рабочих местах следует так, чтобы они не создавали опасности при выполнении работ и не загромождали проходы".
Лакокрасочные, изоляционные, отделочные и другие материалы, выделяющие взрывоопасные или вредные вещества, разрешается хранить на рабочих местах в количествах, не превышающих сменной потребности (п.6.6.10 СНиП 12-03-2001).
Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ, на настиле опалубки не допускается.
Размещать на крыше здания, сооружения материалы, в частности при проведении кровельных и других работ, допускается только в местах, предусмотренных проектом производства работ, с принятием мер против их падения, в том числе от воздействия ветра.
3.4.11 Как производится складирование кирпича на рабочих местах и строительной площадке?
В соответствии с требованиями п.6.3.3 СНиП 12-03-2001 складирование кирпича на рабочих местах и строительной площадке производится:
кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м.