3.3.2 Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.
Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.
3.4 Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата
3.4.1 Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
3.4.2 Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более, чем на три года.
3.4.3 При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
3.5 Применение знака соответствия при обязательной сертификации
3.5.1 Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции (утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068).
3.5.2 Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.
3.5.3 Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
3.6.1 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.6.2 Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6.3 Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.
3.6.4 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:
анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;
разработку программы инспекционной проверки;
создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной проверки;
оформление результатов и принятие решения.
3.6.5 Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
3.6.6 В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата.
3.6.7 Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.
3.6.8 При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие сертификата;
информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
3.6.9 После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
3.6.10 В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
IV. Информация о проведении обязательной сертификации
4.1 Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе его выдавшем).
4.2 Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.
4.3 Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
V. Рассмотрение апелляций
5.1 При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг.
5.2 Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.
5.3 Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.
Приложение
к Правилам сертификации работ
и услуг в Российской Федерации
к Правилам сертификации работ
и услуг в Российской Федерации
1. Схемы сертификации
┌────┬───────────────────┬──────────────────┬───────────────────────────┐
│Но- │ Оценка │Проверка (испыта- │Инспекционный контроль │
│мер │ выполнения работ, │ния) результатов │сертифицированных работ и │
│схе-│ оказания услуг │работ и услуг │услуг │
│мы │ │ │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 1 │ Оценка мастерства │Проверка (испыта- │Контроль мастерства │
│ │ исполнителя работ │ния) результатов │исполнителя работ и услуг │
│ │ и услуг │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 2 │ Оценка процесса │Проверка (испыта- │Контроль процесса │
│ │ выполнения работ, │ния) результатов │выполнения работ, │
│ │ оказания услуг │работ и услуг │оказания услуг │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 3 │ Анализ состояния │Проверка (испыта- │Контроль состояния │
│ │ производства │ния) результатов │производства │
│ │ │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 4 │ Оценка организации│Проверка (испыта- │Контроль соответствия │
│ │ (предприятия) │ния) результатов │установленным требованиям │
│ │ │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 5 │ Оценка системы │Проверка (испыта- │Контроль системы качества │
│ │ качества │ния) результатов │ │
│ │ │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 6 │ - │Рассмотрение дек- │Контроль качества │
│ │ │ларации о соответ-│выполнения работ, │
│ │ │ствии с прилагае- │оказания услуг │
│ │ │мыми документами │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 7 │ Оценка системы │Рассмотрение дек- │Контроль системы качества │
│ │ качества │ларации о соответ-│ │
│ │ │ствии с прилагае- │ │
│ │ │мыми документами │ │
└────┴───────────────────┴──────────────────┴───────────────────────────┘
┌────┬───────────────────┬──────────────────┬───────────────────────────┐
2. Применение схем сертификации
2.1 По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг, и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).
2.2 По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают: