- создать условия повышения эффективного использования земли города Москвы;
- совершенствовать процессы землепользования и регистрации прав собственности города Москвы на земельные участки;
- создать механизмы регулирования управления городским имуществом, рационального использования земель города и его подземного пространства;
- повысить качество и сократить сроки разработки проектной и рабочей документации по объектам подземного строительства, сократить неэффективно используемые подземные пространства города;
- повысить эффективность оценки влияния природных и техногенных факторов на стоимость строительства подземных сооружений;
- увеличить социальный, инвестиционный, производственный, информатизационный потенциал города Москвы, создать условия экономического роста, совершенствования системы управления;
- уменьшить дополнительные затраты при реализации инвестиционных проектов.
Для выполнения этих условий необходим комплексный подход к реализации мероприятий по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы. Комплексный подход позволит сократить часть затрат при согласованном решении смежных задач. Позволит в полной мере использовать взаимоувязанность, преемственность, интегрированность информационных ресурсов, возможность использования одной и той же исходной информации для реализации нескольких задач.
Эффективно решать поставленные задачи, а также существующие проблемы возможно только программно-целевым методом.
5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
При реализации первого этапа работ по созданию единого геоинформационного пространства города Москвы была создана основа широкомасштабного использования пространственных данных для функционирования городских информационных ресурсов и информационных систем, оказания на их основе информационных услуг, решения различных задач, направленных на развитие городского хозяйства.
Вместе с тем до настоящего времени не решены в полном объеме следующие проблемные вопросы:
1. По качеству использования услуг, предоставляемых органами власти и организациями города, показатели Москвы пока не достигли уровня крупных городов развитых стран, где представление таких услуг рассматривается как одно из важнейших направлений развития открытого информационного общества. При этом возрастает тенденция интенсивного роста спроса на услуги, в основу которых заложено использование пространственной информации.
2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государственных и иных услуг, в том числе за счет комплексного подхода по информационному обеспечению.
3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых городских информационных ресурсов. До конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, позволяющих обеспечить согласованное функционирование информационных систем.
4. Отсутствие единой координации работ, выполняемых через различные программы, способствует усилению несогласованности по созданию, поддержанию в актуальном состоянии информационных ресурсов, их информационному содержанию, готовности использования для эксплуатации информационными системами различных организаций и ведомств, торможению процессов планирования, согласования, выпуска нормативной и законодательной документации.
5. Старение одних и актуальность других информационных ресурсов приводит при их совместном использовании к дополнительным затратам на воспроизводство требуемой информации или необходимой документации.
6. Нередки случаи противоречия данных в нормативных документах по наличию или отсутствию регламентированной информации, затрудняющие оперативное решение возложенных городом на специализированные организации функциональных задач.
7. Отсутствие или частичная взаимоувязанность различных видов пространственной информации при необходимости комплексного подхода при решении общегородских задач.
8. Отсутствие необходимой исходной информации для формирования или актуализации других пространственных данных, подготовки документации, решения оперативных вопросов или оказания услуг неизменно приводит к потере качества конечного результата. Особое место в этом плане отводится вопросам ликвидации негативных процессов, когда только наличие достоверной и полной информации гарантирует оперативность и качество решения поставленной задачи.
Без использования программно-целевого метода для разрешения описанных проблем сложно обеспечить нужный темп развития информационного обеспечения при освоении и развитии геоинформационного пространства, решении вопросов по обеспечению жизнедеятельности города и, как следствие, удовлетворение возрастающих потребностей в предоставлении государственных и иных услуг.
6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Первый возможный вариант решения указанных проблем, на решение которых направлена Программа, экстенсивный (консервативный). В основу его заложено сохранение в несколько модифицированном виде принципов, характерных для стадии создания единого геоинформационного пространства, в рамках которого при реализации мероприятий приоритетным считается создание и актуализация информационных ресурсов для поддержки, в основном, сначала ведомственных интересов в объемах собственных потребностей (за исключением отдельных видов данных, наиболее востребованных пользователями), а потом общегородских при соответственном отставании нормативного правового обеспечения. Реализация такого подхода связана с риском усугубления отставания информационного развития города Москвы от постоянно возрастающих потребностей в использовании геоинформационных данных.
В рамках второго (интенсивного) варианта предлагается выстроить приоритеты Программы с учетом комплексного (системного) подхода, в котором повышение качества государственных и иных услуг выступает в качестве основной цели. При этом выполнение мероприятий программы должно носить взаимоувязанный характер, даже по отдельным видам работ разной тематики, на основе мониторинга состояния пространственных данных и мониторинга наличия исходной информации для их актуализации. Максимальное использование имеющихся пространственных данных в качестве исходных для формирования других данных также должно быть основным принципом реализации мероприятий Программы. Такой подход позволит задавать цели, формировать приоритеты и более эффективно и согласованно определять последовательность действий при реализации Программы.
Риски такого подхода связаны с требованиями высокого уровня координации в реализации мероприятий Программы, а также с необходимостью соблюдения графика финансирования программных мероприятий.
Необходимость решения данных проблем интенсивным методом обусловлена комплексным решением и взаимосвязанностью многих направлений, что требует скоординированного выполнения различных мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера. Основными особенностями интенсивного метода является глобальный характер создаваемого единого геоинформационного пространства города Москвы.
Преимуществом данного подхода является возможность создания условий внедрения эффективных экономических механизмов в сфере управления городским хозяйством, создания благоприятных условий для обеспечения качества принятия управленческих решений за счет повышения достоверности и полноты имеющейся информации, внедрения современных информационных технологий, роста объемов инвестиций в реальный сектор экономики.
Кроме того, трехлетнее планирование мероприятий Программы и объемов финансирования позволит свести до минимума финансовые, организационные и иные риски, возникающие при реализации работ.
Основными целевыми показателями и индикаторами, отражающими результативность поставленных задач являются:
- повышение уровня актуальности пространственных данных, влияющие на качество оказываемых услуг;
- повышение доли информационных услуг, предоставление которых органам власти, городским организациям, службам и населению осуществляется с использованием пространственных данных;
- повышение доли информационного обеспечения для решения профессиональных задач, обеспечивающих жизнедеятельность города;
- повышение уровня интеграции пространственных данных;
- повышение уровня межведомственного взаимодействия на основе пространственных данных;
- повышение уровня информационного обеспечения о городских объектах и территории города в целом;
- увеличение эффективности использования градостроительного потенциала подземного пространства;
- повышение уровня стандартизации нормативно-правовой и нормативно-технической документации;
- увеличение числа задач, требующих использования пространственных данных;
- повышение оптимизации производственных процессов по созданию и внедрению информационных ресурсов;
- снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных, повышение их качества за счет исключения дублирования работ по созданию городских информационных ресурсов;
- повышение инвестиционной привлекательности строительных процессов;
- совершенствование организационных и технологических процессов по развитию инфраструктуры пространственных данных;
- повышения уровня развития геоинформационных технологий;
- повышение социально-экономической эффективности от внедрения новых технологий и новых видов пространственных данных;
- повышение уровня мероприятий по прогнозированию и упреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности города в целом.
Конкретные значения по целевым индикаторам, а также пользователи результатов Программы будут отражены в программе работ по развитию единого геоинформационного пространства.
7. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Реализация Программы должна быть направлена на решение поставленных городом основных задач в области развития единого геоинформационного пространства и связанных с ней смежных областей за счет дальнейшего масштабного развития информационных ресурсов и технологий и их широкого использования заинтересованными пользователями в различных сферах деятельности.
Программа должна быть структурирована на пять основных направлений, соответствующих целям Программы. Внутри направлений необходимо выделить основные разделы, соответствующие задачам Программы. В состав разделов должны входить основные мероприятия, реализация которых необходима для выполнения задач и достижения целей Программы.
В соответствии с указанными целями и задачами в Программе предлагается выполнить мероприятия по следующим направлениям: